Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Екатерина ГИЛЬ: «Не ошиблись предки, у меня – волшебная судьба…»

00:35
7380

В свои 65 лет солистка первого состава ансамбля «Мэнго», заслуженная артистка России, не сидит на месте, а занимается активной общественной работой, сохранением и возрождением национальных традиций в центре национальных культур ДК «Сероглазка».

Наша встреча состоялась накануне юбилейного творческого вечера артистки. Несмотря на то, что Екатерина более полувека назад покинула родной поселок, она с большой теплотой и биографической точностью вспоминает жизнь камчатского Севера.


В моем доме слились традиции

До четырнадцати лет Екатерина Уркачан жила со своей большой семьей в Палане. Поселок стал домом для северян из Тигиля, Лесной, Воямполки. Все перемешалось: коряки, ительмены, эвены жили по соседству, рядышком.

– У нас всегда было много гостей. Вокруг дома почти каждый день останавливались пять-шесть запряженных собаками нарт, а внизу, в километре-двух от дома, часто виднелись оленьи упряжки. Каждый вечер гости пели под свой родовой бубен. В нашем доме часто делились воспоминаниями о знаменитых и уважаемых людях, которые могли стать примером и для твоей собственной жизни, – рассказывает Екатерина Трифоновна.

У маленькой Кати особый интерес вызывала национальная одежда, которая поражала своим разнообразием и красотой. Она особенно любила зимние праздники на селе, когда приезжало несметное количество «модных» людей, когда гости на протяжении гуляния переодевались несколько раз.

– Я помню большое количество кистей, орнаментов, вышитых оленьим волосом на яркой красно-бордовой поверхности женских кухлянок. По мужским костюмам всегда можно было определить, откуда человек родом. Там, где у гостя карманчик для кисета и очков, вышивались лепестки растений. Это был своеобразный географический указатель, почти карта.

Екатерина Трифоновна с детства помнит изречение: если к тебе не обращаются, значит ты напрасный человек, никчемный. Она навсегда запомнила, что очень важно выслушать собеседника и быть учтивой.

– Помню, маленькая была. Бегу-бегу. Отпускаю, между делом, вполне дежурные фразы: «Здравствуйте! Как поживаете?» Надо быстренько спросить и бежать дальше. Я уже не помню момента, когда все поменялось. Мне пришлось останавливаться и говорить с людьми. Я должна была выслушать человека, ведь он со мной разговаривал. Но я только сейчас, через многие десятилетия, поняла, почему это произошло. Все случилось под приглядом старейшин. Отец верил, что я буду необыкновенным человеком. Он углядел, что у маленького комочка – волшебная судьба… Не ошиблись предки, жизнь моя яркая и полна удивительных событий, – улыбаясь, рассказывает Екатерина Трифоновна.


Труд помог выжить

В детстве Екатерина часто болела, поговаривали, что она слабая и жить осталось недолго. Будучи школьницей, Катя Гиль сама поменяла свою судьбу. Главным примером для нее послужили отец и мать.

– Я была слаба физически, но ежедневный труд и пример родителей давали силы бороться. Было очень обидно, когда каждый год мне давали справку, чтобы я не посещала уроки физкультуры. Я компенсировала свою физическую слабость упражнениями в труде. В семье было несколько братьев и сестер – семь человек нужно было обстирать, привести в порядок постельные принадлежности. А сколько воды нужно было натаскать на всю семью! Идти приходилось под обрыв, и я каждый день по нескольку раз поднималась с тяжелыми ведрами. Единственное, чего я не могла делать, так это выделывать шкуры, поскольку для такой работы нужны очень крепкие руки! Это была запретная зона. Моя подростковая жизнь превратилась в круговорот взрослых занятий, а между делами я наблюдала за красивыми людьми, слушала разговоры и впитывала национальный колорит, дышала родным Севером. Время шло, можно сказать, что я сама себя за шкирку вытащила, не веря тем, кто говорил, что долго не протяну.


«Мэнго» – театр всей жизни

Из родной Паланы Екатерину увезли в 14 лет. Руководитель ансамбля «Мэнго» Александр Гиль сделал ей предложение влиться в творческий коллектив. На вопрос, не страшно ли было уезжать в столь юном возрасте, Екатерина смеется:

– Нет, совершенно не страшно. С таким человеком, как Александр Гиль, страшно не было, хоть ему и было 23–24 года. И этот совершенно молодой человек стал нашим полководцем! Мы танцевальной группой все трудности и невзгоды делили поровну. Удивительно, как мы из угловатых парней и девушек быстро превратились в лебедей. Мы прошли с ним долгую и счастливую творческую жизнь, и теперь театр «Мэнго» живет с именем Александра Гиля, с памятью о нем.

На самом деле я очень рада, что «Мэнго» будет танцевать в моем бенефисе. Это по-настоящему здорово. Как только я позвонила Марку Арнольдовичу Нюмену, нынешнему руководителю ансамбля, и пригласила на свой юбилей, он поинтересовался: «Сколько нужно номеров для выступления? Два, три?» Я, недолго думая, ответила: как можно больше, ведь именно вас народ хочет видеть и слышать! Это еще один шанс для земляков полюбоваться вами.


Культура – не ремесло, а призвание

Екатерина Трифоновна сокрушается, что многие национальные коллективы ушли, прекратили существование. «Мэнго» – академический ансамбль. А всего на Камчатке свыше 37 замечательных, самобытных ансамблей. И вот этим коллективам, которые поменьше, помощь тоже очень нужна.

– Я на свои мероприятия приглашала детский ансамбль «Уйкав» Лидии Чечулиной. Меня спрашивали: зачем их-то тащить? Если бы эти советчики что-то понимали! Ведь это и есть сохранение наследия. Этим детям не нужна балетная подготовка, им необходимо танцевать, ездить, им нужны выступления. Поддержка, конечно, важна: одеть ансамбль нужно, обуть тоже надо. И речь идет не об одном комплекте костюмов, должно быть два-три наряда. Если этого не делать, то все может исчезнуть вместе с танцами. Следом уйдет язык и культура народа в целом. Мне хорошо известно, что нести свет культуры на Север могут люди, которые определили свои ориентиры, которые преданы своему народу и любят Камчатку.


Друзьям всегда рада

Когда мы говорили с Екатериной Трифоновной о предстоящем праздновании юбилея, она тут же начала рассказывать о талантливых национальных коллективах, об артистах, на которых стоит обратить внимание. Сам же творческий вечер она представляла очень ярким именно потому, что он соберет ее друзей, учеников, мастеров сцены.

– Это мое первое 65-летие, – говорила, смеясь, Екатерина Трифоновна, – но я верю, что оно будет блистательным, ведь на сцене будет плеяда звездных коллективов. Многих из тех, кто придет меня поздравить, я давно не видела. Это очень здорово – еще раз встретиться на одной сцене! Конечно, я очень жду зрителей. Это будет юбилейная встреча творческих танцевальных коллективов Камчатки.


Надежда ДЕДОВА


От редакции: юбилейный творческий вечер Екатерины Гиль состоялся во вторник, 10 мая. В день, когда версталась газета. Потому мы не успели рассказать о встрече читателям, но обязательно сделаем это в следующем номере.

От всей души мы адресуем любимой артистке самые теплые поздравления и пожелания. С юбилеем Вас, уважаемая Екатерина Трифоновна! Огромное спасибо за талант, за горячее сердце и верность камчатскому Северу!


Нести свет культуры

Екатерина ГИЛЬЕкатерина Трифоновна Гиль (Уркачан) родилась 9 мая 1951 года в п. Палана Тигильского района в семье оленевода. В 1965 году, по приглашению Александра Гиля, Екатерина пришла в «Мэнго». Спустя всего два года она уже исполнила главную партию в первом корякском балете «Мэнго». Следующие 25 лет Екатерина Трифоновна была ведущей солисткой ансамбля.
В 1974 году был заключен семейный союз Александра Гиль и Екатерины Уркачан. После внезапной и трагической смерти хореографа в 1988 году Екатерина ушла из «Мэнго» и стала преподавателем национального танца в окружной школе искусств поселка Палана. С 1993 по 1996 годы занималась с детьми возрождением алеутской культуры на Аляске.
По возвращении из США Екатерина Гиль уделила серьезное внимание эвенской культуре в Быстринском районе Камчатской области.
В феврале 2001 года Екатерина стала преподавателем национального танца народной академии при Камчатском государственном педагогическом университете. Затем около двух лет работала в окружном центре народного творчества в Палане. В 2004 году Екатерина Трифоновна вернулась в Петропавловск-Камчатский.
Сегодня Екатерина Гиль заведует отделом центра национальных культур ЦКД «Сероглазка».
Екатерина ГИЛЬ: «Не ошиблись предки, у меня – волшебная судьба…» 0

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.