Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Олимпийский чемпион «на вырост»

23:20
7360

Серебряный призер Олимпийских игр по горнолыжному спорту... Звучит как песня. Особенно если учесть, что эти 7 волшебных слов – о камчатском парне. Алексей КОНЬКОВ когда-то в сердцах пообещал, что никогда больше не встанет на горные лыжи, а спустя 10 лет добыл для страны медаль Олимпиады. И пусть эти Игры были пока только юношескими, но ведь на этом останавливаться наш спортсмен не собирается. Характера и здоровой спортивной злости этому парню точно не занимать, так что юношескую Олимпиаду можно считать только репетицией.

На юношеских Олимпийских играх в Норвегии 17-летний Алексей Коньков представлял весь российский мужской горнолыжный спорт. О том, что он отправится на свои самые важные старты не только этого сезона, но и, пожалуй, всей карьеры камчатский спортсмен узнал всего за 15 дней до вылета. Изначально на Игры должен был отправиться другой спортсмен сборной страны, еще один камчатский горнолыжник Никита Алехин. Он уже вовсю готовился, оставалось лишь «размяться» на европейском турнире. Но там в первом же заезде Никита получил серьезную травму. В итоге тренеры приняли решение: на Олимпиаду едет Коньков. Для самого Алексея это стало полной неожиданностью.

– Я знал, что в феврале стартуют юношеские Игры и конечно, как любой спортсмен, мечтал выступить на этом грандиозном турнире, хотя давно знал, что это право уже за Алехиным, – говорит Алексей Коньков. – Но я ни в коем случае не желал своему другу травмы или чего-то подобного – такой ценой я точно не собирался добывать себе путевку на норвежские склоны. Просто это спорт, и случиться здесь может всякое.


Характер чемпиона

Путь к медали Олимпиады у Алексея, собственно, тоже не был легкой прогулкой. Да и в горнолыжный спорт Коньков попал только со второй попытки. Но если бы не первая, не совсем удачная, возможно, спортивный азарт в парне бы так и не проснулся. Но, встав на горные лыжи впервые в своей жизни, 4-летний Леша вовсе не лихо поехал с горы, как ему хотелось, а упал, разозлился и сказал: «Больше никогда я на ваши лыжи не встану!»

– Но через год к нам в детский сад в Вилючинске пришел тренер, который набирал ребят в спортивную группу, – вспоминает Алексей Коньков. – Я решил: почему бы и не попробовать еще раз? Правда, как я встал на лыжи во второй раз, не помню. Но, судя по всему, вторая попытка была более удачной. (Смеется.)

И у маленького Леши началась спортивная жизнь: мама забирала сына из детского сада сразу после обеда, чтобы отвезти на тренировку, а сама стояла на горе и с замиранием сердца смотрела, как ее маленький мальчик осваивает азы горнолыжного спорта. Уже через год на первенстве Вилючинска имя Алексея Конькова прозвучало в числе призеров турнира – так было положено начало медальной коллекции.

– Эта медаль и сейчас висит у меня вместе со всеми наградами и очень отличается от других. Не только внешним видом, но и тем, что она – первая и очень мне дорога, – признается Алексей.

Первое время юный спортсмен не задумывался о каких-то грандиозных достижениях, но постепенно с приходом результатов стали появляться и мысли о перспективе. В Вилючинске все сложнее становилось с выездными соревнованиями, да и склон уже казался слишком простым для того, чтобы расти и нарабатывать мастерство. И когда личный тренер Конькова Олег Буканин перешел работать в СДЮСШОР по горнолыжному спорту «Морозная» в Елизово, Алексей решил последовать за ним.

– С переходом на «Морозную» и выездов на всероссийские соревнования у меня стало больше, и результаты начали расти, – отмечает Алексей Коньков. – А в 2014 году меня взяли на международные детские соревнования «Пиноккио» в Италии – это что-то типа детского Кубка мира. Там состоялся мой первый международный опыт. Но разве я мог тогда предположить, что меня ждет уже совсем скоро?..


Олимпийские надежды

Сезон 2015/2016 начался для Алексея вовсе не так триумфально, как завершился: в мае на сборах по общей физической подготовке его вдруг начал серьезно беспокоить голеностоп. Обследование показало, что на суставе образовалась капсула с жидкостью, в соседстве с которой ни о каких полноценных тренировках речи быть не могло. И без операции эту проблему решить оказалось невозможно.

– В итоге в июле я загремел на больничную койку, – рассказывает Алексей Коньков. – Меня прооперировали в Москве и сказали, что я могу вернуться к тренировкам. Я съездил с командой на очередные сборы, и тут случился рецидив. Снова операция, и на этот раз так быстро меня из больницы отпускать не собирались. Это ужасное чувство, когда ты знаешь, что твоя команда тренируется в Швейцарии, готовится к сезону, а ты даже не знаешь толком, когда сможешь встать на лыжи.

Но когда есть цель, на пути к ней нет ничего непреодолимого. Уже в ноябре Алексей вместе с командой начал полноценно готовиться к своему второму сезону в юниорской сборной. Никаких сверхзадач перед собой не ставил, понимая, что функциональной подготовки еще слишком мало, чтобы добиться чего-то значительного.

– И я сам, и тренеры понимали, что замахиваться на заграничные турниры пока не стоит – лучше покататься в России. Я поехал на Кубок страны в Магнитогорск, где вдруг стал третьим и понял: я все-таки могу, – вспоминает Коньков. – Тогда в январе мы полетели в Европу. Были в Австрии, Хорватии и Словении. Это уже совершенно иной уровень, когда ты выходишь на трассу и понимаешь, что на такой ты даже не тренировался ни разу. Все вокруг для тебя новое – иностранная речь, горнолыжные базы высочайшего класса, даже раздевалки другие. Очень сложно было адаптироваться ко всему этому. В итоге приезжаешь на финиш, смотришь на табло, а там твой… 93-й результат. Хватаешься за голову и думаешь: «Что я здесь вообще делаю?»

Но именно те европейские старты помогли будущему призеру юношеской Олимпиады выйти на этот новый уровень, привыкнуть к рельефу трасс, к жесткому снегу, к вниманию болельщиков и журналистов. Хотя, как признался сам Алексей, увидев трассы, на которых предстояло выступать на Олимпиаде, ему сначала стало немного страшно.

– Ничего подобного я не видел: мы в России тренируемся на простых склонах и такого рельефа у нас нет, – говорит Коньков. – А здесь снег был жесткий, как бетон, скорость непривычно высокая, приходилось технику прохождения корректировать буквально на ходу. В первый день Олимпиады в супергиганте я стал 20-м. Затем нас ожидал гигантский слалом, здесь в первой попытке я был 8-м, а во второй мне, наверное, все-таки не хватило физической подготовки, и в итоге я не попал в первую 20-ку, но по сумме двух заездов стал 12-м. В третий день мы соревновались в слаломе, где в первой же попытке я не финишировал.

И вот, наконец, спортсменов ожидали командные соревнования. К ним допускались не все спортсмены, а лишь те, кто показал хорошие результаты в индивидуальных стартах. В итоге российская команда – Алексей Коньков и Анастасия Силантьева – вошли в 16 команд-участниц.

– Первый заезд у нас был с итальянцами. И мне, и Насте предстояло проехать дважды – по одной трассе и по второй, – рассказывает Алексей. – В итоге Италию мы одолели со счетом 4:0. Дальше вышли на словенцев, с ними проехали со счетом 2:2 – Настя два заезда проиграла, я оба свои выиграл. По сумме времени получилось, что нам его понадобилось меньше. Третий заезд был с командой Канады. И снова Настя уступила дважды, я дважды выиграл. Время у нас также оказалось лучше, чем у канадцев. Но не нужно думать, что я один вытащил наш результат. Здесь была абсолютно командная работа: Настя никогда не опускала руки и выкладывалась максимально, стараясь сделать отставание минимальным. Если бы проигрыши Насти были «космическими», я бы ни за что не смог отыграться… Но в итоге мы дошли до финала, а там нас ожидали немцы. И вот мы поднимаемся на старт, тренеры нам говорят, медаль у вас уже есть, осталось только решить, золотая или серебряная.

После этих слов спортсменам пришлось заглушить в себе бурю эмоций, постараться сконцентрироваться и приступить к финальному заезду. Первой стартовала Настя. Алексей смотрел и понимал: его напарница уступает, ему придется отыгрывать больше, чем полсекунды. А для такой короткой дистанции это немало.

– Я пошел на риск: решил сделать траекторию более прямой, попытаться сэкономить эти доли секунды, – говорит Алексей. – В итоге упал. Но риск, я считаю, был оправдан – я мог проходить трассу так же медленно, фактически ехать на серебро. Но я решил бороться до конца…

Серебряной медали на Олимпиаде от ребят никто не ожидал – ни они сами, ни тренеры. В итоге Алексей и Настя стали главными надеждами на светлое будущее российского горнолыжного спорта. Правда, во взрослом спорте им многое предстоит пережить – высочайшую конкуренцию, соперничество с маститыми и титулованными спортсменами, еще большую ответственность и проверку на хладнокровие. Но они уже доказали всем, что могут быть настоящей командой, что умеют бороться до конца. Вернувшись на Камчатку в апреле, Алексей отдыхал недолго: уже 1 мая он с командой снова отправился в Москву на сборы. Впереди – новый сезон, новые задачи и, мы не сомневаемся, новые победы. Ведь если есть цель, то на пути к ней нет ничего непреодолимого.


Ольга ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ

Фото из архива Алексея КОНЬКОВА
Олимпийский чемпион «на вырост» 0Олимпийский чемпион «на вырост» 1

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.