Максим ЕФРЕМОВ – о вилючинском казачьем стане

Максим ЕФРЕМОВ – о вилючинском казачьем стане

В микрорайоне Приморском Вилючинского городского округа постепенно начинает свою работу «Казачий стан». Это развивающийся центр казачьей культуры Вилючинского станичного казачьего общества. На его территории уже около года живут девять лошадей, ведутся работы по обустройству стана, работают казаки. Как начинал свою работу «Казачий стан» и во что казаки планируют его превратить, нам рассказал товарищ атамана Вилючинского станичного казачьего общества подъесаул Максим ЕФРЕМОВ.

— Максим Николаевич, как появился в Вилючинске «Казачий стан»?

— На Круге казаков Вилючинского станичного казачьего общества (ВСКО), состоявшемся в феврале 2011 года, было принято решение о необходимости оформления земельного участка с основной задачей строительства «Казачьего стана», чтобы общество начало развиваться на должном уровне. Правление ВСКО при помощи и поддержке администрации Вилючинского городского округа подготовило необходимый пакет документов и оформило земельный участок. Сейчас мы с вами находимся на первой его половине: здесь уже видно, что территория обустраивается, устанавливаются строения хозяйственного назначения, конюшня. Кроме того, под руководством казаков и казачек ВСКО на территории стана уже проводятся занятия по обучению основам верховой езды. В перспективе, согласно плану развития и обустройства территории «Казачьего стана», будет создан «Центр казачьей культуры». Это небольшой комплекс строений и сооружений, наглядно показывающий элементы жизненного уклада, быта казаков, так сказать, небольшой этнический уголок.

Мы хотим, чтобы и люди, приходящие сюда и являющиеся родовыми казаками, и вновь поступающие в наше общество, и просто интересующиеся могли хоть чуть-чуть приобщиться к казачьей культуре, хотим, чтоб у людей была возможность ее увидеть, а не просто услышать о казачестве. Понятное дело, что с учетом влияния времени мы по большей части, положа руку на сердце, не являемся на сто процентов пропитанными духом казачества. А это для нас очень важно! Поэтому нам нужен центр казачьей культуры – чтобы максимально приобщиться к ней самим, привить ее нашим семьям, воспитать детей в духе казачества с соблюдением традиций.

— Вы собираетесь набирать группу детей для их патриотического воспитания?

— Мы не первый год работаем с образовательными учреждениями Вилючинска – такими, как МБОУ СОШ№1, КЦСОН Вилючинска, и проводим занятия по обучению воспитанников вышеназванных учреждений основам начальной военной подготовки, основ и правил поведения в экстремальных ситуациях, в лесу, и многих других военно-прикладных дисциплин. Кроме того, неоднократно проводились летние полевые выходы в район перевала Медвежий, побережья бухты Спасения. По окончании летнего периода на территории «Казачьего стана» среди воспитанников проводятся соревнования по военно-прикладным видам спорта – «Казачий сполох». В ходе проведения этих соревнований им предоставляется возможность продемонстрировать уровень своей подготовки в метании ножа, гранаты, лопатки, показать знания огневой подготовки во время выполнения нормативов по неполной разборке и сборке макетов АК-74, а также выполнении стрельб из учебного пневматического оружия. Также отрабатываются элементы горной подготовки с применением подвесных систем – альпинистского снаряжения, с помощью которого преодолеваются препятствия: подъем на высоты, спуск с них. Здесь же отрабатываются элементы военно-медицинской подготовки, военной топографии. И все это делается еще и с элементами казачьей культуры: фланкировка шашкой, рубка ею лозы и так далее. Учим ребят понимать, что такое шашка, чтоб они не просто увидели ее на картинке, а могли подержать в руках, ощутить ее силу, приобщиться к боевому духу казачества.

— Какие знания при этом получает подросток?

— Самые простые вещи в отношении казачьей культуры: кто такой казак, что он делает в «Казачьем стане». Человек должен ощущать свою причастность к большому делу, испытывать чувство гордости за Родину, за возрождающееся казачество.

На военно-прикладных занятиях подростки знакомятся, прежде всего, с элементами самозащиты, начальной военной подготовки (которой, к сожалению, у нас сейчас в школе нет) и основами выживания. На примере показываем, как можно, заблудившись в лесу, сориентироваться на местности и выйти в населенный пункт – или просто спастись, как вести себя при встрече с дикими животными…

— А вы — родовой казак?

— Я казачьих кровей. Предки по матери — терские казаки, и мама — терская казачка. Мой дед был атаманом Амурского казачьего войска, но он тоже выходец из Терского казачьего войска. И по долгу службы, перемещаясь от места к месту, он оказался в Амурской области, в Благовещенске. В момент распада Советского Союза он стоял у истоков возрождения и развития Амурского казачества, а потом казаки избрали его атаманом Амурского казачьего войска. А я, будучи еще курсантом Дальневосточного высшего общевойскового командного училища, после первого курса был повёрстан в казаки. Потом в ходе служебных переводов вновь вернулся на Камчатку, откуда я родом. Вернувшись сюда, по велению души и зову сердца принял дела и должность начальника штаба ВСКО.

— А вы сами лошадью владеете? И все ли ваши казаки это умеют?

— Не все, но умеют. Я умею. Впервые сел на коня, наверное, лет в шесть, но у нас здесь не было возможности толком заниматься. А потом в Амурской области более осознанно изучал основы верховой езды. Естественно, как и любой навык, если долгое время не практиковаться, слегка теряется, но на данный момент у нас есть замечательная возможность: кому – восстановить навыки, а кому – обучиться верховой езде. Практика ведь всегда полезнее теории: лучше один раз попробовать, чем три раза записать. Приходится постоянно самообучаться. Но зато, когда ты это умеешь делать, трудно выразить словами – какое это удовольствие: как дать на коне галопчику!..

— Что будет в «Казачьем стане» на конном дворе?

— Ну, здесь не специализированный конный двор. Прежде всего – это центр казачьей культуры. Здесь будет изба (она же музей), элементы подсобного хозяйства, уголки, стилизованные под быт и жизненный уклад казаков XVII, XVIII и XIX веков. Хотим показать современную жизнь казачества на примере наших братьев из западных регионов страны: Кубанского, Донского и Терского казачьих войск. Конюшня будет перенесена на территорию подсобного хозяйства, а то здание, которое сейчас занимают лошади, будет оборудовано для коня в демонстрационном порядке. Там будут наглядно показывать, как он заходит в конюшню, как содержится, какие атрибуты там должны быть.

— А что нужно сделать, чтобы вступить в казачество?

— Гражданин России, имеющий такое желание и прошедший испытательный срок, который прописан в уставе, имеет право вступить в казачье общество. Далее решением круга, после принятия присяги, он признается казаком. Сейчас не определяют казака по «крови», как это было раньше: на основании законодательства гражданин, прошедший всю процедуру регистрации, принимается в ряды казачества.

— То есть для вступления требуется только юридическая часть?

— По сути, да. Но самый важный для нас аспект — это именно желание человека соответствовать нормам и духу казачества. Существует «Кодекс чести казака». Если человек изъявил желание вступить в казачье общество – он, прежде всего, должен соответствовать тем требованиям, которые определяет этот кодекс.

Для всех вновь пришедших у нас есть испытательный срок. Пока человек пребывает на испытательном сроке, он не зачисляется в казаки, а находится здесь, работает, принимает участие в жизни общества. И в ходе этого совет стариков и управление общества наблюдают за ним. По окончании этого срока на станичном круге принимается решение: достоин ли он находиться в составе общества и представлять его. Человек, не прошедший испытательный срок и не соответствующий требованиям «Кодекса чести», казаком не станет.

— А как становятся казачьим атаманом?

— Атаман просто так не назначается, он выбирается Кругом. Это казак, который является представителем общества, так сказать, «голосом Круга». У казаков высшим органом власти всегда был Круг. Это казачья традиция, которую мы и сейчас соблюдаем, и будем соблюдать. На Круге все сообща принимают решение в присутствии совета стариков. А атаман уже либо несет это решение во власть, либо представляет обществу. Это, честно скажу, в идеале. Мы к этому стремимся. Зачастую, естественно, приходится принимать решение единолично, потому что по поводу каждого вопроса не будешь созывать Круг. Но при этом казаки проинформированы и знают, что происходит. И уж если атаман единолично принимает решение, руководствуясь нашим действующим уставом, – он за него потом отвечает и перед Кругом, и перед обществом.

— Максим Николаевич, в наше время казачье общество тоже военизировано?

— Безусловно, казачество всегда было, есть и будет связано с воинской службой. Каждый из казаков является военнообязанным, состоит на учете в военном комиссариате.

Также на основании ФЗ РФ № 154 «О государственной службе казачества» и последующих директив казаки ВСКО приписаны в военном комиссариате в отдельной категории военнослужащих запаса, которые в случае необходимости будут выполнять обязанности военной службы в составе одного подразделения. В нашем случае это взвод.

А сейчас наш стан – это реальное воплощение идей, заложенных казачеством годами ранее. В планах, естественно, только развитие, проведение с казаками занятий по основам верховой езды, начальной военной подготовке – и организация разного рода мероприятий, направленных на возрождение, развитие и становление казачества России!

Слава Богу, что мы казаки!!!


Беседовала Марина СМИРНОВА

612

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых