Фальшивое ОСАГО – 2

Фальшивое ОСАГО – 2

Проводить специальные рейды по выявлению у автолюбителей фальшивых полисов ОСАГО намерены органы ГИБДД Камчатского края совместно с представителями страховых компаний, легально работающих на территории полуострова. Такое решение принято 15 июня в ходе второго межведомственного совещания правоохранительных, контролирующих, надзорных органов и органов исполнительной власти края.

Совещание прошло под руководством начальника камчатского УФАС Ирины Светловой при участии главного федерального инспектора по Камчатскому краю аппарата полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Александра Шарова.

Представители САО «ВСК», участвовавшие в совещании, высказали готовность круглосуточно оказывать поддержку сотрудникам ГИБДД и УМВД в вопросах проверки полисов ОСАГО при оформлении ДТП на предмет их нахождения в базе данных страховой компании. Это существенно облегчит процесс выявления поддельных документов «автогражданки» и даст возможность правоохранительным органам оперативно изымать полисы, имеющие признаки подделки, для проведения по ним экспертизы. Будут страховщики участвовать и непосредственно в проверочных рейдах.

Как показывает практика проведения аналогичных мероприятий по выявлению злостных неплательщиков штрафов и алиментов, рейды дают весьма положительные результаты. Проведение их должно существенно сократить количество поддельных полисов, имеющих сейчас хождение в крае. Согласно интерактивной карте, опубликованной на официальном сайте камчатского УФАС, Камчатка сегодня занимает одно из лидирующих мест среди регионов России по количеству находящихся на руках у населения поддельных полисов ОСАГО.

Кроме того, принято решение и о комплексе оперативных мер по выявлению точек продажи поддельных полисов на территории края и мерах широкого информирования камчатцев о тех последствиях, которые несет за собой покупка и использование фальшивого полиса.

Пока наиболее пострадавшими в истории с подделками остаются страховые компании. По данным, предоставленным директором камчатского филиала САО «ВСК» Ивана Разумова, только с 1 января по 1 июня в судах Камчатского края было рассмотрено 150 исков от автовладельцев края к ВСК о возмещении ущерба после ДТП с предъявлением фальшивых полисов. Общая сумма исковых требований по этим делам приближалась к 30 миллионам рублей. Взыскано было судами 14,5 миллиона, которые тяжким грузом упали на статью убытков компании. Сейчас в производстве судов находятся еще 123 аналогичных иска с общей суммой требований более 17 миллионов рублей.

«Мы готовы работать с каждым из наших клиентов индивидуально, – рассказал нам Иван Разумов. – ВСК рассчитывает размер ущерба по единой методике, не занижая, но и не завышая стоимость ремонта автомобилей. Сейчас мы готовы предоставлять клиентам и непосредственно услуги ремонта взамен денежного возмещения ущерба. В скором времени будут увеличены точки продажи наших легальных полисов ОСАГО для того, чтобы камчатцам не приходилось высиживать многочасовые очереди. Все, что оформляется легально, мы отрабатываем и будем отрабатывать по полной программе. Главное – победить рынок фальшивок, который сводит на нет все наши усилия и просто разоряет страховщиков.

К сожалению, нашу позицию относительно недопустимости выплат по фальшивым полисам ОСАГО пока не принимают судебные органы, но мы сделаем все возможное для того, чтобы нас услышали и в суде. Ведь опосредованно от этого зависит камчатский рынок ОСАГО в целом и то, как скоро мы будем выплачивать гражданам компенсацию ущерба по легальным полисам. Сейчас нас практически насильно, путем судебных решений, заставляют платить весьма существенные суммы по тем договорам страхования «автогражданки», которые нами не заключались.

Немаловажную роль здесь играют так называемые автоюристы, которые действуют по отработанным схемам в суде. На самом деле они ведут нечестную игру, построенную на пробелах нашего законодательства, вовлекая в нее и граждан, и суд. Доходит до того, что есть случаи, когда в материалах суда уже имеется экспертиза, показавшая, что бланк предъявленного полиса ОСАГО не изготовлен предприятием «Госзнак», а напечатан просто на принтере (то есть, является фальшивкой), но суд все равно присуждает нам возместить ущерб. Только по одному из таких дел с ВСК взыскано более полумиллиона рублей. Такой финансовый прессинг не в состоянии выдержать ни одна компания».

«Почему камчатское УФАС озаботилось проблемой хождения фальшивых полисов на Камчатке? – прокомментировала итоги совещания руководитель антимонопольного органа Ирина Светлова. – У нас очень локальный рынок ОСАГО. Сегодня полисы в крае оформляют только 2 компании – Росгосстрах и ВСК. С Росгосстрахом в прошлом году у нас была целая серия разбирательств по поводу навязывания компанией дополнительных услуг клиентам, оформлявшим полисы ОСАГО. В этом году компания ограничила свой объем выдачи полисов «автогражданки». Остается ВСК, которая столкнулась с большой очередностью и загруженностью. При этом надо понимать, что для ВСК продажа полисов ОСАГО – это не профильное направление бизнеса, а скорее побочное. Поэтому есть угроза ухода этой компании с рынка ОСАГО вовсе. Это создаст на полуострове еще более напряженную ситуацию, чего нельзя допустить. Мы все – автомобилисты и прекрасно понимаем, что без полиса управлять автомобилем нельзя. Поэтому, чтобы не оголить рынок ОСАГО на Камчатке, необходимо поставить жесткий заслон хождению здесь фальшивых полисов».

Конечно, мало кто из автомобилистов слишком уж заморачивается тем, как чувствуют себя страховые компании. По большей части общение со страховщиками вызывает у водителей негативные эмоции: многочасовые очереди за оформлением полиса, повышение ставок страховых премий, несогласие с оценкой ущерба после ДТП и так далее. Все это толкает нас в руки столь заманчивых мошенников, обещающих «ОСАГО за час», а потом и к автоюристам, без проблем обеспечивающих нам возмещение весьма «кругленьких» сумм ущерба, штрафа и морального вреда при полном нашем бездействии. Заключил с автоюристом договор, выполнил все его указания – и получил выплату. А получают люди действительно немало. Например, при сумме ущерба 160 тысяч сверху взыскивается штраф за недобровольное погашение страховой компанией ущерба в размере 80 тысяч рублей. Как говорится, приятная прибавка. При этом никого не волнует, что предъявленный при этом полис был фальшивым. Между тем использование фальшивого документа, да еще и влекущее за собой получение денежных средств, – тоже преступление.

Главный федеральный инспектор по Камчатскому краю аппарата полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Александр Шаров, указывая на необходимость широкого информирования населения края о недопустимости использования поддельных полисов ОСАГО, обратил особое внимание на то, что любой гражданин, приобретая полис, должен проявлять гражданскую ответственность и понимать, что удостовериться в подлинности этого документа – прежде всего в его интересах.

«Нужно внимательно относиться к процедуре оформления полиса ОСАГО, не покупать его в сомнительных местах, не верить в то, что «дешевый» полис может быть настоящим. Ответственность за использование поддельных документов существует и административная, и уголовная. Информация о привлечении человека к ответственности ляжет в его личное дело и может потом повлиять не только на его, например, трудоустройство, но и на выбор профессии его детей. Ну и вообще, если мы хотим жить в правовом государстве, то должны в первую очередь от себя требовать соблюдения законов. Ситуация с хождением на Камчатке поддельных полисов автогражданской ответственности очень серьезная, но мы ее изменим совместными усилиями исполнительной власти и правоохранительных органов», – сказал Александр Шаров.


Вместо послесловия

По данным сайта «За права заемщиков», деятельность так называемых автоюристов привела к тому, что за 2015 год рынок ОСАГО «обеднел» на 10 миллиардов рублей. При этом львиную долю этих денег посредники забрали себе. Пострадали в конечном итоге опять автовладельцы.

Все происходит по уже отработанной схеме. Как только происходит ДТП, автоюристы оказываются тут как тут и предлагают владельцу машины договор цессии – то есть, переуступку прав требований к страховщику.

Главная цель таких «специалистов» – довести дело до суда, максимизировать страховую выплату и заодно получить деньги за посредничество. По данным РСА, 15 процентов выплат по ОСАГО в 2015 году были судебными. В Краснодаре, Волгограде и Ростове эта доля превышает 50 процентов.

Причем около 40 процентов суммы, которую удается получить по суду, уходит как раз на оплату «работы» посредников. Иногда и больше. По статистике одной из российских страховых компаний, по итогам 8 судебных разбирательств при реальном ущербе на 1,8 миллиона рублей автоюристы «положили себе в карман» 3,5 миллиона.

В таких условиях работа страховщиков становится невероятно убыточной. Страховые компании теряют кредитные рейтинги, пытаются привлекать сторонние инвестиции и в том числе прибегают к навязыванию дополнительных услуг, чтобы хоть как-то поправить финансовое положение.

Все это сказывается на автовладельцах, которым приходится тратить гораздо больше денег на оформление полиса ОСАГО или выстаивать огромные очереди.

Кроме того, активная деятельность автоюристов уже привела к тому, что ЦБ РФ отказался от идеи перевести тарифы ОСАГО на рыночную основу. Как прокомментировал ситуацию генеральный директор одной из страховых компаний, «можно сколько угодно поднимать тарифы, юристы все равно все съедят».


Светлана СОЛОВЬЕВА

2276

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых