Цветы Победы

Виктор ТРИШКИН, «Натюрморт весенний»  (холст, масло, 70 х 83, 1983 г., КГБУ «ККХМ»)
Виктор ТРИШКИН, «Натюрморт весенний» (холст, масло, 70 х 83, 1983 г., КГБУ «ККХМ»)
Впервые пришел я к нему в мастерскую,
Повсюду разложены краски, холсты.
Сидел у окна он, о чем-то тоскуя,
А сам рисовал полевые цветы…
Сказал я: зимою цветы? Нереально.
Не вспыхнет огонь на холодной земле!
А он улыбнулся и глянул печально:
– Отец мой погиб на Смоленской земле…
Георгий Поротов, «Полевые цветы»

9 Мая – самый светлый и самый главный праздник в России. День Победы 2016 года позади. Прошли маршем по всей стране торжественные парады имноготысячные колонны бессмертного полка, отгремели праздничные салюты.

В каждой семье вспоминали своего героя: прадеда, деда, отца, мужа, брата, приближавшего этот день, отдавшего для Победы кто долгие военные годы, а кто и саму жизнь… С каждой весной все меньше остается очевидцев и участников сражений Великой Отечественной. Но может ли потускнеть память? Как сохранить ее незамутненной, не растерять за громкими, патетическими фразами и пафосом официоза?..

Эта картина, однажды увиденная на персональной выставке заслуженного художника России Виктора Тришкина, сохранилась в памяти навсегда; при взгляде на нее отчего-то вдруг перехватило дыхание и подумалось о моем деде Николае Ильиче, который умер, когда мне едва исполнился год, «от старых военных ран», как всегда повторяла бабушка…

«Воспоминание» – не огромное батальное полотно, не героический портрет полководца, а всего лишь скромный натюрморт, посвященный памяти отца, не вернувшегося с войны.

«Каждый художник пишет то, что ему дорого, то, что его волнует: кто-тоизображает милые сердцу предметы, кто-то фрукты, кто-то цветы…» – размышляет Виктор Михайлович. Художник родился 8 апреля 1940 года в деревне Антиповке Саратовской области. Отец Михаил Иванович Тришкинработал на железной дороге, обслуживал пути. В 1941 году он ушел на фронт и погиб под Смоленском… Пережив острый послевоенный голод, в 1949 году семья Тришкиных – мама Дарья Федоровна и четверо детей – в поисках лучшей доли переехала на Сахалин. А в 1959 году Виктор Михайлович Тришкин впервые попал на Камчатку, отслужил здесь три года в армии и, сраженный красотой дивного края, после окончания Биробиджанского художественного училища вернулся в Петропавловск, где живет и работает уже полвека.

Виктор Тришкин – признанный мастер натюрморта. Именно он создал первый подлинно камчатский натюрморт: его «Нымыланская кухня»повествует о нехитром быте береговых коряков с огромной теплотой иискренней любовью к коренным обитателям земли Камчатки. В краевом объединенном музее собрана впечатляющая коллекция натюрмортов художника. Но «Воспоминание», пожалуй, – самая мощная работа Виктора Тришкина в этом жанре. По форме натюрморт, по содержанию – этореквием по отцу, по воину, не дожившему до Победы. На темном мерцающем, словно покрытом пороховой пылью, фоне – солдатский котелок, походная фляжка, буханка хлеба, несколько картофелин и трогательно-беззащитный букетик ландышей с белоснежными бубенчиками нежнейших цветков…

Удивительным образом перекликается эта работа с полотном Виктора Тришкина, хранящимся в фондах Камчатского краевого художественного музея. На сколоченном из досок сером деревянном столе три букета с первыми весенними цветами, ветер чуть колышет их лепестки, перед цветами кучка коричнево-охристой и бело-серебристой корюшки – «Натюрморт весенний» написан в 1983 году в Оссоре. «Подошел ко мне мальчик в военной летной фуражке с корюшкой, – рассказывает Виктор Михайлович, – у меня где-то даже сохранился набросок, как он сидит за столом… Выложили корюшку на стол, и натюрморт я написал тут же с натуры за один сеанс…»

«Воспоминание», появившееся в год 30-летия Победы, и натюрморт, написанный в камчатской глубинке в начале 80-х годов ХХ века: на каждой из этих работ как символ пробуждающихся сил природы, как знак весны – неброские прекрасные свежие цветы. Полевые цветы в старинных голландских натюрмортах были символом бренности и быстротечности жизни. Цветы Виктора Тришкина – всегда символ Победы, той Победы, которая пришла весной 1945 года, и той победы света и тепла над стужей и мраком, нравственного закона над подлостью и лицемерием, правды и красоты над безобразием и обманом, которую природа и человек празднуют каждую весну. Этот мотив родом из детства, опаленного войной, художник пронес через всю жизнь. Трепетные, нежные победные полевые цветы Виктора Тришкина навечно вписаны в скрижали камчатской культуры.

Я помню: мне было три года всего лишь,
На хрупкие ноги вставали мальцы,
Да вдруг тишина раскололась,
Покинули с болью детишек отцы.
Был сбор. Не видел отца своего я
Среди бесконечной людской суеты.
Но вот он! Мой папа прошел перед строем
И маме поднес полевые цветы.
Навеки запомнил я горечь разлуки…
Так вот он откуда, закон красоты:
Он выношен в сердце и в творческой муке,
Как эти простые, святые цветы.
Георгий Поротов, «Полевые цветы»


Елена КАРАТКОВА, научный сотрудник Камчатского краевого художественного музея

1523

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых