Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Грант ШАЙГОРОДСКИЙ – о проблемах детсадов

10:20
9788

Не прошло и двух недель с момента публикации в нашей газете материала «Недетские проблемы в детском саду», где речь шла о конфликте коллектива детского сада № 72 «Якорек» с новым руководителем, как из городского управления образования пришла новость о том, что детсад закрывается. Точнее, деятельность его прекращается на время. Причина – аварийное состояние здания детского сада.

В первом материале мы всего одной строкой затронули вопрос технического состояния здания детского сада № 72. О том, что оно фактически аварийное, нам сообщили педагоги, пришедшие в редакцию. Именно они рассказали журналистам, что каждый день, приходя на работу, с большим опасением берут на себя ответственность за вверенных им детей, понимая, что в любой момент в группах может произойти, например, обрушение полов. Эти опасения имели под собой реальную основу: во втором корпусе «Якорька» в группе уже проваливался пол.

Для полной ясности картины важно представлять, как именно устроен детский сад № 72, построенный более 40 лет назад на ул. Вилюйской. Сад состоит из двух 2-этажных корпусов, соединенных между собой подземным (!) переходом. Странный для Камчатки проект, не правда ли? Причем переход построен таким образом, что уходит вглубь каждого из корпусов – на нем расположены детские группы. Именно он, вернее, его разрушение стало первым звонком о том, что зданию сада требуется срочная помощь. Под потолком перехода проложены трубы тепло- и водоснабжения, которые идут от теплового узла (смонтирован в первом корпусе) ко второму корпусу. От того, что бетонные стены перехода уже давно потеряли прочность, трубы, наполненные водой, по словам педагогов, уже несколько раз срывались с крепежей. Через переход из корпуса в корпус ежедневно ходили дети, которых сами педагоги инструктировали примерно так: перебегаем быстро, по одному, вдоль стенки, противоположной от труб…

Все это происходило в садике еще в прошлом году, пока в одной из групп первого корпуса не провалился пол. После этого, наконец, и сам корпус, и переход были закрыты. Детей из закрытых групп перевели в другие, персонал сократили. При этом к новому учебному году летом 2016-го соответствующая комиссия приняла детский сад № 72 как готовый для работы с детьми за минусом закрытого корпуса и перехода. Странно, что комиссию вовсе не смутил тот факт, что переход связывает оба здания намертво и построены все они в одно время.

За комментариями к сложившейся ситуации мы обратились к Гранту Шайгородскому, начальнику управления образования ПКГО. Грант Анатольевич уточнил, что детский сад не закрывается, – приостанавливается эксплуатация основного корпуса, в котором работали 7 групп на 153 ребенка. Всех до единого управление образования направит в другие детские сады города.

– В 2016 году проектное предприятие «Гипробыбпром» провело обследование здания детсада. Здание стоит на склоне, капитального ремонта в нем никогда не было. В результате подземный переход вместе с одним из корпусов были признаны непригодными к эксплуатации. При этом мы рассчитывали на то, что второй корпус (основной) мы сможем проэксплуатировать до лета.

– А какое заключение по зданию дал Гипрорыбпром?

– Выводы в заключении сделаны такие: необходимо либо произвести капитальный ремонт здания с сейсмоукреплением, либо снести и построить на его месте новое здание. Для нас выгоднее проведение капремонта. Почему? Потому что строить здание мы будем обязаны по современным нормативам и требованиям, предъявляемым к территории детских образовательных учреждений. Территория у садика небольшая, поэтому мы будем вынуждены проектировать и строить здание площадью почти в два раза меньше, чего очень не хотелось бы. Хотим добиться капитального ремонта. Это тоже процедура не быстрая: разработка проектно-сметной документации займет полгода, плюс сам ремонт.

– Грант Анатольевич, почему решение о приостановке деятельности сада оказалось столь внезапным? Почему оно не принималось тогда, когда закрывали подземный переход и второй корпус?

– Никто не рассчитывал, что переход потянет за собой второе здание. У нас и предписание было – закрыть только переход и один корпус. Но в феврале мы получили докладную записку от заведующей садом о том, что в районе подземного перехода начались подвижки грунта, которые начинают влиять на основной корпус. Если это началось зимой, то весной там вообще может быть все что угодно. Ситуация серьезная! О ней мы доложили главе ПКГО, и рабочей группой по определению технической безопасности эксплуатации зданий муниципальных образовательных учреждений было вынесено решение приостановить функционирование здания немедленно. Мы понимаем, что это очень непопулярное решение, но другого выхода нет.

– Сейчас основная часть коллектива опасается остаться без работы. Что будет с педагогами?

– Детский сад не закрывается, предприятие не ликвидируется. Для подобных случаев трудовое законодательство предусматривает определенные процедуры. У нас большое количество вакансий в дошкольных учреждениях города. Сейчас на капитальный ремонт закрыты три детских сада, это порядка 400 детей, которых мы распределили по другим садам. И работники этих садов также распределены по другим учреждениям. В некоторых случаях удалось даже перевести целые группы детей вместе с их педагогами. Такие работники продолжают числиться в штатах своих детских садов, а работают в других садах как командированные. Если работник на это не согласен, то предусмотрена другая возможность – оставаться, например, работать в третьем корпусе детского сада (ясли) с соответствующей оплатой. Никто никого увольнять не собирается.

– Почему тогда сократили сотрудников, которые работали во втором корпусе, закрытом вместе с переходом?

– Сокращение было, это правда. Для части педагогов не нашлось работы в оставшемся корпусе. При этом все было сделано по закону, с предупреждением за два месяца и предложением той работы, которая имелась. Кстати, предлагались работникам и места в других детских садах. Люди сами делали свой выбор. Я понимаю, что ситуация выглядит парадоксально: при дефиците кадров в дошкольном образовании (по городу примерно 70 вакансий в детских садах) сокращаются люди. Причем вакансии есть даже в благополучных новых садах. К примеру, в садике, недавно открытом на Северо-Востоке, уже есть пять вакансии воспитателей. Мы ожидаем, что ситуация изменится к лучшему благодаря работе педагогического колледжа, куда в прошлом году поступил 51 выпускник школ. Если хотя бы половина этих молодых специалистов спустя три-четыре года придет работать в наши детсады, это уже будет хорошо: 12 групп получат педагогов.

– Сегодня ведь профессия воспитателя в детском саду уже не относится к категории малооплачиваемых?

– Не относится. К такой категории все еще относится младший и обслуживающий персонал. А воспитатели при хорошей организации стимулирования труда в учреждении (это и школы, и детские сады, и учреждения дополнительного образования) зарабатывают очень неплохо. Плюс – все социальные гарантии.

– Грант Анатольевич, вы заговорили о системе стимулирования. Основная часть претензий коллектива детсада в адрес нового руководителя касается именно этой системы. В саду семь лет работает комиссия по распределению стимулирующих выплат, которая, по словам педагогов, ни во что не ставится заведующей. Даже положение об этой комиссии куда-то делось… Вы разбирались в этих претензиях досконально? Кто там все-таки прав, а кто виноват?

– Разбирались, и даже неоднократно: проводили встречи, собрания с участием работников управления. Думаю, в определенной степени виноваты обе стороны – и общественность коллектива, и руководитель. Если действовать строго по тем документам, которые имеются, то скандалов и конфликтов быть не должно. Это должны понимать и члены коллектива, и руководитель. Нам довольно часто приходится это объяснять в учреждениях образования. Совсем недавно приводили такие встречи в двух школах – № 45 и 42. Основная причина непонимания и конфликтов – недостаток информированности работников. Либо информация до них не доводится, либо доводится неправильно, однобоко, не в полном объеме или даже в искаженном виде.

Всегда начинаем с того, что в любой организации есть устав – основной документ, в котором прописаны все полномочия. Везде высшим органом управления является общее собрание коллектива, которое и выбирает членов комиссии по стимулирующим выплатам. Примерно равномерно в ней должны быть представлены представители педагогического состава, администрации, обслуживающего персонала и профсоюзного комитета. Этим же собранием принимается положение о комиссии и разрабатываются показатели, по которым потом начисляются стимулирующие выплаты. Стимулирующие выплаты носят гласный, открытый и прозрачный характер. Кому и по какому принципу они начислены, должен знать весь коллектив. Вести работу комиссии кулуарно – порождать кривотолки.

При этом комиссия не должна брать на себя функции администрации. Баланс должен соблюдаться. Ведь за все, что творится в учреждении, отвечает руководитель, и он обязательно должен принимать участие в работе комиссии. Как он поставит работу с комиссиями, профсоюзом и коллективом вообще – так и будет работать учреждение. Противопоставление немедленно отразится на всех рабочих процессах: будут постоянные заявления и жалобы…

– А кто контролирует финансовую дисциплину руководителей учреждений образования? В городе периодически возникают неприятные истории (вплоть до уголовных дел), связанные с неправильным и даже преступным распоряжением заведующими деньгами учреждений.

– Есть специальная структура, которая осуществляет финансовый надзор за деятельностью учреждений, она работает по плану и, конечно, не может охватить все учреждения в один год. Проверки идут постоянно, и по их результатам выявляется достаточно много нарушений и составляется протоколов. Есть и внеплановые проверки, которые проводятся по обращениям, в том числе и членов коллективов или профсоюзных органов. Делаются выводы и принимаются меры дисциплинарного воздействия.

– Что касается непосредственно детского сада № 72: коллектив в своей жалобе прав или не прав?

– В последнем ответе коллективу мы написали, что отдельные моменты в деятельности администрации признаны нами негативными, заявления работников правомерны и руководителю детского сада на это было указано. Мы потребовали привести работу учреждения в соответствие с действующими нормами и дали на это определенный срок. Потом мы перепроверим исполнение наших требований. Так мы делаем всегда. Если руководитель не выполняет наших требований, применяем крайнюю меру – расторгаем с ним договор. Об этом должен помнить любой заведующий или директор муниципального учреждения образования.

– Грант Анатольевич, насколько лично вы готовы разбираться в таких конфликтах по существу? Педагоги утверждают, что на них давят, закрывают им рот, в частности, и работники управления на встречах, чуть ли не приказывая «не выносить сор из избы». Насколько это может иметь место?

– Не было ни одного случая, чтобы я оставил без внимания ситуацию или «отфутболил» кого-то с его жалобой или обращением. Я разговариваю со всеми категориями работников – от обслуживающего персонала до руководителей. Бывая в коллективах, всегда подчеркиваю: «Ваше право обратиться к нам, а наша обязанность – отреагировать на обращение». Мы не даем формальных ответов. Если по-хорошему руководитель не реагирует на ситуацию, применяются другие меры. А вообще, причиной 90 процентов всех жалоб является человеческий фактор, и только 10 процентов носят непреодолимый характер. Во многих случаях механизмы урегулирования видны невооруженным глазом.

– Вы собирали родителей воспитанников детсада, чтобы сообщить им о необходимости приостановить работу учреждения. Говорили о распределении детей по другим садам города. Удалось ли устроить всех детей так, чтобы родителям было удобно?

– Приостанавливая эксплуатацию корпуса, мы берем на себя обязательство устроить всех детей! Конечно, не получится предложить только те места, которые хотели бы получить родители. Но мы будем стараться. Плюс – к сентябрю заработает дошкольная ступень школы № 33 на Дачной. Освободятся места в садиках города, которые занимали дети этого учреждения, и можно будет еще произвести перераспределение, идя навстречу пожеланиям родителей. Есть еще один проект, который мы сможем осуществить при поддержке правительства края. Если все получится, откроем еще один детский сад в районе 4 км. Сейчас там в здании бывшего детсада находится центр внешкольной работы. Если нам помогут с покупкой другого здания и центр мы переведем, то детский сад будет быстро восстановлен (у нас есть хороший опыт). Мы могли бы перевести в здание этого сада всех детей и педагогов «Якорька» целиком на время ремонта.

– В детском садике № 72 есть ведь и третий корпус для приема детей младшего возраста. Он расположен отдельно, на Вилюйской, 8. Он остается в эксплуатации? Это здание ведь тоже очень старое.

– Это здание также требует капитального ремонта, но останется девствующим хотя бы до лета. Там две группы детей в возрасте от 1,5 года – совсем крохи. Только два сада в городе принимают таких малышей – № 51 и 72. В строящихся садах мы сразу планируем работу таких групп, потому что в последнее время потребность в них очень высокая. Был период в начале 2000-х годов, когда родители не спешили отдавать детей в садик, в яслях оставалось по 1–2 ребенка. А мест в группах трехлеток не хватало. Тогда и стали ясли перепрофилировать под детей более старшего возраста. Сейчас не каждая мама готова сидеть дома с ребенком до 3-х лет, многие стараются выходить на работу пораньше.

– Без «Якорька» довольно большой район Петропавловска остается без детских садов. На улице Ключевской были еще два садика, здания которых сейчас занимают другие организации.

– К сожалению, это так. Сейчас на весь район от колхоза им. Ленина до КП работают всего два детских сада, а в советское время их было пять. В свое время детский сад № 72 из ведомственного подчинения был передан в муниципалитет. Два сада на Ключевской муниципальными стать не успели, поэтому собственники зданий распорядились ими по своему усмотрению. А потребность в местах детских садов здесь большая, и не только здесь! Поэтому управление постоянно ведет работу по поиску дополнительных возможностей увеличения мест в детских садах. Например, уже работают группы в здании детского сада, которое занимала детская библиотека. Библиотека переехала в новые помещения.

К сожалению, подрядчик подвел нас со строительством детского сада на улице Арсеньева. Здание построено, но на стадии отделочных работ все оказалось заморожено, идет процедура смены подрядчика. Наверняка, ввод здания в эксплуатацию теперь отложится примерно на год. Это неприятно, но мы работаем так, как того требует закон о госзакупках.

– Спасибо за интервью.


Беседовала Светлана СОЛОВЬЕВА

Грант ШАЙГОРОДСКИЙ – о проблемах детсадов 0Грант ШАЙГОРОДСКИЙ – о проблемах детсадов 1Грант ШАЙГОРОДСКИЙ – о проблемах детсадов 2

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.