Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Трое в лодке

09:30
2647

Что бы ни говорили и не писали сегодня в соцсетях, на сайтах, в комментариях и даже официальных сообщениях о том, что случилось с тремя рыбаками 9 августа в море за «воротами» Петропавловска-Камчатского, очевидно сейчас только одно – эта битва людей с морем была проиграна. Люди погибли, катер лежит на морском дне. Следствие пытается выяснить, кто виноват в случившемся.

Что доподлинно известно на сегодняшний день? В общем-то, немногое. Трое граждан вышли на катере в море 9 августа примерно в шестом часу утра. В районе бухты Треуголка их остановил пограничный катер. На борт гражданского судна спустился пограничник. Далее между ним и гражданскими произошел какой-то разговор, после чего катера столкнулись.

Гражданское судно после столкновения направилось не к берегу, а в открытое море. Владелец катера связался со своим знакомым в Петропавловске и сообщил ему о том, что его катер во время инцидента с пограничниками получил пробоину, на борт поступает вода и помпы не справляются с ее откачкой. Он так же успел сообщить координаты, в которых вместе с двумя пассажирами борется за живучесть судна. Через некоторое время связь с катером пропала. Знакомый добрался до точки сообщенных ему координат, но никаких следов катера и своих знакомых там не обнаружил. Люди были объявлены в розыск только через день - 11 августа.

В этот же день в соцсетях появилось фото оперативного донесения МЧС относительно происходящих событий. В нем говорилось следующее: «По сообщению гр-на П., 09.08.2017 около 06.00 он находился на своей лодке в районе бухты Треуголка Авачинской бухты и был очевидцем того, как катер береговой охраны ФСБ России при попытке задержать катер К. протаранил его борт. После этого пластиковый катер К. с явными повреждениями сумел уйти от катера береговой охраны. Дальнейших событий П. пояснить не смог… По сообщению гр-на Г. (он является знакомым К., владельца гражданского катера), 09.08.2017 примерно в 07.30 ему поступил звонок, в котором К. сообщил, что он на своем катере, уходя от береговой охраны, сбился с пути и сейчас находится в координатах 52.40.770 СШ, 159.08.500 ВД на расстоянии 36 км от линии мысов (выход из Авачинской губы), глубина под судном около 1 км. На катере вместе с ним два человека. Судно имеет повреждение борта, помпы не справляются с откачкой поступающей забортной воды, катер начинает тонуть. После этого связь прервалась. Г. на своей лодке пошел в указанные координаты, но никого там не обнаружил. (…) При взаимодействии с оперативным дежурным пограничного управления ФСБ РФ по Восточному арктическому району, последний подтвердил, что факт инцидента в Авачинской бухте 09.08.2017 был, но подробности сообщить не может». Далее - описание сил и средств, участвующих в поисковой операции.

Спустя некоторое время спасатели обнаружили двух погибших мужчин с пропавшего катера, тела которых прибило к берегу в районе Халактырского пляжа. Третий пропавший до сих пор не найден.

Факт гибели людей и гражданского судна после некоего инцидента с пограничным нарядом мгновенно превратил эту трагическую историю почти что в сюр. Прокуратура, в которую с заявлениями 11 августа пришли знакомые и родственники погибших, заявила о том, что пограничники обратились со своим заявлением в правоохранительные органы на сутки раньше. Позже появилась информация о том, что пограничник, поднимавшийся на борт гражданского судна, был практически атакован находящимися на нем людьми. Он, якобы, обнаружил на катере сети, после чего на него было совершено нападение с нанесением побоев. Представитель власти даже зафиксировал эти побои в установленном порядке. Дальше - еще интереснее. Появилась версия о том, что не пограничный катер ударил в борт гражданский, а наоборот - прогулочная лодка протаранила государственную и в попытке скрыться от возмездия ушла в туман в сторону моря, где догнать ее пограничникам не представилось возможным. Были и другие, более экзотические версии произошедшего, повторять которые здесь просто нет желания.

Интересно, что официальное заявление пограничного управления ФСБ РФ по Восточному арктическому району поступило в СМИ только 21 августа. «В связи с тем, что в социальных сетях идет активное обсуждение происшествия, которое произошло 9 августа 2017 года, и оно обрастает слухами, не соответствующими действительности, Пограничным управлением ФСБ России по Восточному арктическому району принято решение о разъяснении данной ситуации. Действительно, 9 августа сотрудники Погрануправления на двух катерах типа «Мастер-651» осуществляли в акватории Авачинской губы пограничную деятельность по контролю соблюдения пограничного режима и природоохранного законодательства. В 6 часов 30 минут с целью осуществления контрольно-проверочных мероприятий был остановлен катер с бортовым номером АА 0047 rus 41 с запрещенными орудиями лова. Двое из находившихся на катере граждан не подчинились законным требованиям сотрудника и совершили на него нападение. Уходя от преследования, нарушители совершили столкновение с катером Пограничного управления и скрылись, воспользовавшись условиями ограниченной видимости», - говорится в нем.

Из текста этого сообщения совершенно понятно, что пограничники уже разобрались в ситуации, и для них совершенно очевидно, что гражданские люди погибли по своей вине, да еще и нарушив при этом закон. Удивительно, как государственные органы быстро разбираются в происшествиях, запутанностью и неясностью обстоятельств которых достойны расследования Шерлока Холмса…

16 августа в Дальневосточном следственном управлении на транспорте СКР начали свою проверку. Ее наименование звучит так: «Процессуальная проверка по факту применения насилия к сотруднику пограничных органов ФСБ России». То есть вовсе не проверкой обстоятельств и причин гибели людей и судна озабочены следователи. Официальное сообщение, размещенное на сайте ведомства, звучит так: «Следственными органами Дальневосточного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации проводится процессуальная проверка по факту применения насилия в отношении сотрудника Пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 318 УК РФ (применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей).

Следствием установлено, что 9 августа 2017 года около 6 часов 30 минут (время камчатское) сотрудниками Пограничного управления ФСБ России по Восточному арктическому району в ходе мероприятий, направленных на выявление и пресечение правонарушений, связанных с незаконной добычей водных биологических ресурсов в акватории Авачинской бухты, прилегающей к территории Петропавловска-Камчатского, остановлено маломерное судно с тремя гражданами на борту. В ходе проверочных мероприятий лица, находившиеся на борту судна, применили насилие в отношении инспектора Пограничного управления ФСБ России по Восточному арктическому району и, воспользовавшись появившейся возможностью, скрылись в неизвестном направлении».

Что на самом деле произошло? Какой разговор состоялся между пограничниками и людьми на гражданском судне? Какие орудия лова (а может быть, и что-то другое) обнаружили на катере? И обнаружили ли? Почему катер с пробоиной уходил в море, а не к берегу? Есть ли запись происходящего (ведь средства фиксации сейчас есть в руках у любого, начиная, наверное, с 5-летнего возраста)? Почему, видя то, что катер получил пробоину и уходит в море, пограничники не сообщили об этом в МЧС?

Очень похоже на то, что истину мы так и не узнаем. Ибо истина, как известно, рождается в споре. А в данном случае спор не состоится, потому что второй стороны у него нет. Люди погибли - их невозможно опросить. Катер утонул - провести экспертизы материалов, вступивших в контакт при столкновении катеров, невозможно, как и оценить полученные ими взаимные повреждения. Следователи пишут, на наш взгляд, странные фразы: «Следствием установлено…», хотя все мы прекрасно понимаем, что объяснения получены только от пограничников. Обычно в таких случаях применяется формулировка: «Согласно пояснениям такого-то…». И только после пояснений, полученных как минимум от двух сторон, участвовавших в инциденте, а также после проведения экспертиз и следственных экспериментов, можно что-то считать установленным.

Ведь если на минутку представить себе, что катер гражданских остался целым, а они живыми, и при проведении полноценного расследования установлены все обстоятельства, то еще неизвестно, сколько погон полетело бы с плеч и каковыми вообще были бы так любимые нашим обществом оргвыводы.

Мы намеренно не приводим в этом материале фамилии участников инцидента, технические характеристики катеров и т.п. Потому что считаем, что в данном случае это совершенно неважно. На обоих катерах были живые люди. Одни - облеченные властью, другие - связанные обязательствами исполнять законы страны. Одни после взаимного контакта погибли, вторые стараются сейчас всеми силами доказать, что в гибели первых не виноваты. Жестокая правда жизни.

Светлана СОЛОВЬЁВА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.