Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Как аборигены весну встречают

09:00
4531

Эвены, чукчи, ительмены, коряки и русские танцевали, пели, бубнили, общались и радовались солнцу на празднике пробуждения природы

Утро 8 мая выдалось не по-камчатски теплым и солнечным, так и тянуло выйти из дома, провести день на природе, погреться в лучиках солнца. Поэтому без раздумий приняла приглашение от Галины КРАВЧЕНКО, председателя общественной организации коренной молодежи «Дружба северян», руководителя молодежного ансамбля «КОРИТЭВ», поучаствовать в весеннем празднике коряков-нымыланов Аюангыт – пробуждения природы.

«Считалось, что пришла весна, солнышко стало греть сильнее. Человек, как многие большие и малые существа, «оживает» и просыпается. Отмечая праздник, коряки приветствуют весну, пробуждение», – объяснила Галина.

Праздник проходил в этнической деревне «Кайныран». Хозяйки этнокомплекса Анфисы Бразалук не было, но северяне и их гости чувствовали себя в деревне как дома: из юрты поднимался дымок, накрывались столы, выделывались шкуры, дети прыгали через чаут, играли в камушки, плели себе браслетики из бисера. Готовилась еда, а старейшины общались и радовались всему происходящему, повсюду раздавались звуки бубнов. Люди веселились! Пришло понимание того, что за этой непринужденной атмосферой стоят годы взращивания доверительных взаимоотношений между «Кайныраном» и аборигенами, уважение к их традициям и культуре.

«Мы уже 7 лет тесно сотрудничаем с Лидией Иннокентьевной Чечулиной. Она делает сувениры для нас и наших туристов, участвует в наших этнических культурных программах, шьет для меня национальную одежду, в которой я участвую в гонке «Берингия». Я очень дорожу нашими отношениями и всегда с большой радостью предоставляю площадку для мероприятий, которые проводит Лидия Иннокентьевна», – рассказывала Анфиса Бразалук.

На корякский праздник Аюангыт собрались, как одна большая семья, коряки, эвены и чукчи, ительмены и русские, близкие и знакомые между собой люди.

Под руководством Варвары Кириченко прошел мастер-класс по пошиву кухлянки. Затем почетная гостья из Карагинского района, носитель традиций коренных народов камчатского севера Дарья Васильевна Упит вместе с Владиславом Ринтытегиным, руководителем отделения северного танца Камчатского колледжа искусств, руководителем ансамбля «Уйкоаль», провели урок по приготовлению национального блюда «Толкуша», или по-корякски тилкытил. «В деревянном блюде надо истолочь и смешать в однородную массу листья иван-чая, замороженные коренья, жир нерпы, различные ягоды, у нас сегодня морошка, брусника, клюква, – рассказывает Дарья Васильевна. – Сухую икру обязательно, корни сладкие и корни горькие. Мы их собираем в августе, потом сушим, а к праздникам замачиваем, отвариваем и добавляем в толкушу. Сбивать руками толкушу – очень тяжелая работа. Хорошо, что сейчас есть миксеры и мясорубки».

Толкуша готова! Начались приготовления к кульминации праздника – главному обряду «Кормление огня» или «Кормление духов».

Старейшины для обряда отломили по маленькому кусочку от всех снадобий, которые были принесены на общий стол, сложили часть в специальную емкость, которую вынесли на середину поляны, и развели костер. Тарелочку с оставшейся частью подношения держал в руках у огня Владислав Ринтытегин. Старейшины во время «кормления духов» находились в центре поляны, а остальные встали в круг. Всем раздали сухую траву лаутэн и велели загадывать желание. Руководила обрядом мастерица, сказительница, член совета старейшин КМНС при губернаторе Камчатского края, руководитель ансамбля «Уйкав» Лидия Иннокентьевна Чечулина. Когда огонь задымил, она бойко ударила в бубен, завела песню, закружилась в танце, и все остальные ритмично двигались вслед за ней по кругу, подходя к огню, опуская в него подношение из тарелочки и свой лаутэн. Все смеялись, радовались и наверняка ощущали, что даже веселье в этом обряде несет в себе некую сакральность и таинство.

«Все! Духи накормлены, теперь можно и всем к общему столу, – весело скомандовала Лидия Иннокентьевна. – А потом танцевать! В этот день все, кто танцует, заряжаются новой энергией, энергией пробуждающейся природы!»

Стол буквально ломился от угощенья: толкуша, рыбные котлеты, черемша, уха из двух видов рыбы, выпечка, корякские лепешки, были картошка и сало. Как же без них?! Не обошлось и без сюрпризов. Галя Кравченко по традиции подносила в знак уважения гостям особое лакомство оленных коряков – сырокостный мозг оленя! Кто-то из гостей смог попробовать этот щедрый дар. «Прости, Галя, я не смогла! Приняв твое угощение, я его мужественно подержала во рту и «принесла в дар догорающему огню». Позже я узнала, что обряды и ритуалы оленных коряков с древних времен напрямую связаны именно с главным их кормильцем – оленем. Рога, копыта, шкура, мясо, кровь – все пускалось в ход для задабривания хранителя табуна, кормления деревянных «охранителей», разбрасывания жертвенной пищи.

«Я прилетела неделю назад с севера, из Карагинского района. У меня дочка младшая тут живет, – рассказывает Дарья Васильевна Упит. – У меня мама – корячка, а папа – чукча. Я выросла в тундре, среди оленей, все традиции знаю. У нас есть еще оленный праздник. На него забивают оленя, берут только олений жир и нерпичий жир. Больше ничего! Сбивают этот жир. Получается белая масса. А потом отваривают свежее мясо оленя и кусочками маленькими, как на салат оливье, добавляют в этот жир. Очень вкусно! У нас в Карагинском районе всегда проводили не только осенний праздник Хололо, но и весенний праздник Аюангыт. Наши предки, наши мамы, бабушки, прабабушки ходили с оленями по тундре. Весной видели, как пробуждается природа, начинается новая жизнь. И предки праздновали Аюангыт, наряжались в самые красивые кухлянки, мужей и детей наряжали, толкушку делали, лепешки пекли, сами кушали и всех гостей угощали. Гостей в стойбища приглашали. Раньше собак мало было, гости в основном на оленьих упряжках приезжали. Все выходили на улицу, благодарилиогонь, просили, чтобы у детей все было хорошо и вообще все было хорошо до следующей весны. И, конечно, бубнили и танцевали, танцевали, танцевали!..»

И на «Кайныране» на празднике танцевали все: солистка национального ансамбля «Пилюна» Варвара Максимовна Кириченко задавала темп молодежи из ансамблей «Уйкоаль», «Коритэв», «Уйкав». Лиля Аслапова (Аймик) и Владислав Ринтытегин, сымпровизировав, показали чукотский танец. Удивила всех старейшина праздника – Евдокия Сергеевна Атувье (Кутэнэ). К ней все обращались по-родственному – тетя Дуся. Тете Дусе 70 лет. Не выпуская костыль из рук, она так задорно пела и плясала, что могла дать фору всем остальным. «Тетя Дуся – еще та танцовщица! Она из Средних Пахачей Олюторского района приехала к нам в гости. Скоро домой поедет. Она уже хочет чай свой пить, хочет на рыбалку. А вообще, она у себя накаждые праздники выступает, танцует, поет, все свои знания молодежи потихоньку передает», – рассказывает ее внучка Карина Етаургина.

«У меня вообще Родина – Тымлай. Возле Ачайваяма поселок был такой, – включилась в беседу тетя Дуся. – Его уже нет давным-давно. Нас развезли, кого в Ачайваям, а кого в Верхние Пахачи… Вместе с табуном пешком шли. Я вообще-то наполовину ламутка по маме, а отец – чистый чукча. Могу и на чукотском, и корякском языках разговаривать».

– Как вам праздник, все правильно организовали?

– Правильно, хорошо и весело, я как будто где-то, когда-то…

«Где-то, когда-то» – остались в мыслях слова тети Дуси. Сколько же поселков было закрыто на севере и каково это – остаться без своей хоть и малой, но Родины?

Тем временем Лидия Иннокентьевна уже собирала всех у юрты, рассаживала на оленьи шкуры. Начинался мастер-класс по горловому звукоподражанию птицам, родовым песням. «Петь надо, знать свои родовые мелодии, в них сила. Давайте сначала про каюю (олененка) споем. Смотрите, как надо на этих звуках работать диафрагмой», – пояснила свои движения Лидия Иннокентьевна. И зазвучал под бубны, поначалу совсем не в унисон, самодеятельный хор аборигенов и гостей праздника. Оказывается, как это сложно – правильно и, главное, красиво «горловить» птиц! Потом пели еще раз «Олененка», которого сочинил Спиридон Николаевич Волков, дядя Лидии Чечулиной, пели «Вулкан» слепого Гавриила и песню Христофора Танвилина из Тымлата, пели песню пастуха Ивана Ивановича Манихита.

«Был раньше ансамбль «Лаутэн» в селе Ильпырь. Я им руководила. Все умерли уже, – стала вспоминать Лидия Иннокентьевна. – Мы вообще все из Анапки Карагинского района… Так, где стакан и чайник? Мы сейчас сюда пепел добавим, это щелочь хорошая, – помешивая в бидоне помет оленей и кору ольхи, меняет тему разговора Лидия Чечулина. – Сейчас, пока время есть, будем мазать шкуру оленей, чтобы мягче была, чтобы воды меньше впитывала…» Стало понятно, что праздник праздником, а работа не ждет, не до разговоров. Надо успеть зимние шкуры обработать, пока не наступила пора браться за летние.

Детвора увлекла себя игрой в веревочку, гости понемногу стали расходиться. Переполняло чувство благодарности за праздник, за доверие, ведь, как писал в свое время известный исследователь культуры коренных малочисленных народов Камчатки Владимир Малюкович, «запись обрядов осуществляется нелегко, так как не каждому, кто ими интересуется, будет разъяснена их ритуальная часть, и тем более не всякий чужой будет допущен даже в качестве наблюдателя».

Кайлём организаторам и друзьям!


Анна СУРИКОВА

Как аборигены весну встречают 0Как аборигены весну встречают 1
P. S. Праздник Аюангыт организовали Камчатский центр народного творчества, региональная молодежная общественная организация «Дружба северян» совместно с Лидией Иннокентьевной Чечулиной. Мероприятие состоялось при поддержке родовой общины «Килпалин» и каждого земляка, прибывшего на праздник.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.