Доступность ОСАГО в Камчатском крае: проблемы и решения

Доступность ОСАГО в Камчатском крае: проблемы и решения

Деятельность недобросовестных «автопосредников» и массовое распространение поддельных страховых полисов привели к уходу с рынка услуг ОСАГО в Камчатском крае ряда страховых компаний. В результате автовладельцы неделями вынуждены простаивать в очередях для покупки заветного бланка полиса.

Проблемы обеспечения доступности ОСАГО в регионе обсуждали на совещании в правительстве Камчатского края в конце ноября 2016 года. Руководители министерства транспорта и дорожного строительства края, отделения по Камчатскому краю дальневосточного главного управления Центрального банка РФ, НП «Автомобильный союз Камчатка» и представители автостраховщиков сошлись во мнении, что ситуация с доступностью полисов ОСАГО негативно сказывается на социальной обстановке в регионе. Какие варианты ее решения существуют сегодня, попытались разобраться журналисты «Камчатского края».


Кто такой «Единый агент»?

Летом 2016 года в целях обеспечения доступности услуг ОСАГО в России запущена так называемая система «Единый агент», позволяющая страховой компании продавать полисы ОСАГО от имени других страховщиков. Участие в многостороннем соглашении является обязательным для всех членов Российского союза автостраховщиков (РСА). Продажи полисов «Единым агентом» осуществляются уже в 16 регионах.

Включение Камчатского края в перечень регионов, где работает система «Единый агент РСА», могло бы снизить социальную напряженность, вызванную дефицитом услуг, а также исправить ситуацию с оборотом поддельных полисов ОСАГО. Однако для вступления в систему необходима инициатива региональных властей, которая пока находится в стадии проработки: министерство транспорта и дорожного строительства Камчатского края готовит соответствующие документы для направления их в Банк России.


Электронный полис сделает ОСАГО доступнее

1 января 2017 года вступают в силу изменения в закон об ОСАГО, инициированные Банком России, согласно которым все страховщики ОСАГО обязаны заключать договоры ОСАГО в виде электронного документа на всей территории Российской Федерации. Это означает, что услугу по заключению договора ОСАГО в электронном виде (онлайн) страховщики будут обязаны предоставлять любому автовладельцу.

Электронные продажи призваны существенно повысить доступность услуги ОСАГО и поднять сервис страховщиков на качественно новый, отвечающий современным требованиям финансового рынка уровень. Кроме того, регулятор определил требования к бесперебойности и непрерывности работы сайтов страховщиков и Российского союза автостраховщиков (РСА) при электронных продажах полисов ОСАГО. Так, суммарная длительность перерыва в работе сайта страховщика не должна превышать 30 минут в сутки. При необходимости проведения плановых технических работ страховая компания будет обязана разместить не менее чем за сутки до их начала на главной странице своего сайта уведомление с указанием даты и времени их окончания. Такие работы страховщики смогут проводить не чаще одного раза в месяц в период с 22.00 до 8.00 по московскому времени.

Страхователям с 1 января нового года для заключения договора ОСАГО в виде электронного документа необходимо будет заполнить на официальном сайте страховой компании соответствующее заявление и уплатить страховую премию с помощью банковской карты, через электронную платежную систему или интернет-банк, если такая возможность предоставлена страховщиком на данном сайте.

После заключения договора ОСАГО в электронном виде страховщик по электронной почте должен будет направить страхователю страховой полис, а также разместить его в личном кабинете автовладельца на сайте страховой компании. Личный кабинет также сможет быть использован страхователем для внесения изменений в договор страхования, если, например, в течение срока его действия изменятся сведения, указанные ранее в заявлении о заключении договора. Распечатанный страховой полис должен будет содержать сведения о сертификате электронной подписи страховщика, что позволит проводить проверку его подлинности сотрудниками ГИБДД. Кроме того, при желании автовладелец сможет получить полис на привычном ему бланке ОСАГО (бланке строгой отчетности).


«Период охлаждения» – вам в помощь

При этом важно помнить, что в связи со сложившейся в ряде регионов РФ негативной практикой навязывания физическим лицам договоров добровольного страхования, в заключении которых они не заинтересованы, в том числе при обращении граждан с целью заключения договоров ОСАГО, Банком России был введен «период охлаждения» в страховании.

«Период охлаждения» составляет не менее 5 рабочих дней (страховщик может установить и более длительный срок) и отсчитывается со дня заключения добровольного договора страхования вне зависимости от момента уплаты страхового взноса.

«Период охлаждения» – это срок, в течение которого гражданин вправе расторгнуть договор добровольного страхования и вернуть заплаченные за полис деньги в полном объеме, если договор страхования не вступил в силу. Если же договор начал действовать, то страховщик вправе удержать при возврате средств часть премии, пропорциональной количеству дней, прошедших с начала действия договора. Страховая компания должна вернуть гражданину страховую премию в течение 10 рабочих дней после получения заявления, при этом страхователь имеет право выбирать и удобный для себя способ получения уплаченной страховой премии – в наличной или безналичной форме.

Новые правила касаются практически всех популярных видов страхования. В перечень входят: страхование жизни, страхование от несчастного случая, автокаско, добровольное медицинское страхование, гражданская ответственность перед третьими лицами, страхование финансовых рисков, а также ответственность автовладельцев и владельцев водного транспорта.


И снова о «бесплатном сыре»

Особого внимания заслуживает тема распространения в регионе предложений о продаже полисов ОСАГО по значительно заниженным ценам. Жителям края необходимо помнить о том, что страховые организации не вправе применять страховые тарифы, не соответствующие требованиям Банка России, а установленные страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя. Таким образом, продажа полисов ОСАГО по заниженным ценам изначально свидетельствует о вероятности использования поддельных бланков страховых полисов.

Приобретение и использование поддельного полиса ОСАГО не обеспечивает страхование ответственности при наступлении ДТП.

Во избежание приобретения нелегального/поддельного полиса ОСАГО необходимо проверять наличие у страховой компании лицензии, действующей на момент оформления полиса. Сделать это можно на официальном сайте Банка России cbr.ru в разделе «Финансовые рынки» – «Надзор за участниками финансовых рынков» – «Субъекты страхового дела» – «Реестры субъектов страхового дела».

Кроме того, при приобретении полиса ОСАГО у страхового агента, выступающего от имени страховой организации, необходимо проверить наличие у него соответствующей доверенности. Идентифицировать страхового агента в качестве лица, с которым у страховой организации заключен договор об оказании услуг, связанных со страхованием, можно на официальном сайте страховой организации.

Проверить действительность страхового полиса можно на официальном сайте РСА в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: autoins.ru.

Приобретение и использование заведомо поддельного полиса либо незаполненного бланка полиса ОСАГО может квалифицироваться как противоправное деяние, ответственность за которое предусмотрена Уголовным кодексом РФ.


Куда обращаться с жалобами

На официальном сайте Банка России (cbr.ru) в круглосуточном режиме работает интернет-приемная, куда с жалобой на неправомерные действия страховщика может обратиться любой житель края.

Между тем сегодня основная масса жалоб по поводу отказов представителей страховых организаций в заключении договоров ОСАГО, а также навязывания дополнительных услуг при их заключении направляются гражданами без предоставления каких бы то ни было доказательств (документальных, свидетельских показаний, аудио-, видеозаписей и т. д.), что значительно усложняет процесс привлечения к ответственности страховщиков. Поэтому рекомендуем тем, кто столкнулся с неправомерными действиями представителей страховых компаний, предоставлять вместе с жалобой соответствующие доказательства – в этом случае вероятность положительного решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности, предусмотренной статьей 15.34.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, будет значительно выше.

Если вы хотите узнать об ОСАГО и правах страхователей больше, то не забудьте зайти на официальный сайт Банка России и изучить материалы в разделах «Информация об ОСАГО» и «Финансовое просвещение».


Разъяснения публикуются во взаимодействии со специалистами отделения по Камчатскому краю дальневосточного главного управления Центрального банка РФ

2472

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых