Прощайте, Маэстро

Прощайте, Маэстро

«Я не забуду 90-е годы прошлого века. Камчатка замерзала, потому что не подошел очередной танкер с топливом. Люди спали в шубах. Не было горячей воды. Мы с мужем идем по темному заледеневшему городу и вдруг замечаем свет в окнах музыкального училища. «О! Смотри, там, кажется, есть электричество, пойдем туда!» Мы входим и видим ошеломляющую картину: Камчатская хоровая капелла репетирует «Всенощное бдение» Рахманинова при свечах в промерзшем зале!.. Таким был Евгений Иванович МОРОЗОВ. Таким останется навсегда в истории Камчатки и в сердцах очень и очень многих людей по всему миру. Светлая память!»

Такую запись среди сотен соболезнований, появившихся в интернете 1 декабря, оставила тележурналист Татьяна Костенец. Эпизод, о котором она вспоминает, – не какой-то исключительный факт. В нем, как в капле воды, отражается вся жизнь знаменитого камчатского Маэстро. Его одержимость, сила духа, преданность искусству и способность не отвлекаться на любые события и невзгоды, которые происходят не по нашей воле.

А начиналось все в том далеком, крайне памятном для истории культуры Камчатки 1965 году. Именно тогда – почти одновременно – в столице Корякского округа Палане появился юный украинский хореограф Александр Гиль, которому было суждено создать всемирно известный национальный ансамбль танца «Мэнго», а в Петропавловске-Камчатском приступил к работе молодой хормейстер Евгений Морозов.

Кто бы мог тогда, 51 год назад, подумать, что модный парень – в темном пальто и фетровой шляпе, сошедший с трапа океанского лайнера на берег Авачинской бухты, станет знаменит. Да и он сам, Женя Морозов, завершивший, как ему казалось, очень долгую учебу, не очень ясно представлял свое будущее.

Что было в багаже? Диплом выпускника Московской консерватории имени Чайковского. А до этого – занятия в хоровом училище и пение в знаменитом хоре мальчиков под руководством великого русского музыканта Александра Васильевича Свешникова…

Камчатское музыкальное училище, которое к тому времени уже проработало пять лет, встретило молодого специалиста одноэтажным бараком и небольшим, но ярким коллективом педагогов, для которых слово «энтузиазм» не являлось пустым звуком… Мечта о собственном хоровом коллективе была для Морозова не нова. Еще в студенческие годы ему хотелось создать нечто солидное, яркое, куда можно вложить свою душу. Два года ушло, как мы теперь бы сказали, на адаптацию. И вот осенним вечером 1967 года в один из классов музыкального училища впервые пришли на репетицию 12 человек. Их встречал мало кому еще известный молодой преподаватель с легко запоминаемым именем – Евгений Иванович. Он был не по годам серьезен. И тут же объявил собравшимся, что намерен заниматься с ними «всерьез и надолго».

Возможно, не все в тот момент поверили молодому хормейстеру. Но репетиции… Они были столь увлекательны и – профессионально сложны, что в первую часть утверждения Евгения Ивановича – «всерьез» – уверовали почти сразу. Но «надолго» ли?

Что из этого вышло, все мы сегодня хорошо знаем.

Конечно, не сразу в Евгении Морозове сформировались те особые и сильные качества педагога, художественного руководителя, дирижера, которыми он отличался последние десятилетия. Но наверное, так уж было предопределено. Пройдя с юных лет все этапы освоения лучшей в мире русской хоровой школы, с каждым годом накапливая опыт и терпение и, конечно же, зримо наблюдая результаты своего труда, он постоянно двигался только вперед. Он ставил перед капеллой задачи, которые требовали неустанного роста и преодоления все новых трудностей. Он словно забыл, что его капелла – коллектив «любительский» (о, как он не любил это слово!), что многие люди, которые приходят к нему на репетиции, не имеют даже начального музыкального образования. Он всех учил. Он без устали намечал цели, которые увлекут хористов. И он вместе с коллективом отчаянно радовался, когда наблюдался очередной успех.

Действительно, кто бы мог подумать, что певческий кружок, который на первых этапах исполнял советские и русские народные песни, достигнет неслыханных высот и на многих знаменитых сценах мира станет исполнять самые сложные произведения мировой классики. Среди наиболее крупных работ капеллы под руководством Евгения Морозова – кантата С. Прокофьева «Александр Невский», исполненная в Анкоридже в содружестве с национальным оркестром США под руководством Мстислава Ростроповича, «Всенощное бдение» Рахманинова, «Реквием» Моцарта, «Stabat mater» композиторов Россини и Перголези, оратория В. Калистратова «Плач Земли», «Gloria» Антонио Вивальди, оратория епископа Иллариона «Страсти по Матфею».

«Реквием» Моцарта Камчатская хоровая капелла впервые исполнила 27 апреля 2002 года, на самой крупной сцене Петропавловска – в театре драмы и комедии. Зал был переполнен. А горожане, не попавшие на спектакль, тут же потребовали повторного исполнения «Реквиема», которое и состоялось два дня спустя.

Кантаты «Gloria» Антонио Вивальди и «Stabat mater» Джованни Перголези, представленные публике в очередном концертном сезоне, принадлежат к числу удивительных шедевров западноевропейской духовной музыки. В основе первого из них – восхваление Иисуса Христа, кантата Перголези посвящена образу Богородицы. Премьеры этих замечательных произведений состоялись в рамках фестиваля искусств «Камчатская весна – 2003». «Gloria» исполнялась в сопровождении фортепиано, солировали Анна Назарова (сопрано) и Наталья Белозерова (меццо-сопрано). «Stabat mater» звучала в сопровождении камерного оркестра музыкального училища (руководитель – заслуженный работник культуры России Лев Зиневич). На концертных программках капеллы – уже привычная надпись: «Впервые на Камчатке!».

Опуская многие творческие проекты, осуществленные капеллой в разные годы (а это – незабываемые тематические программы русской духовной музыки, концерты, посвященные Дню Победы, 300-летию православия на Камчатке, и многие другие), обращусь еще к двум неординарным премьерам коллектива Евгения Морозова.

27 января 2007 года в Петропавловске-Камчатском состоялась премьера концертной композиции по мотивам рок-оперы Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского «Юнона и Авось» (автор композиции – Евгений Морозов). Главная тема композиции – духовное очищение, единение через музыку – была достигнута. Зрители это почувствовали, были ошеломлены. А успех новой работы был уникален: два года «Юнона и Авось» не сходила со сцены, что для Камчатки – с ее ограниченным населением – редкость.

15 апреля 2008 года по инициативе архиепископа Камчатского и Петропавловского Игнатия и художественного руководителя Камчатской хоровой капеллы Евгения Морозова на Камчатке прозвучала новая уникальная премьера: оратория епископа Иллариона «Страсти по Матфею». Важно отметить, что это исполнение было четвертым в мире (впервые оратория прозвучала в Москве, Риме и Мельбурне). Камчатская хоровая капелла в содружестве с Камчатским камерным оркестром представила камчатской публике совершенно новую и вдохновенную музыку, продолжив тем самым сложный и неординарный путь просветительства на благо жителей далекого Камчатского края.

В биографии капеллы немало важнейших и неповторимых событий. Совместные выступления с известными коллективами России, Европы, Японии и США, с великолепными русскими вокалистами – лауреатом международных конкурсов, заслуженным артистом России Петром Скусниченко, солистами Большого театра Александром Коротким и Игорем Матюхиным, лауреатом Всероссийского конкурса вокалистов им. Шаляпина Владимиром Дицем, народными артистами России Галиной Лебедевой и Ларисой Курдюмовой – способствовали художественному совершенствованию капеллы, наполняли жизнь хористов возможностью личного общения с мастерами сцены.

Не трудно догадаться: всей организационной работой, переговорами со знаменитостями, традиционным «выбиванием» денег всегда занимался сам Морозов. Это никогда не давалось легко. Но абсолютно все руководители Камчатки (сколько их сменилось за пять десятков лет!) не могли ему отказать!.. Морозовская сила духа передавалась и каждому участнику капеллы. Долгие, трудные, а порой – и ежедневные репетиции, железная дисциплина всегда воспринимались с пониманием, потому что все его любили. Хористы знали: любой концерт – высочайшая ответственность, любая близкая или дальняя поездка капеллы не может быть похожа на туристическую прогулку.

Два примера. В декабре 1997 года камчатская капелла совершила поездку в Германию. За десять дней гастролей было дано 14 концертов! Или вспомним весну 2001-го. Три недели капелла не выходила из автобуса, успев дважды пересечь центральную часть Соединенных Штатов: с севера на юг и обратно. За это время в разных городах Америки капелла успела дать 21 концерт и участвовала в работе международной конвенции ассоциации хоровых дирижеров мира в городе Сан-Антонио (штат Техас)…

Подводя некоторый итог, можно утверждать, что за 49 лет творчества хоровой коллектив под руководством Евгения Морозова преодолел путь, который даже сегодня воспринимается как нечто фантастическое. Любительский певческий кружок из далекой камчатской провинции превратился в высокопрофессиональный коллектив, авторитет которого в России и за рубежом однозначно высок. В большой веренице всевозможных смотров и конкурсов, включая всероссийские и всесоюзные, капелла занимала исключительно первые места. Начиная с 1994 года Евгений Морозов мотивировал свой коллектив на самое сложное – участие в международных конкурсах хоровых коллективов. Первые «пробы» не очень устроили дирижера. В Греции – II премия, в Испании – II премия, в Республике Корея – три II премий. В 2005 году Морозов отправил капеллу в Италию. И не напрасно: конкурс в Риме принес коллективу долгожданное и заслуженное золото.

Говоря о Морозове, многие зрители – и это совершенно естественно – связывают его имя только с капеллой. Но высоких профессиональных результатов он добивался во всех сферах своей деятельности. Как педагог и заведующий хоровым и вокальным отделениями Камчатского колледжа искусств, Евгений Иванович воспитал значительную плеяду молодых музыкантов, многие из которых стали лауреатами международных конкурсов, видными артистами, которые сегодня блистают на разных сценах мира.

Важный вклад Евгений Морозов внес в развитие фольклорного наследия северян. Им впервые в мире созданы хоровые обработки родовых песен, древних мелодий ительменов, коряков, чукчей, эвенов, алеутов. Многие из них вошли в сборник хоровых сочинений Е. Морозова «Воспевая Камчатку», выпущенный в 2011 г. издательством «Композитор». Он – автор многих хоровых сочинений, которые вошли в репертуар капеллы, а также – автормузыки гимна Камчатского края…

Общественная деятельность Морозова, его авторитет имели огромное воздействие на развитие музыкального образования и творчества в Камчатском крае. Его ежегодные региональные фестивали «Весенние голоса» автоматически подстегивали хоры и солистов к максимально возможному уровню исполнения, потому что все знали: председательствовать в жюри будет Морозов. Он пытался поддерживать и оказывать помощь самодеятельным коллективам и детским музыкальным школам. Одной его беседы с градоначальником (к примеру) было достаточно, чтобы 5-я музыкальная школа расширила свое помещение.

Лично от себя скажу: работая с Морозовым в колледже почти полвека, являясь последние три десятка лет концертмейстером капеллы, а заодно – и ее летописцем (о, сколько статей, буклетов, сценариев, фильмов и даже книг довелось сделать по просьбе Маэстро!), я многому научился лично у него. Меня частенько поражала его вера в достижении, казалось бы, нереальных задач, его вера в капеллу. Он любил праздники и юбилеи, хотя всегда превращал подготовку к ним в тяжелый труд. Мне нравилась его веселость вне работы, его сердечные отношения с обширнейшим кругом талантливых земляков (Георгий Поротов, Александр и Екатерина Гиль, Георгий Аввакумов, Вадим Санакоев, Татьяна Романова, Петр Яганов, Зиновий Кужелев, Юрий Назаров, Наталья Кознова, Иосиф Жуков – этот список можно долго продолжать). А еще мне, конечно же, импонировало, что он – человек достаточно жесткий в работе, не любящий «разговорчиков со стороны» и требующий неукоснительного исполнения всех своих требований, только мне разрешал высказывать в его адрес какие-то замечания, считался со мной. Наверное, так поступают не просто коллеги по профессии, а близкие друзья…

Привычная фраза о том, что «искусство требует жертв», в полной мере относится к Евгению Морозову. Ради капеллы, своих студентов, композиторской и общественной работы он всю жизнь жертвовал и личной жизнью, не оставляя себе времени даже на отдых. Низкий поклон верной супруге Антонине Васильевне Воробей, которая без устали создавала все условия, чтобы Женя Морозов оставался таким, какой он есть. Ее преждевременный уход из жизни осиротил Евгения Ивановича, поскольку единственным родным человеком осталась у него дочь Наташа, добраться до которой было крайне сложно: она уже много лет живет в Австралии…

Когда три года назад у Евгения Ивановича обнаружилась опасная болезнь, он и не помышлял хотя бы чуть-чуть притормозить свою деятельность. Осенью 2014 года он планировал поездку в Австрию. Осенью 2015-го – участие капеллы в юбилейных вечерах, посвященных Георгию Свиридову в Санкт-Петербурге, музыку которого он очень любил. Оба эти проекта осуществить не удалось, хотя все для этого было готово. Из-за болезни он и свой личный юбилей – 70-летие со дня рождения – смог провести лишь в феврале 2015 года… Он по-прежнему себя не жалел. Вырываясь на некоторое время из больницы, мчался к своим студентам, к своей капелле. Последний раз Евгений Морозов появился на сцене со своей капеллой 17 апреля 2016 года с программой, посвященной юбилею композитора Сергея Прокофьева. На всех последующих концертах за пульт дирижера уже становилась главный хормейстер капеллы, соратник Морозова по сцене и педагогической деятельности, заслуженный работник культуры России Виолетта Бутучел.

Выдающийся мастер, знаменитый Маэстро, как любили его называть, ушел из жизни в Москве 1 декабря 2016 года. Его вклад в культуру Камчатки, России, мира неоспорим и высок. Камчатка всегда будет гордиться, что такой человек жил и созидал на нашей земле… Осенью 2017 года Камчатской хоровой капелле исполнится 50 лет. Пройден значительный путь, украсивший историю культуры не только Камчатки – всей России. В этой долгой и самоотверженной работе по пропаганде музыкального искусства, энергичному просветительству особая, выдающаяся роль принадлежит Евгению Ивановичу Морозову, заслуженному деятелю искусств Российской Федерации, Почетному гражданину Петропавловска-Камчатского и Камчатского края, художественному руководителю Камчатской хоровой капеллы.

Нет сомнений: к полувековому юбилею капелла обретет имя своего основателя и, конечно же, продолжит тот трудный и славный путь, который ей предначертал знаменитый Маэстро.


Валерий КРАВЧЕНКО

МУЗЫКАНТ И ЕГО КАПЕЛЛАМУЗЫКАНТ И ЕГО КАПЕЛЛАМУЗЫКАНТ И ЕГО КАПЕЛЛА
3733

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых