Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Олег ФИЛИППОВ: «Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний на Камчатке снизилась»

10:15
4800

Словосочетание «высокотехнологичная медицинская помощь» в нашей стране вызывает ряд не слишком позитивных ассоциаций. Во-первых, за этим нужно далеко ехать, накануне «отстояв» длинную очередь. Во-вторых, даже если лечение оплатит государство, придется нести другие расходы. Наконец, своей очереди можно и не дождаться…

Самое печальное, что отчасти это является правдой, особенно в условиях Камчатки, которая пока не может похвастаться обилием медицинских центров различного профиля. Но мало кто знает, что уже сегодня и у нас можно получить медицинскую помощь по самым передовым технологиям. На протяжении нескольких лет специалисты Камчатской краевой больницы им. А. Лукашевского творят настоящие чудеса, спасая пациентов от смерти и инвалидности: лечат сердце, мозг, глаза, суставы.

Главная гордость больницы – региональный сосудистый центр на 65 коек, который открылся 11 октября 2013 года. О том, что происходит в его стенах, а также о других видах высокотехнологичной помощи мы беседуем с главным врачом Камчатской краевой больницы Олегом Филипповым.

Олег Геннадьевич, известно, что в центре больным делается стентирование сосудов. Что это за операция?

– Это малоинвазивное вмешательство, увеличение критически узкого места в сосуде с помощью металлического устройства – стента. Цель стентирования – налаживание кровоснабжения сердца за счет расширения коронарных сосудов, в которых восстанавливается функция полноценной доставки кислорода к сердцу. Стент – это металлическая трубочка из проволочных ячеек, в сложенном виде она подводится к сосуду. Когда стент доставлен в место назначения, трубочка раскрывается, он вживляется в стенку сосуда, тем самым выполняя свою главную миссию – увеличивая просвет сосуда.

Операцию производят в специально оборудованной операционной под рентгеновским контролем, постоянно регистрируя работу сердца пациента через кардиограмму. Разрезы на теле не производятся, обезболивание применяется местное, по просьбе врача пациент может говорить в процессе и сообщать о своем самочувствии, делать вдохи и задерживать дыхание.

В случаях, если пациент сам отказывается от стентирования, с целью устранения тромбов проводится тромболитическая терапия: вводится специальный препарат, который в течение нескольких часов разрушает тромб. Но быстрее и эффективнее именно стентирование. При этом бывают не только тромболитические нарушения сосудов, но и спастические, когда сосуд сжимается, и в этих случаях эффективно именно стентирование.

Каковы показания для этой операции?

– Показание для стентирования – острый коронарный синдром, то есть инфаркт и нестабильная стенокардия. Есть у нас и плановые пациенты. Однако изначально мы создавались как экстренная служба, которая лечит острые состояния 7 дней в неделю 24 часа в сутки и 365 дней в году. Кстати, наш региональный сосудистый центр – один из немногих на Дальнем Востоке, который работает в таком режиме. У нас есть два часа с момента вызова скорой помощи до завершения установки стента, поэтому и летальность у нас низкая. В центре мы лечим и инсульты, проводя операции на сосудах головного мозга.

Вызвав «скорую», пациент с инфарктом или инсультом попадает именно к вам?

– Исключительно к нам. Мы полностью «отточили» положение о порядке направления пациентов с такими диагнозами. Для скорой помощи расписали все симптомы, каждый работник «скорой» имеет номер телефона для прямых консультаций с нашими специалистами непосредственно из квартиры больного. При наличии показаний больного везут только к нам. На обследование пациента в центре отводится 20 минут для принятия окончательного решения: либо отправлять его в реанимацию, либо в операционную.

Скольким пациентам помог сосудистый центр?

– За год лечение прошли 676 пациентов с острым коронарным синдромом. Пролечены 707 человек с острым нарушением мозгового кровообращения – инсультом. В центре постоянно действуют неврологическое отделение для больных с острым нарушением мозгового кровообращения на 24 койки, отделение неотложной кардиологии для больных с острым коронарным синдромом также на 24 койки, отделение реанимации на 12 коек, отделение сосудистой хирургии на 5 коек, палаты ранней реабилитации.

В центре постоянно действует так называемая мультидисциплинарная бригада. В нее входят лечащий врач, медсестра, эндоваскулярный хирург, физиотерапевт, логопед, психолог. То есть, как только пациент попадает к нам, им начинает заниматься не только врач, но и все перечисленные специалисты. Это необходимо, поскольку срок лечения ограничен до трех недель, за это время мы должны успеть сделать все. В том числе смотрим, какова реакция пациента на реабилитацию, каков его прогноз.

Центр лечит только инфаркты и инсульты?

– Это наша основная задача, но мы сами, по своей инициативе, расширяем перечень видов помощи. В частности, начали проводить эндоваскулярные операции для гинекологических пациенток при миоме матки. Существует два способа лечения этого заболевания – открытая операция и эмболизация маточных артерий. При последней хирург закрывает просвет сосудов маточных артерий, миома прекращает рост и атрофируется. Для таких операций существуют свои показания, и в прошлом году мы начали их делать.

Кроме того, очень много производится открытых операций на периферических сосудах, включая эндопротезирование. На нижней конечности иссекается поврежденный участок артерии и заменяется протезом. Изначально в задачи центра проведение таких операций не входило, но с появлением специалистов это стало возможным.

Хватает ли мощностей сосудистого центра для всех нуждающихся в лечении? И достаточно ли у вас врачей?

– Ресурсов сегодня достаточно для того, чтобы принять и лечить всех имеющих острые состояния пациентов из Петропавловска, Вилючинска и Елизовского района.

Что касается кадров, мы находимся в постоянном поиске. Особенно сложно было на этапе открытия центра. Пришлось искать эндоваскулярных хирургов, кардиологов, неврологов не только на Камчатке, но и по всему СНГ. Сегодня докторами мы обеспечены. Врачей из других регионов удается заинтересовывать служебным жильем, единовременными выплатами от краевого минздрава и премиями. Приезжают в основном ребята, окончившие мединституты во Владивостоке и в Хабаровске. Все амбициозны, горят желанием работать и учиться всему. В итоге по технологиям мы значительно превышаем объемы, которые нам необходимо иметь по положению. Наши хирурги консультируют специалистов других медучреждений и нередко проводят операции за пределами центра. Главное – нам удается выполнять основную цель: смертность от сердечно-сосудистых заболеваний в Камчатском крае заметно снизилась.

Краевая больница проводит операции по замене тазобедренного сустава, но приходится слышать, что их количества недостаточно…

– Эта тема мне особенно близка, поскольку моя специальность – травматолог-ортопед, и дважды в месяц я дежурю как врач по оказанию экстренной помощи. Ортопедические операции мы начинали делать более 15 лет назад. Начинали так: с «материка» приезжал специалист, привозил с собой все инструменты и показывал нам, как это нужно делать. В свое время в Минздраве России сказали: медцентров у нас много, но на местах вы тоже учитесь оказывать такую помощь. В 2014 году наша больница получила лицензию на этот вид помощи, пройдя проверку Роспотребнадзора на санитарное состояние и оснащение. Еще по программе модернизации здравоохранения мы оснастили операционную травматологии всем необходимым для эндопротезирования, включая операционный стол стоимостью более 2 млн рублей, специальные рентген-установку и освещение…

Сколько людей получают такую помощь?

– Лицензия предполагает плановое лечение 30 человек в год, и фактические объемы именно такие. С одной стороны, этого мало. Но помимо плановых ортопедических больных мы круглосуточно принимаем пациентов с сочетанными травмами, принимает их только краевая больница, поскольку у нас действуют нейрохирургическое, урологическое отделения и отделение челюстно-лицевой хирургии, чего нет больше нигде. То есть, если больной получил на трассе черепно-мозговую травму, разрыв мочевого пузыря и переломы конечностей, его привезут только к нам. А коек всего 30, и надо оперировать и экстренных пациентов, и ставить эндопротезы, что невероятно сложно.

Если у пациента имеются сопутствующие тяжелые соматические заболевания либо значительные изменения тазобедренных суставов, таких мы направляем на эндопротезирование в Новосибирск. То есть реально получает помощь больше пациентов. Однако потребность в этом виде помощи высокая.

Как попасть на операцию по эндопротезированию и платят ли за нее пациенты?

– Больной обращается в поликлинику к травматологу, проводится рентген-исследование, и пациент со снимками направляется к нам. Территориальный Фонд ОМС оплачивает и эндопротезы, и лечение, то есть для больных операция полностью бесплатна.

Олег Геннадьевич, расскажите подробнее о микрохирургических операциях по замене хрусталика глаза. В свое время за такой помощью камчатцам приходилось выезжать в другие города…

– Сейчас, наоборот, к нам иногда едут с «материка» за такими операциями. Проводили мы их много лет, а недавно получили лицензию на микрохирургию. Ранее для установки хрусталика делался большой разрез, а сейчас разрез минимальный. Технология позволяет вставить в него свернутый хрусталик и уже внутри глаза его развернуть. Операции эти массовые: около 20 каждую неделю. Показания для них – глаукома и катаракта. Эффективность операций стопроцентная, пациент начинает видеть сразу после операции и может идти домой, поскольку вмешательство проводится без наркоза.

В 2016 году в офтальмологическом отделении начали осваивать высокотехнологичный вид помощи – введение препарата «Луцентис» в стекловидное тело для лечения снижения остроты зрения, в том числе при сахарном диабете.

Необходимо добавить, что высокие технологии – это не только операции, но и усовершенствование других видов помощи. Скоро год, как мы открыли отделение дневного стационара. Ранее койки дневного стационара были разбросаны по всем отделениям, площадь которых не позволяла всем больным оказывать нормальное лечение, кроме гинекологии и офтальмологии. Для того чтобы развивать дневной стационар, мы освободили помещения в одном из корпусов, своими силами сделали ремонт и открыли стационар для 36 пациентов по направлениям: урология, неврология, гастроэнтерология, а также по хирургическому профилю.

Очень часто больные после выписки нуждаются в лечении в поликлинике, но по разным причинам это получается не всегда. Поэтому на амбулаторный этап лечения мы стали направлять таких пациентов в свой же дневной стационар. Вторая группа пациентов приходит к нам из поликлиник города на проведение лечения в дневном стационаре. Это очень удобно, т. к. пациент получает помощь в течение 2–3 часов, после чего может отправляться на работу либо домой. На этаже дневного стационара есть рентген-кабинет, кабинет эндоскопии, физиотерапии а на 2-м и 3-м этажах находится лаборатория. Таким образом, пациент обследуется за один день и дальнейшее лечение получает, не выходя за пределы корпуса. Обстановка здесь уютная, персонал приветлив и доброжелателен. Больше нигде на Камчатке нет такого централизованного стационара. Создавали мы его на энтузиазме, силами своих сотрудников.

Олег Геннадьевич, есть ли хорошие новости о ходе строительства краевой больницы?

– Сейчас идет возведение фундаментов двух корпусов – № 2 и лечебно-диагностического. Именно эти два корпуса являются основными в работе больницы. Лечебно-диагностический корпус – это приемный покой, все операционные, собранные в одном блоке, вся реанимация, вся «тяжелая» техника: МРТ, КТС, все лаборатории. Корпус № 2 – лечебный, но в нем располагаются так называемые экстренные отделения: хирургия, травматология, нейрохирургия, ЛОР-отделение и челюстно-лицевая хирургия. Как только эти два корпуса будут введены в эксплуатацию, они смогут сразу начать работать. В остальные новые корпуса больница будет перебираться по мере завершения их строительства. Мы очень ждем открытия первых двух корпусов, поскольку сможем начать оказывать еще более эффективную помощь, в том числе принимая пострадавших в ДТП непосредственно с трассы.

На сегодняшний день наша основная задача – решить кадровые вопросы. Без специалистов нет смысла в открытии какого бы то ни было медучреждения. Приведу пример: в Швеции в госпитале для больных с инфарктом 500 коек обслуживают 4 тысячи человек, то есть 8 человек на 1 пациента, поэтому излеченный пациент покидает стационар уже через 3–5 дней. В нашей больнице также около 500 коек. Имеется 1 128 ставок, а занято сотрудниками 824. Я имею в виду всех – от санитарки и завхоза до заведующих отделениями, поскольку в процессе лечения участвуют все. При этом укомплектованность врачами в больнице – 64 процента.

Работа по поиску кадров ведется планомерно, я веду учет и знаю, когда и какой специалист к нам приедет, кто точно останется, а кто может и передумать. Это не означает, что врачами нужно занять все вакантные ставки, мы ориентируемся на необходимость. Если один врач может справиться с имеющимся объемом, нет смысла брать еще одного, чтобы он сидел без работы. В 2014–2015 годах к нам пришло 13 врачей – и врачи с небольшим опытом, и выпускники мединститутов. С этого года по 2018-й ожидаем приезда еще 12 врачей различных специальностей. Ждем, когда они окончат вузы…

В новых корпусах краевой больницы будут развиваться новые виды помощи, в том числе высокотехнологичной?

– Прежде всего, больница будет оснащена более современным оборудованием. Любая новая технология лечения завязана на диагностике. Как только она станет более точной, это позволит делать высокотехнологичные операции на головном мозге, на его глубоких структурах, что сегодня нам не под силу. Лабораторная диагностика позволит выявлять заболевания на ранних стадиях, мы сможем оперировать больных на начальных этапах болезни. При этом будем развивать малоинвазивные виды операционного вмешательства, в первую очередь – эндоваскулярную хирургию, поскольку за ней будущее, будем расширять спектр операций.

Непременно будем увеличивать объем эндопротезирования, начнем заменять коленные суставы искусственными. Сейчас даже в центральных институтах такие операции дают большое количество осложнений, технологии еще не наработаны. К тому времени, когда больница будет построена, сможем применять усовершенствованные методы.

Новые технологии – это не только операции, но и лечение, схемы которого меняются постоянно, и мы будем внедрять новые препараты благодаря более качественной диагностике. Срок обследования сократится до одного дня, что позволит быстрее и эффективнее оказывать медицинскую помощь. Все это очень важно и для нас, и для пациентов.


Беседовала Мария ШУПЕНИК

Олег ФИЛИППОВ: «Смертность от сердечно-сосудистых заболеваний на Камчатке снизилась» 0

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.