День энергетика – светлый праздник

День энергетика –  светлый праздник

Завтра, 22 декабря, в самый короткий день зимы, работники «Камчатскэнерго» в очередной раз отметят свой профессиональный праздник.

Позади 52 года трудного, но славного пути от мелких дизельных электростанций до создания мощной энергетической базы на полуострове. Немногие романтики хотели попасть в суровые камчатские условия. А кто приезжал, оставались надолго или даже навсегда. История становления энергетики Камчатки занимает сотни страниц. Мы представляем небольшой калейдоскоп воспоминаний ветеранов «Камчатскэнерго», которые отдали десятилетия своего труда и жизни развитию энергетики полуострова.

Павел Иванович МИЗОНОВ, 17 октября 1940 года на пароходе «Север» прибыл на Камчатку из Владивостока:

– Много хлопот было с доставкой тяжелого оборудования в Мильково для строительства ДЭС. Вес одного агрегата составлял около 100 тонн, а их надо было доставить 10 штук. По мере проезда через речки приходилось укреплять мосты. Когда наш автопоезд с тяжеловесными дизелями подходил в Елизово, то милиция нас остановила: мост не выдержит. Решать вопрос пришел председатель райисполкома М.М. Руденко. Он сел посреди моста на ограждение и сказал: «Проезжайте, беру всю ответственность на себя».

В 1968 году принимали в состав «Южных электрических сетей» ДЭС в селе Каменском. Здание, фундаменты и полы были деформированы действием вечной мерзлоты, оборудование разморожено. Практически ДЭС не работала. Летом мы доставили новое оборудование, отремонтировали помещение и распределительные сети. Встал вопрос, как построить новую ДЭС в условиях вечной мерзлоты. Проектные организации от составления документации наотрез отказались.

Работу пришлось возложить на коллектив «Южных электрических сетей». Работники ОКСа по крупицам собрали сведения о строительстве сооружений в условиях вечной мерзлоты. Мы начали строить новую ДЭС на три дизель-генератора, по 250 кВт каждый. За один летний сезон ДЭС построили и ввели в строй. И село Каменское ожило, стало строиться большое количество жилых домов и других объектов.

Владимир Аксентьевич САВЧУК,в 1964 году прибыл из Владивостока для работы в созданное РЭУ «Камчатскэнерго» по приглашению первого управляющего:

– Мизонов был решительным мужиком. Рабочий класс у него штаны не протирал. Он смотрел далеко вперед, на перспективу. Станций настроил по всей Камчатке.

Получилось так, что уехал куда-то Мизонов. Остался из руководства я один. Тут прилетает Петр Степанович Непорожний, министр энергетики и электрификации СССР, посмотреть на наши дела. Он прилетел один рейсовым самолетом, как обычный пассажир.

Мне звонит управляющий РЭУ «Камчатскэнерго» Соколов и говорит: «К тебе на станцию Петр Степанович поехал, встречай».

Подъезжает «Волга», тогда это была единственная «Волга» в «Камчатскэнерго». В ней водитель и Петр Степанович. Вышел, поздоровался. Прошлись по станции. Показал ему все, рассказал. «Ну, ладно, – говорит, – спасибо за рассказ». И уехал.

Советские чиновники очень резко отличались от нынешних, которые летают на своих персональных самолетах в окружении десятков замов и прессы.

Валерий Петрович ЛЕОНАРДОВ,в 1965 году получил специальность инженера-гидростроителя и по распределению приехал на Камчатку из Владивостока.

– 22 сентября 1967 года я начал работать в ОКСе во вновь образованном предприятии «Центральные электрические сети» старшим инженером. Организовалась команда из молодых людей, энергичных специалистов.

Меня захватила огромная работа, огромные средства система тратила на строительство ТЭЦ-1, не меньшие средства тратились и на создание магистральных электрических сетей. И я во всем этом участвовал. Требовалось очень много времени, чтобы изучить задачи предприятия и перспективы развития. Нужно было продумывать и организовывать строительство, увязать поставку оборудования. Это работа с землеустроителями, поставщиками, подрядчиками, местными властями, военными и хозяйственными организациями и многие другие вопросы.

Я начал овладевать вопросами дипломатии и хитростями, разными приемами, необходимыми в этой работе, которые для меня были неведомы по курсу института.

Я люблю те годы и считаю себя счастливым человеком.

Александр Васильевич БАРАНОВ,10 октября 1962 года после учебы в институте прибыл на Камчатку из Волгограда:

– В 1967 году для новой ДЭС Усть-Большерецкого района по морю отправили новый дизель ГЭС-66. Доставить дизель на станцию на побережье оказалось не так-то просто. Сгрузить-то на берег сгрузили, а дальше – ну никак. Доставляли зимой, и пока суд да дело, дизель намертво примерз к прибойке. Ездили туда из города несколько раз, чтобы вызволить его. Помогла русская смекалка. Ухитрились подрезать прикипевший к земле неподъемный агрегат тросами, подводя их под основание. Побегать нам тогда пришлось и попотеть изрядно. Дороги из районного центра в портовый пункт по песчаной косе тогда не было. Утром идем из Усть-Большерецка в Октябрьский, вечером обратно. А это, ни много ни мало, полсотни километров в день.

Лев Федорович БУЛОЧНИКОВ,прибыл на Камчатку в марте 1965 года по распоряжению руководства «Главвостокэнерго» на должность главного инженера РЭУ «Камчатскэнерго»:

– Трудно, конечно, все станции строились, мощности не хватало. Я до этого работал в большой энергетике и не представлял, что электростанция может располагаться в бане. В 1968 году производилась приемка в состав «Южных электрических сетей» электростанции в поселке Тиличики. Там с одной стороны была баня, котел, и тут же дизеля стояли. Вход клиентов в помывочное отделение проходил через машинный зал электростанции. 15 дней уговаривали председателя райисполкома закрыть баню и перевести ее в рядом стоящую баню, принадлежащую колхозу.

В Каменском дизеля были накрыты оленьими шубами, дохами или шкурами, потому что морозы большие. Примерно в таком же духе были все станции, за исключением Оссоры. Там работал Александр Федорович Бульбицкий, потом он стал заслуженным энергетиком. Прилетел я в Усть-Большерецк зимой, холод страшный. Захожу на электростанцию, а там «козел» с открытой спиралью стоит. Дежурная в телогрейке, засунув руки в рукава, греется. Говорю: «У тебя же тут пожар может случиться или сама попадешь под открытое напряжение». Она в ответ: «Если и убьет, так воротами». Тяжелые железные ворота стояли просто прислоненными к стене.

Николай Иванович ЖОВАН,приехал из Днепродзержинска 1 апреля 1971 года после техникума, как лучший студент был отобран представителем «Камчатскэнерго» для работы на Камчатке:

– В мае 1971 года через месяц после вылета из города мы с другом добрались до села Каменского на ДЭС-9, уже вскрывались первые речки. Смотрим, где же поселок? Местные жители смеются, какой поселок? Вот в аэропорту здание и в поселке три здания!

Кроме начальника станции нам особое внимание уделял председатель поссовета. Приехали свежие люди, с кем можно было работать в этом поселке. Меня озадачили еще поднять общественную работу. Я был неплохим спортсменом. На второй день вышел тренироваться, а в селе только дощатые тротуары. Я по ним и бегал. Люди специально выходили посмотреть на меня: чего он тут бегает туда-сюда?

Потом в Палане проходила спартакиада, где мы с учителем физкультуры установили шесть рекордов. Многие до сих пор держатся. Я победил на 1 500 и 100 метров. Когда я надел шипованные кроссовки (шиповки) и вышел бежать вместе с коряками, они с удивлением смотрели, откуда у меня шипы растут на ногах и посмеивались. Для них это было в диковинку. В забеге я оставил их далеко позади, потом они по очереди просили у меня шиповки попробовать пробежать.

Юрий Федорович ДЕЛЬНОВ,приехал на Камчатку 19 октября 1966 года. Был третьим по успеваемости в институте. Имел право выбора при распределении. Выбрал Камчатку:

– И вот на ТЭЦ-1 начались пуско-наладочные работы по вводу котла № 3 и турбины № 3 мощностью 25 МВт. Работы было много, мы по двое суток не выходили со станции. Была мобилизация всего коллектива на ввод второй очереди ТЭЦ. Поспишь пару часов в каком-нибудь уголке – и дальше за работу. Была такая усталость, что когда толкнули ротор турбины № 3 и у меня на глазах он стал набирать обороты, я почувствовал, что сам куда-то лечу, едва успел ухватиться за ограждение.

Адольф Владимирович ЛЕБЕДЕВ,в апреле1968 года после окончания института приехал на Камчатку:

– После окончания института в 1967 году я написал запрос в Норильск, на Сахалин, на Камчатку. На Камчатке пообещали дать подъемные – 500 рублей, это были большие деньги. Ребенка под мышку, чемодан в руки и вперед. Взяли с собой еще подушку и одеяло, все наше «богатство».

После работы в Пымте и Тиличиках мне предложил принять мильковскую дизельную станцию. Там как раз строилась новая ДЭС на берегу речки Мильковушки. В Мильково я проработал начальником 10 лет. Каждый год по одному новому дизелю вводили в строй. На мильковской станции было 10 дизелей, но все равно мощности не хватало, нагрузка была до 10 МВт в зимний период. Тогда мы поставили еще газовую турбину на 2,5 МВт.

Тогда секретарем Мильковского райкома партии была Раиса Сафронова. Она хорошо понимала, что такое энергетика, задачи и перспективы. Мы построили линию, до Пущино 35 кВт, в Шаромы и Кирганик.

Во многом благодаря поддержке со стороны Р. Сафроновой построили линию 220 кВт от Петропавловска до Мильково. Мотивировали тем, что на Агинском месторождении будет вестись переработка руды.

Алла Васильевна СТАРКОВА,прибыла на Камчатку с мужем в августе 1985 года из Якутска для проведения пуско-наладочных работ на построенной ТЭЦ-2:

– Бывали и курьезные случаи: однажды пришел на станцию экстрасенс и сказал, что было ему видение, якобы на ТЭЦ-2 будет взрыв. Случится это из-за какого-то «черного тела», которое будет двигаться по мазутопроводу. И даже день, и час предсказал. Главный инженер станции В.Е. Лузин хоть и был не суеверен, но решил не рисковать. В указанную ночь все начальники цехов дежурили на станции. «На всякий случай» были приведены в повышенную готовность пожарные и все службы «Камчатскэнерго». Мужтоже поехал на ТЭЦ, и я увязалась за ним (что же это такое: муж там взорвется, а я тут останусь!). Так и просидели всю ночь на станции.

Потом смеялись «до упаду», а тогда было не до смеха, боялись, что на самом деле произойдет взрыв.

Виктор Иванович ЛЮБУШКИН,прибыл в апреле 1965 года с Сахалина для работы в «Камчатскэнерго»:

– От Паужетки до Озерной 35 километров. Свое задание на Паужетской геотермальной станции я выполнил, надо было возвращаться обратно в пос. Озерной. Директор Валерий Федорович Клименко говорит: «Бери лыжи и шагай до Озерной. Машины не будет». К вечеру я пришел в Озерной и провел работу еще и с персоналом подстанции. Там был неплохой Дом культуры, где проводили разные мероприятия. Здесь я впервые увидел выступление самодеятельного артиста Владимира Афанасьевича Бирюкова, будущего губернатора Камчатки. Он очень интересно исполнял частушки, а работал главным инженером на РКЗ.

Я счастлив, что жил в те годы становления энергетики полуострова и видел события, которым не было равных.


Подготовил Алексей ГАВРИЛОВ
2736

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых