Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Цветы Победы

23:55
3041
Виктор ТРИШКИН, «Натюрморт весенний»  (холст, масло, 70 х 83, 1983 г., КГБУ «ККХМ»)
Виктор ТРИШКИН, «Натюрморт весенний» (холст, масло, 70 х 83, 1983 г., КГБУ «ККХМ»)
Впервые пришел я к нему в мастерскую,
Повсюду разложены краски, холсты.
Сидел у окна он, о чем-то тоскуя,
А сам рисовал полевые цветы…
Сказал я: зимою цветы? Нереально.
Не вспыхнет огонь на холодной земле!
А он улыбнулся и глянул печально:
– Отец мой погиб на Смоленской земле…
Георгий Поротов, «Полевые цветы»

9 Мая – самый светлый и самый главный праздник в России. День Победы 2016 года позади. Прошли маршем по всей стране торжественные парады имноготысячные колонны бессмертного полка, отгремели праздничные салюты.

В каждой семье вспоминали своего героя: прадеда, деда, отца, мужа, брата, приближавшего этот день, отдавшего для Победы кто долгие военные годы, а кто и саму жизнь… С каждой весной все меньше остается очевидцев и участников сражений Великой Отечественной. Но может ли потускнеть память? Как сохранить ее незамутненной, не растерять за громкими, патетическими фразами и пафосом официоза?..

Эта картина, однажды увиденная на персональной выставке заслуженного художника России Виктора Тришкина, сохранилась в памяти навсегда; при взгляде на нее отчего-то вдруг перехватило дыхание и подумалось о моем деде Николае Ильиче, который умер, когда мне едва исполнился год, «от старых военных ран», как всегда повторяла бабушка…

«Воспоминание» – не огромное батальное полотно, не героический портрет полководца, а всего лишь скромный натюрморт, посвященный памяти отца, не вернувшегося с войны.

«Каждый художник пишет то, что ему дорого, то, что его волнует: кто-тоизображает милые сердцу предметы, кто-то фрукты, кто-то цветы…» – размышляет Виктор Михайлович. Художник родился 8 апреля 1940 года в деревне Антиповке Саратовской области. Отец Михаил Иванович Тришкинработал на железной дороге, обслуживал пути. В 1941 году он ушел на фронт и погиб под Смоленском… Пережив острый послевоенный голод, в 1949 году семья Тришкиных – мама Дарья Федоровна и четверо детей – в поисках лучшей доли переехала на Сахалин. А в 1959 году Виктор Михайлович Тришкин впервые попал на Камчатку, отслужил здесь три года в армии и, сраженный красотой дивного края, после окончания Биробиджанского художественного училища вернулся в Петропавловск, где живет и работает уже полвека.

Виктор Тришкин – признанный мастер натюрморта. Именно он создал первый подлинно камчатский натюрморт: его «Нымыланская кухня»повествует о нехитром быте береговых коряков с огромной теплотой иискренней любовью к коренным обитателям земли Камчатки. В краевом объединенном музее собрана впечатляющая коллекция натюрмортов художника. Но «Воспоминание», пожалуй, – самая мощная работа Виктора Тришкина в этом жанре. По форме натюрморт, по содержанию – этореквием по отцу, по воину, не дожившему до Победы. На темном мерцающем, словно покрытом пороховой пылью, фоне – солдатский котелок, походная фляжка, буханка хлеба, несколько картофелин и трогательно-беззащитный букетик ландышей с белоснежными бубенчиками нежнейших цветков…

Удивительным образом перекликается эта работа с полотном Виктора Тришкина, хранящимся в фондах Камчатского краевого художественного музея. На сколоченном из досок сером деревянном столе три букета с первыми весенними цветами, ветер чуть колышет их лепестки, перед цветами кучка коричнево-охристой и бело-серебристой корюшки – «Натюрморт весенний» написан в 1983 году в Оссоре. «Подошел ко мне мальчик в военной летной фуражке с корюшкой, – рассказывает Виктор Михайлович, – у меня где-то даже сохранился набросок, как он сидит за столом… Выложили корюшку на стол, и натюрморт я написал тут же с натуры за один сеанс…»

«Воспоминание», появившееся в год 30-летия Победы, и натюрморт, написанный в камчатской глубинке в начале 80-х годов ХХ века: на каждой из этих работ как символ пробуждающихся сил природы, как знак весны – неброские прекрасные свежие цветы. Полевые цветы в старинных голландских натюрмортах были символом бренности и быстротечности жизни. Цветы Виктора Тришкина – всегда символ Победы, той Победы, которая пришла весной 1945 года, и той победы света и тепла над стужей и мраком, нравственного закона над подлостью и лицемерием, правды и красоты над безобразием и обманом, которую природа и человек празднуют каждую весну. Этот мотив родом из детства, опаленного войной, художник пронес через всю жизнь. Трепетные, нежные победные полевые цветы Виктора Тришкина навечно вписаны в скрижали камчатской культуры.

Я помню: мне было три года всего лишь,
На хрупкие ноги вставали мальцы,
Да вдруг тишина раскололась,
Покинули с болью детишек отцы.
Был сбор. Не видел отца своего я
Среди бесконечной людской суеты.
Но вот он! Мой папа прошел перед строем
И маме поднес полевые цветы.
Навеки запомнил я горечь разлуки…
Так вот он откуда, закон красоты:
Он выношен в сердце и в творческой муке,
Как эти простые, святые цветы.
Георгий Поротов, «Полевые цветы»


Елена КАРАТКОВА, научный сотрудник Камчатского краевого художественного музея

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.