Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Ирина СВЕТЛОВА – о революции в тарифах

08:55
3998

Федеральной антимонопольной службе (ФАС) нужно три года, чтобы навести порядок в тарифном регулировании в России. Об этом заявил руководитель службы Игорь АРТЕМЬЕВ спустя полтора года после того, как ФАС получила полномочия по тарифному регулированию.

Главная беда высоких российских тарифов на электроэнергию, тепло, газоснабжение и воду, по мнению антимонопольщиков, – это отсутствие единой тарифной политики на территории страны. Получив полномочия и проанализировав ситуацию, ведомство нашло методы ее лечения и в течение трех лет собирается привести разгулявшиеся тарифы и их авторов к одному знаменателю.

Приняв участие в заседании коллегии ФАС, руководитель камчатского УФАС Ирина СВЕТЛОВА рассказала о том, какими путями это будет сделано.

– Сегодня у нас, к сожалению, отсутствует единое тарифное регулирование. Каждый отдельный тариф регулируется какой-то своей методикой, методическими рекомендациями, законами об электроэнергетике, теплоснабжении, водо- и газоснабжении, тарифах коммунального комплекса и естественных монополиях и так далее. Многие документы даже противоречат друг другу. Едины они только в одном – расходном методе, при котором тарифы формируются от понесенных ресурсоснабжающими организациями расходов. А ведь этот метод не является экономическим регулятором. Представьте, что вы оказываете какую-то услугу и стоимость этой услуги вам предложили рассчитать исходя из понесенных вами расходов. Какие расходы вы покажете? Конечно, максимальные! То же самое происходит и с нашими тарифами. ФАС, проводя анализ, столкнулась с тем, что организации, которые снабжают нас электричеством, теплом, водой и газом, в обоснование тарифов включают все – вплоть до полива цветов в офисах, подписок на журнал «Форбс», аренды дорогой недвижимости и покупок коллекций марочных вин. Глава ФАС рассказывал об этом на заседаниях Госсовета и коллегии, на встречах с журналистами.

Страдает от высоких тарифов не только население. Страдает и бюджет, причем сразу по двум направлениям. Во-первых, государством оплачиваются так называемые выпадающие доходы энергокомпаний, а во-вторых, все бюджетные учреждения платят по завышенным тарифам.

– В одном из интервью Игорь Артемьев рассказывал и о том, что в законодательстве оставлено множество лазеек для повышения тарифов. Например, устанавливает правительство предельный уровень повышения тарифа на электроэнергию, условно говоря, 10 процентов. Но наступает 1 июля – тарифы увеличиваются на 70–120 процентов. Спрашивается, как это возможно? Оказывается, возможно, потому что в самих актах правительства написано, что если инвестпрограмма требует повышения тарифов, то можно выходить за какой угодно предел.

– Это действительно так. Ситуация настолько тяжелая, что ФАС не видит другого выхода, кроме принятия единого нормативного документа в виде федерального закона «Об основах тарифного регулирования в РФ», в котором будут заложены совершенно другие принципы формирования тарифа. В законе будет установлена возможность варьировать и индексировать экономически обоснованный тариф и четко установлено, какие статьи затрат могут быть включены в формирование тарифа.

– Кем и когда будет подготовлен этот закон?

– Его проект уже разработан антимонопольной службой и сейчас находится в Государственной Думе. Как скоро он будет принят, сказать сложно. Лоббирование интересов ресурсоснабжающих монополистов очень сильное. Но самое главное, что в проекте этого закона заложен принцип экономической обоснованности формирования тарифов, который, кстати, когда-то успешно работал. До 1994 года для формирования тарифов на ту же электроэнергию действовала четкая инструкция, по которой в тарифе «сидела» себестоимость и рентабельность не выше 5 процентов. При этом то же «Камчатскэнерго» могло себе позволить содержать детский сад «Петушок», учить детей за пределами полуострова, иметь базу отдыха. На все хватало средств, и новости о «золотых парашютах» никого не будоражили, потому что их не было.

– Сегодня наши тарифы установлены региональной службой (РЭК). После принятия закона о тарифном регулировании РЭК продолжит свою работу, но уже в новом формате?

– Сложно сказать. Премьер-министр Д.А. Медведев настаивает на том, чтобы полномочия по формированию тарифов в регионах были отданы территориальным органам антимонопольной службы. Отчасти это происходит от того, что в процессе анализа работы РЭК были установлены факты их сращивания и с монополистами, и с региональными властями. Все мы сейчас вникаем во все вопросы, связанные с тарифами. В ближайшее время численное участие УФАС в президиуме РЭК будет увеличено. Однозначно, что после принятия закона региональные службы по тарифам кардинально изменятся. Но даже если формирование тарифов на электроэнергию, тепло и воду уйдет в ФАС, РЭКам будет чем заниматься: тарифы на перевозки, услуги порта и так далее.


От редакции:

Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, комментируя журналистам разработанный его ведомством законопроект, остановился и на других принципах, заложенных в нем. «Во-первых, инфляция минус (тарифы должны расти медленнее инфляции). Жирных котов-монополистов больше поощрять не будем. Мы ясно выразили эту позицию и очень благодарны Правительству, что оно нас поддержало. Во-вторых, долгосрочность тарифного регулирования. Пять лет – это, на наш взгляд, минимум. Когда бизнес понимает, что тариф установлен надолго, по понятной формуле и, что бы ни происходило, он получит соответствующую отдачу от вложенного капитала, это очень важно. Дальше – недискриминационность. Если тариф дается, то он дается всем одинаковый. Сколько стоит такая услуга на сопоставимых рынках, столько она и должна стоить», – сказал он.

ФАС уверена в том, что энергокомпаниям нужно снижать издержки, и предлагает снизить «зашитую» в тариф предпринимательскую прибыль в пять процентов до одного процента, а дополнительные проценты давать за достижение определенных показателей, чтобы стимулировать бизнес повышать свою эффективность и экономить.

«Именно так работает система в лучших практиках мира. Идет индексация – инфляция минус, это давит на издержки, что сэкономил – твое, дружище. Это в качестве стимула. Я считаю, года за три можно навести порядок. Многое будет зависеть от того, какой из приоритетов для себя выберут Президент и Правительство. То есть, как они посмотрят на эту реформу. Сейчас мы чувствуем их поддержку», – сказал Игорь Артемьев.


Светлана СОЛОВЬЕВА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.