Учиться и жить вместе – реально!

Учиться и жить вместе – реально!

Отношение к особенным людям с ограниченными возможностями здоровья нужно менять. И именно школа может научить, что люди так не делятся…

Создать равные условия для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей учащихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, – эта непростая задача стоит сегодня перед любой школой России. Все больше появляется дифференцированных программ, с помощью которых можно создавать индивидуальные учебные планы, учитывая особенности каждого ребенка. Все чаще в школы закупают специальное оборудование для детей с особыми образовательными потребностями, устанавливают широкие дверные проемы, пандусы, поручни, домофоны и т. д. Все больше детей отказываются от обучения на дому и приходят в школьные классы.

Но этот процесс далеко не всем понятен. Некоторые родители здоровых детей опасаются, например, что снизится темп работы на уроках, и их ребенок не сможет полноценно подготовиться к ЕГЭ.

Далеко не все готовы воспринимать людей с ограниченными возможностями здоровья как равных себе. Не все понимают, что есть особенные дети, которым вполне подойдет обычная школа, обычная программа, обычное окружение, что человек с ограниченными возможностями здоровья – такой же член общества, как и все остальные.

Но ведь совершенно очевидно, что отношение к особенным людям нужно менять. С чего начать? Наверное, все с той же школы… Именно школа может стать наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями. Ее задача – научить, что люди так не делятся…


Вынужденное переселение, или Не было бы счастья…

От слов – к делу. Можно долго и красиво рассуждать о том, как относиться к людям с ограниченными возможностями здоровья, но намного важнее понимать, что происходит сейчас в системе образования.

Один из примеров – история Петропавловск-Камчатской школы № 1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В прошлом году здание образовательного учреждения, расположенное на ул. Пограничной, было признано аварийным. Решение проблемы нашлось довольно быстро: один из этажей основной школы № 32 г. Петропавловска-Камчатского был передан этой организации.

«Трудно поверить, что там, где всего год назад были служебные помещения, теперь располагается современная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья. Выполнены работы в учебных классах, холле, санитарных комнатах, произведена замена полов, ремонт потолков и стен с использованием современных экологичных материалов, приведена в норму система отопления», – рассказывает директор школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Светлана Кирпиченко.

Практически все учебные кабинеты оснащены интерактивными досками, современной техникой, оборудованы новой регулируемой мебелью, уголками для психологической разгрузки, дополнительными световыми приборами. Особое внимание уделено мастерским, где ребята учатся шить, готовить, работать по дереву. Теперь там новая мебель, техника, станки.


Особые цветовые решения

Стоит отметить, что цветовую гамму для ремонта подбирали психологи Петропавловск-Камчатской школы № 1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Они рекомендовали в классах использовать не более двух цветов. Простота успокаивает и настраивает на рабочий лад. «Цвета подбирались исходя из психологических тестов, которые прошли ребята. Эту идею поддержали и педагоги основной школы № 32, оформили некоторые помещения, руководствуясь нашими рекомендациями», – отмечает педагог-психолог школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Кристина Марченко.

Теперь кабинеты школы зелено-оранжевые, фиолетово-персиковые, малиново-фисташковые. Применена шведская технология оформления школьных кабинетов, особое место в новом интерьере занимает информационная стена: благодаря особенному цвету она невольно обращает на себя внимание детей.

«Также в оформлении школьных классов используется много зеленого цвета: он оказывает сильное влияние на развитие и перемены в характере у детей, побуждает интерес к учебе и к познанию окружающего мира, – рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Олеся Часовникова. – Оттенки зеленого внушают ребенку смелость, формируют уверенность в себе. А яркие цвета ассоциируются с бодростью и энергией, повышают творческую активность детей».


У детей нет стереотипов

Сегодня в школе обучаются 138 детей с ограниченными возможностями здоровья. Да, у воспитанников школы свой отдельный блок, они учатся в своих классах, потому что у них особая адаптированная программа обучения. Но ребята не являются изолированными от других участников образовательного процесса: находятся в коллективе, учатся выстраивать взаимоотношения со своими сверстниками – учениками общеобразовательной школы. Педагоги школ организуют совместные мероприятия, праздники. Все участники образовательного процесса чувствуют себя комфортно.

Как отметила мама одного из учеников школы № 32 Вера Георгиевна, такое соседство никак не мешает ее сыну хорошо учиться: «Нет ничего ужасного в том, что мой ребенок общается с особенными детьми. Признаться, первые месяцы я переживала за сына, думала, что его может изменить такое общение в худшую сторону. Знаете, сейчас столько пишут о детском восприятии, которое потом выражается в жестокости или жалости к инвалидам. Он мог начать бояться или насмехаться над ними. Но ничего подобного не произошло. Время показало, что мой сын воспринимает особенных детей как равных себе. В этом отношении он мудрее и лучше многих взрослых».

«Когда мы перешли учиться в новое здание школы, было немного страшно, – рассказывает мама ученицы с ограниченными возможностями здоровья Юлия Александровна. – Нас как будто бы выдернули из удобного, уютного, замкнутого мирка в совершенно другое пространство. Но чем дольше моя дочь посещает новую школу, тем больше я вижу в ней перемены к лучшему. Мы стали общительнее, стали больше улыбаться, делиться впечатлениями от прошедшего дня. Но самое главное – у нас появились новые друзья».

Многообразие и непохожесть детей друг на друга здесь не проблема для педагогов, а ресурс, который используется в образовательном процессе. Психологи и учителя уверены, что рамки и стереотипы есть у взрослых, а у детей шаблонов и границ нет!

Опыт взаимодействия Петропавловск-Камчатской школы № 1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и основной школы № 32 г. Петропавловска-Камчатского показывает: сотрудничество учреждений расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность прийти на помощь.


Алина ШАФИГУЛЛИНА

2308

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых