Россия начинается с Камчатки

Россия начинается с Камчатки

От древних гусляров до современных виртуозов: камчатские музыканты – в авангарде народного творчества. В Камчатском колледже искусств прошел юбилейный Х Краевой фестиваль «Россия начинается с Камчатки».

Несколько дней выступлений студентов колледжа и учеников ДМШ и ДШИ Камчатки, нетрадиционный и оригинальный подход в концепции концертов, месяцы подготовки и упорного совместного труда всех исполнителей композиций на народных инструментах края – вот что такое фестиваль «Россия начинается с Камчатки».

Торжественной увертюрой к открытию фестиваля послужил концерт «Баянная рапсодия». Публика имела возможность услышать лучших солистов – баянистов и аккордеонистов края. Огромную радость вызвало выступление ансамбля аккордеонистов «Тутти» ДМШ № 5 (худ. рук. – Инна Тарасова). Этот ансамбль, несмотря на юный возраст его участников, уже имеет международное признание, является обладателем гран-при и лауреатом международных конкурсов в Париже, Вене, Праге.

В сопровождении хорошо знакомого публике русского квартета «Камчатка» (худ. рук. Артем Быков) выступил народный казачий ансамбль «Русь» (худ. рук. – заслуженный работник культуры РФ Елена Топчий). Его артисты показали не только достоинства народного пения, но и мастерское владение казачьим оружием, что вызвало настоящий шквал эмоций в зале. Оркестр русских народных инструментов Камчатского колледжа искусств под управлением Артема Быкова произвел яркое впечатление исполнением «Медитанго» Астора Пьяццоллы, где в качестве солиста блестяще выступил преподаватель ДМШ № 4 по классу аккордеона Кирилл Ложкин. Играя вместе с оркестром или же исполняя свои соло, тонкий музыкант виртуозно справлялся с каждым изгибом прихотливой латиноамериканской мелодии, гипнотически воздействуя на слушателей. Пьеса Пьяццоллы в оригинале написана для струнного оркестра, бас-гитары, ударной установки и аккордеона. По силе звучания и тембровой окраске такой состав значительно уступает арсеналу народного оркестра. Безусловно, сочетанием тембров аккордеона с домрами и балалайками вряд ли можно кого-то удивить. Но вот исполнение на русских народных инструментах настоящего аргентинского танго придавало музыке еще более глубокий и экспрессивный характер.

В роли ведущих концерта выступили выпускники Камчатского колледжа искусств, а ныне преподаватели ДМШ Дарья Спирина и Александр Дубровин. Они явились публике в образах древних русских сказителей-рапсодов и под звуки гуслей величаво сказывали на весь колледж-град о жанрах, характерных для инструментов баяна и аккордеона, об их победоносном шествии по нашему голубому шару и о том, как эти инструменты совершенствовались и развивались.

Кульминацией концерта стало выступление Сводного оркестра баянов и аккордеонов Камчатского края под управлением преподавателя Камчатского колледжа искусств Михаила Авдошенко. Оркестр исполнил «Танго-страсть» Карлоса Гарделя из к/ф «Запах женщины» и «Охоту» Дмитрия Шостаковича из сюиты «Гамлет». Сила звучания такого оркестра оказалась намного мощнее, чем в авторских оригиналах. Ведь, по большому счету, оркестр, состоящий из аккордеонов и баянов всех разновидностей (многотембровые баяны, сопрано-, тенор-, баритон-, контрабас-баяны), включал несколько маленьких оркестров. Контраст громовых «тутти» с яркой мелодичностью солирующих баянов и аккордеонов в сочетании с тембровым единством множества инструментов десятикратно увеличивали силу воздействия на слушателя.

Как проходила организация проекта, как шел процесс создания Сводного оркестра баянов и аккордеонов края? Об этом рассказал Михаил Авдошенко: «Работа по подготовке началась еще в конце прошлого учебного года. Уже тогда мы стали привлекать для участия музыкантов со всех уголков нашего края, готовить программу, узнавать уровень игры исполнителей, чтобы у публики было ощущение не только первоклассного концерта, но еще и настоящего праздника. Собрать оркестр было непросто, и сделать выступления оркестра постоянными, к сожалению, не представляется возможным. Но собирать его для подобных концертов или же конкурсов очень бы хотелось».

В оркестровой музыке, как известно, звучание оркестра напрямую зависит от дирижера. Именно он является лицом коллектива и отвечает за техническую и художественную правду исполнения. Если оркестром возьмется управлять другой дирижер, то звучание и интерпретация произведения тоже изменятся. В заключительном концерте фестиваля публике была дана уникальная возможность услышать восемь дирижеров, и соответственно, восемь разных версий звучания оркестра русских народных инструментов Камчатского колледжа искусств. Стоит отметить, что подобный фестиваль дирижерского искусства расцвел именно на нашей земле и не имеет аналогов, как в России, так и во всем мире. Впервые фестиваль дирижеров прошел в 2007 году и тоже был приурочен к закрытию фестиваля «Россия начинается с Камчатки.

Концерт открылся увертюрой Дунаевского к кинофильму «Дети капитана Гранта». В этом номере дирижировал оркестром его художественный руководитель Артем Быков. Тонкая прочувствованность образов произведения, четкость и ясность дирижерского жеста заслуженно позволяют считать его исполнение одним из лучших на фестивале. Далее за дирижерским пультом мы услышали самого опытного музыканта народного оркестра – Владимира Петровича Вяткина, который играет в оркестре с 1974 года. Михаил Авдошенко продирижировал фантазией на музыку Клауса Баделта из кинофильма «Пираты Карибского моря». Выступление преподавателя и руководителя народного оркестра ДМШ г. Вилючинска Андрея Беляева с произведением Иосифа Тамарина «Марш» из сюиты «Водевиль» увлекло слушателей своим задором и профессиональным блеском.

Марина Живодрова, преподаватель по классу домры ДМШ № 6, принимала участие в фестивале дирижеров уже во второй раз. Своим выступлением она открыла череду семейных дуэтов, образовавших яркие творческие тандемы. В одном из прозвучавших под ее управлением произведений в качестве солистки выступила ее дочь – студентка 1 курса колледжа искусств по классу домры Юлия Живодрова. Вторым творческим союзом оказался семейный дуэт преподавателей колледжа Якова Лебедева (класс ударных инструментов) и его супруги Натальи Лебедевой (класс домры). Стоит сказать, что Яков Лебедев впервые встал за дирижерский пульт. В его исполнении очень колоритно и лирично прозвучали произведения «Моя Москва» Веры Городовской и «Думка» Николая Будашкина, в котором солировала его супруга. Также в роли дебютантки выступила и студентка колледжа (класс аккордеона) Екатерина Башурова. В ее исполнении прозвучали произведения Веры Городовской «У зари-то, у зореньки» и Георга Купера «Тарантелла».

После концерта Екатерина поделилась своими впечатлениями: «До этого фестиваля оркестром я никогда не дирижировала, и управлять таким коллективом было для меня очень волнительно. Когда я первый раз встала к оркестру, то даже немного растерялась, но моральная поддержка оркестрантов и мудрые советы преподавателей помогли мне справиться с собой и с поставленной задачей, за что им – огромное спасибо. Помогала мне в подготовке мой педагог, заведующая отделением народных инструментов Ольга Спирина».

Концертная программа Екатерины прозвучала более чем достойно. Будем надеяться, что это станет для студентки большим толчком к будущим дирижерским успехам.

Преподаватель колледжа искусств, заслуженный работник культуры РФ Ольга Спирина руководила оркестром 16 лет. Охарактеризовать ее дирижерский стиль можно термином allfresco, что переводится как «монументальный». Казалось, будто она буквально держит руками незримое полотно музыки. В этот раз под ее управлением прозвучали русская народная песня «Ах, Настасья», в которой солировал молодой преподаватель вокального отделения Вячеслав Кузнецов, и «Медитанго» Астора Пьяццоллы.

Еще до начала фестиваля Ольга Спирина поделилась своими мыслями о том, чем привлекателен для слушателей оркестр русских народных инструментов: «Ощущения, которые человек испытывает, когда слышит русский народный оркестр, воистину необыкновенны! Музыка в его исполнении яркая и колористичная, музыкальные произведения вызывают образы, которые слушатели могут очень четко и интересно себе представить. В подобном концерте можно услышать великолепный, мягкий звук русских струнных инструментов, необыкновенные сочетания тембров, например, флейты и баяна, которые нигде, кроме оркестра русских народных инструментов, нельзя услышать».

Невозможно осветить все события такого крупномасштабного фестиваля и рассказать о ярких выступлениях всех его юных и взрослых участников. Самое главное – на фестивале мы увидели и услышали огромную крепкую семью музыкантов, делающих общее дело. Как нелегко было просыпаться на репетиции оркестра по утрам, разучивать еще горячие от печати партии, репетировать по многу часов, чтобы снова и снова выходить на сцену.Эта музыкальная семья, объединяющая 350 учащихся ДМШ и ДШИ края, 65 солистов, 35 ансамблей и 5 оркестров, подарила любителям музыки грандиозный праздник, на котором каждый день вместе с дальневосточным солнцем расцветали звуки русских народных инструментов!


Роман ЖАУРОВ, студент 4 курса теоретического отделения Камчатского колледжа искусств

Фото Александра ШЕВЦОВА

«Россия начинается с Камчатки»«Россия начинается с Камчатки»«Россия начинается с Камчатки»
2382

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых