Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Территория милосердия

13:00
2378

«Вот она, канис терра, собачья земля» – первое, что приходит на ум, едва оказываешься на территории вилючинского приюта для бездомных собак. Впрочем, нет, они не бездомные. Ведь он есть, пусть один на всех, пусть отнюдь не фешенебельный, но дом – место, где их любят, не обижают, кормят, лечат, берегут – заботятся.

Здесь, на окраине закрытого городка, вам расскажут историю каждого жильца этой совсем не тихой обители. А их здесь на сегодня полторы сотни – брошенных, подкинутых, спасенных.

Во многих просматриваются признаки породы – это метисы. По ним можно отследить историю камчатского собаководства. Есть потомки скотч-терьеров, такс, колли, шарпеев, лабрадоров… Перечень длинный. Но еще больше здесь обычных псов, беспородных, но от этого не менее обаятельных и симпатичных.

Они подходят к вновь прибывшим, к совсем не знакомым людям, глядят вопросительно: «Ты за мной?» Не получив ответа, спокойно удаляются по своим делам. У них есть «мамы» – женщины, которые вот уже без малого два года каждый день зимой и летом в любую погоду идут сюда вдвоем (в одиночку не справиться), чистят вольеры, осматривают подопечных, выгуливают, кормят.

Кормежка – целая эпопея. Еще на подступах к этим местам слышен запах костра и приготовляемой пищи. Это варится каша. На 150–160 собак. Каждый день. На костре! Кормокухни нет. Оборудовать ее пока не позволяют условия. Положение могла спасти полевая кухня. Ее даже пообещали, но передумали. А ведь это был бы праздник! Приют готов даже купить это чудо военной техники за небольшую денежку, но никто не продает.

Летом, конечно, полегче живется. А вот зимой… Можно было бы перевести собак на сухой корм, но тогда в мисках постоянно должна быть вода, а она замерзает: отопления нет. В новых вольерах – нет совсем, в старом бетонном строении – печка-буржуйка. Поэтому постоянно нужны дрова. Этой зимой стояли сильные морозы, и расход дров увеличился. В результате в январе возник дефицит. Пришлось решать вопрос в экстренном порядке. Зато повезло со снегом: его было сравнительно не много. Иначе двум женщинам пришлось бы вести широкомасштабные раскопки.

В чем же причина такой бытовой неустроенности собачьего пристанища? Собственно, изначально никто не планировал разворачивать здесь глобальный проект. Хотели приютить пару десятков крупных собак, вот и попросились на задворки к местному промышленному предприятию. Но то ли земля слухами полнится, то ли население у нас – разведчик на разведчике, только сарафанное радио передало: в Вилючинске открылся приют. И началось… День и ночь граждане тащили собак, взрослых и щенков по одному и оптовыми партиями. Далеко не все доброхоты являются лично, зачастую просто подкидывают животных в коробках, привязывают к деревьям и столбам. Это притом, что приют находится на закрытой территории! Если бы не пропускная система, он бы просто уже прекратил существование, уверены волонтеры. Так и разрослось малое пристанище до размеров приличной фермы. Вот только поголовье не размножается: большая часть животных стерилизована.

Они живут мирно в стороне от города, стараясь никому не мешать. Правда, гражданам неймется: то с оружием явятся, то с ракетницами придут. Однажды какие-то ухари открыли стрельбу со стороны леса. Стреляли из травматики прямо в собачьи морды. Людей в этот момент рядом не было. Беззащитные псы стали для подонков живыми мишенями. Назавтра женщины руками выковыривали пули из собачьей плоти.

Чуть легче стало, когда удалось нанять сторожей. Долго искали желающих: люди не хотят работать за скромную зарплату в спартанских условиях. Особенно зимой.

Летом в выходные здесь царит веселое оживление: приезжают помощники из Петропавловска, члены общественной зоозащитной организации «Остров надежды», подтягивается бесценная рабочая сила – мужская. С учетом дальней дороги время пребывания ограничено, поэтому люди стремятся успеть как можно больше. А работы полно, и так нужна помощь!

Нужны мужчины, их сила и сноровка: приходится много чинить и строить. Нужны дрова, сено, стройматериалы и грузовики, чтобы все это завозить. Сено нужно всегда! Расход – 2 тонны в месяц. Оно используется в качестве подстилок. Матрасики и коврики не годятся: контингент зубастый. Стройматериалы – это доски, рабица, гвозди, саморезы, линолеум, пойдет и напольное покрытие, даже б/у. Нужно продовольствие – крупы, макароны. Нужны пластмассовые ведра и металлические тазы. Нужны деньги на услуги ветеринаров. Кроме того, приходится оплачивать передержку: не все животные находятся в вилючинском приюте. Сотни расквартированы у частников в Петропавловске и Елизове. Всегда нужны противоглистные препараты, средства от блох и клещей, амуниция, особенно шлейки и намордники – для доставки собак в ветлечебницы, цепи. Нужны глазные и ушные капли, моющие средства без хлора, перчатки – текстильные и резиновые, ветошь х/б. Нужны препараты для лечения органов ЖКТ, растворы для капельниц, противовирусные средства, иммуностимуляторы.

На вопрос, какая из бесчисленных проблем стоит сегодня особенно остро, волонтеры отвечают: стерилизация. Необходимо прооперировать еще порядка 30–40 крупных собак, а грант, полученный на эти цели, уже выбран до конца года. «Остров» ищет выход, одновременно решая бесконечные повседневные задачи: строит, лечит, кормит, обучает, ведет пропагандистскую работу. Хочется, конечно, решать проблемы по мере их поступления, только они не спрашивают, в очереди не стоят – наваливаются гурьбой. Ведь брошенные животные – явление круглосуточное и круглогодичное. У нас, к сожалению, за цинизм и предательство не судят и даже не все осуждают. Так что, волонтерам работы хватит на многие лета. Одно радует: есть на нашей земле такие островки, где находит свое живое воплощение прекрасное, ныне забытое слово милосердие. Символично, что первым его пристанищем стал именно военный городок.


Марина КОНОНЕНКО


Справка

При передаче животного новым владельцам организация заключает договор, обеспечивающий его права и безопасность, курирует своих подопечных и при необходимости принимает их обратно. Только за период с 2014 по 2015 годы организацией «Остров надежды» определено в семьи порядка 1 500 животных, из них 130 собак прошли через вилючинский приют.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.