БЕНЗИН! Как много в этом литре...

БЕНЗИН! Как много  в этом литре...

С начала текущего года, невзирая на привычную череду экономических невзгод в стране, цены на бензин на Камчатке оставались стабильными, хотя и одними из самых высоких в России. Однако в условиях растущей инфляции и ужесточения налоговой политики в отношении производителей топлива так долго продолжаться не могло.

Рост цен на автомобильное топливо на Камчатке неизбежен, однако он не будет превышать уровня инфляции. Об этом заявил 28 октября в эфире «Радио СВ» заместитель председателя правительства Камчатского края Юрий Зубарь. По его словам, бензин может подорожать в ближайшее время. «Поставщики вынуждены будут на это пойти, потому что дальше держать налоговую нагрузку в нынешних условиях невозможно. Два раза в течение года повышался акциз, сейчас около 65 процентов цены одного литра бензина – это налоги. Цены должны подрасти. Мы надеемся, что до конца года это будет в районе 1–1,5 рублей, а разовое повышение составит не больше чем 30 копеек. Должен отметить, что в отличие от большинства дальневосточных регионов мы остались на уровне цен 2015 года. В тех регионах, которые сопоставимы с нами по сложности доставки топлива, а это Магадан и Чукотка, цены выше», – отметил Юрий Зубарь.

Последний раз цены на автомобильное топливо на Камчатке повышались осенью прошлого года. В общей сложности цена выросла практически на 3 рубля. Тогда это вызвало протесты камчатцев. Правительство края направляло обращение с просьбой провести проверку обоснованности повышения в адрес прокурора Камчатского края Анатолия Князева и управления Федеральной антимонопольной службы. С ноября 2015 года цены на автомобильное топливо на Камчатке не менялись.

По данным Росстата, в сентябре 2016 года повышение потребительских цен на бензин отмечено в 31 субъекте РФ. Средняя стоимость автомобильного топлива АИ-92 в Якутии в сентябре 2016 года составляла 46,31 рубля, АИ-95 – 47,29 рубля, дизтоплива – 46,94 рубля. По состоянию на 10 октября, на АЗС Магадана стоимость реализуемых населению нефтепродуктов составляет: регуляр-92 – 44,9 рубля; АИ-95 – 46,67 рубля; АИ-98 – 52,2 рубля; дизельное топливо – 45,63 рубля за литр.

В Петропавловске-Камчатском в конце октября топливо марки АИ-92 на заправках «Камчатнефтепродукта» можно было купить за 43 рубля, АИ-95 стоил 45,65 рубля, дизтопливо – 44,85 рубля.


Под пристальным взглядом правительства и УФАС

В сложившейся ситуации нельзя не отметить, что власти края пристально следят за ценовой политикой основного поставщика топлива на полуостров – АО «ННК-Камчатнефтепродукт». Когда с марта по декабрь 2015 года в регионе повысились розничные цены на автомобильные бензины, это незамедлительно повлекло за собой реакцию краевого правительства.

С октября 2015 года правительство направило несколько обращений в управление Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по вопросу проверки обоснованности роста розничных цен на автомобильные бензины.

Итогом тогда явилось возбуждение антимонопольного дела по признакам нарушения ст. 10 закона о защите конкуренции. В частности, АО «ННК-Камчатнефтепродукт», который является субъектом естественной монополии, «подозревался» в установлении и поддержании монопольно высоких цен на автотопливо.

Рассмотрение дела длилось целых 10 месяцев, на протяжении которых сотрудниками камчатского УФАС проводился тщательный анализ деятельности АО «ННК-Камчатнефтепродукт». В результате антимонопольщики сделали следующие выводы.

Основной причиной роста розничных цен на автомобильные бензины в 2015 году являлось увеличение оптовых закупочных цен. В свою очередь, на рост закупочных цен повлиял ряд факторов, а именно: сезонный рост цен на нефтепродукты, общие инфляционные процессы в экономике и фискальная составляющая. Большое влияние оказывали налоги: их составляющая в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет порядка 65 процентов.

Кроме того, с 2014 года в России реализуется реформа налогообложения в нефтяном секторе – так называемый «налоговый маневр». Данная реформа предусматривает снижение текущих ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и нефтепродукты, однако одновременно увеличивается базовая ставка по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на товарную нефть. В 2015 году по сравнению с 2014-м ставка НДПИ увеличилась на 273 рубля за тонну добытой нефти, а это составило 55,4 процента (!). Таким образом, налоговая нагрузка на производство нефтепродуктов в России выросла и, естественно, повлияла на рост цен.

В соответствии с данными Санкт-Петербургской биржи в период с марта по ноябрь 2015 года биржевые цены продолжали расти, рост инфляции за тот же период составил 12,05 процента. При этом увеличение розничных цен на автомобильный бензин марки АИ-92 на автозаправочных станциях АО «ННК-Камчатнефтепродукт» тогда не превысило 9,3 процента, на бензин АИ-95 не превысило 7,7 процента.

Итогом рассмотрения дела тогда стало решение камчатского УФАС об отсутствии признаков нарушения в действиях АО «ННК-Камчатнефтепродукт».

Похоже, что обвинять камчатских автозаправщиков в слишком больших аппетитах не приходится. Фактически это подтвердили и в УФАС по Камчатскому краю. «Мы ведем еженедельный мониторинг цен на автотопливо от АО «ННК-Камчатнефтепродукт», нашего естественного монополиста, – сообщила руководитель УФАС по региону Ирина Светлова. – Компания ведет прозрачную политику, информация с полным комплектом необходимых документов нам предоставляется регулярно».

«При повышении закупочных цен АО «ННК-Камчатнефтепродукт» проводит социально ориентированную политику по сдерживанию цен, о чем свидетельствуют цены на АЗС: они стабильно ниже, чем у конкурентов компании, – отметил генеральный директор АО «ННК-Камчатнефтепродукт» Владимир Воронов. – На протяжении всего 2016 года АО «ННК-Камчатнефтепродукт» не повышало цены на своих АЗС, при этом налоговая нагрузка продолжала расти, а именно рост акцизов на автомобильные бензины составил 83 процента, или 3,5 рубля за литр».

Сегодня правительство края продолжает контролировать ситуацию и ведет совместную работу с АО «ННК-Камчатнефтепродукт» по созданию прозрачного и справедливого ценообразования на нефтепродукты на территории Камчатки. Это позволяет надеяться, что и в дальнейшем нас не ждут слишком резкие скачки цен на автотопливо.

Но и ожидать в скором времени полной ценовой стабильности – слишком большой оптимизм. Общепризнано, что ситуация с повышением оптовых цен и удорожанием бензина в рознице обречена повторяться. Пока в России сохраняется сырьевая ориентированность экономики, цены будут расти, независимо от того, дорожает или дешевеет нефть на мировом рынке. На внутреннем рынке РФ стоимость нефти только растет, это связано с курсом доллара и другими макропараметрами экономики. Все об этом знают и открыто говорят, и остается только ждать изменений – не на словах, а на деле.


Сергей СЕМЕНОВ

2104

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых