Виктория СИВАК – о школьных новостях и проблемах

Виктория СИВАК – о школьных новостях и проблемах

С начала учебного года жизнь в школах закипела, ученики вошли в привычный ритм. А возникающие едва ли не ежегодно нововведения в образовательном процессе, как всегда, больше волнуют родителей, чем их безмятежных отпрысков. Об этих новшествах и многом другом – в разговоре с министром образования и молодежной политики Камчатского края Викторией СИВАК.

– Виктория Ивановна, сколько детей на Камчатке в этом году сели за парты? Выравнивается ли «демографическая яма», возникшая в 1990-х годах?

– Эта яма «приблизилась» к старшим классам. Сейчас мы насчитываем по полторы тысячи учащихся в параллелях 10-х и 11-х классов, чуть более трех тысяч в 9-х классах. При этом значительно увеличилась численность детей в начальной школе, то есть пропорции сместились в сторону учащихся 1–4-х классов. Точную статистику мы будем знать к 15 октября, когда школы заполнят статистические отчеты. Но уже сегодня можно сказать, что в Камчатском крае в этом году учится порядка 36,5 тысячи школьников. Это примерно на 400 человек больше, чем в предыдущем году, – за счет пополнения младшей школы. Однако в следующем году столь серьезного «прибавления» не ожидается.

– Налицо необходимость в строительстве школ. Каковы планы в этом направлении?

– В первую очередь существует проблема, связанная с неравномерностью распределения численности детей и объектов образования. Это специфика нашего региона. Например, мы говорим, что не хватает мест в детских садах, но в действительности количество мест в них превышает численность детей дошкольного возраста в крае. Реальное соотношение – примерно 90 детей на 100 мест. Это же касается и школ. Поэтому перед главами муниципалитетов, перед органами управления образования стоит серьезная задача эту картину проанализировать и равномерно распределять по учреждениям учащихся школ и дошкольных учреждений.

При этом задача увеличить число мест в школах остается актуальной. Мы участвуем в федеральном проекте, реализуем и свой проект по строительству школ и детских садов. Программа состоит из двух блоков: создание новых мест, а также вывод из эксплуатации старых и строительство новых, современных зданий.

В прошлом году в Усть-Хайрюзове была введена в эксплуатацию школа, всем известный долгострой, тянувшийся с 2010 года. В прошлом году, благодаря включению в федеральный проект, строительство школы было завершено, созданы дополнительные места, хотя строилась она не как дополнительный объект, а взамен ветхого здания.

Сегодня в инвестиционной программе – проекты на строительство школ в Петропавловске (на пр. Рыбаков, на Космическом проезде), в Елизовском районе (на ул. Сопочной). Если все удачно сложится, новые школы появятся уже к 2019–2020 году. Строятся детсады в Петропавловске и Ключах, проектируются детские сады в районах Корякского округа. Также в школе № 40 в Петропавловске ведется работа по межеванию земли с целью сделать пристройку.

– А с чем связана «перестройка» в школе № 33?

– Городская администрация заранее предусмотрела средства для ремонта помещений в пристройке к школе № 8 для того, чтобы в этом году в ней частично разместить учеников начальных классов школы № 33. Основное здание школы № 33 остается на месте, оно сейсмоусилено и отремонтировано. А корпус для начальной школы будет демонтирован и на его месте построен новый.

– Как скоро в наших школах не станет второй смены?

– Возможности ликвидировать вторую смену прямо сейчас нет, особенно эта проблема актуальна в Петропавловске и Елизове. Но постепенно она будет уходить. В этом году, когда новые объекты не появились, стоит задача не увеличить количество детей, обучающихся во вторую смену. Вместе с тем в Камчатском крае во вторую смену учатся 12 процентов детей, а во многих других регионах есть даже третья смена. Поэтому муниципалитетам сегодня нужно грамотно распределять учащихся, контролировать набор в классы, чтобы не получалось, что одна школа стоит полупустая, а в другой дети учатся в две смены.

– Такое распределение иногда бывает болезненным для родителей и детей. Ведь некоторые выбирают школу по принципу близости к месту жительства, а другие готовы отправлять ребенка в другой конец города, чтобы он имел возможность углубленно изучать те или иные предметы.

– Действует прозрачный порядок зачисления в школу. Каждая школа закреплена за определенным микрорайоном. Подавать заявление на зачисление в школу в «родном» микрорайоне нужно с 1 февраля. В эту школу ребенок будет принят в обязательном порядке. Если выбрана школа, не привязанная к месту жительства, заявление необходимо подавать с 1 июля. В данном случае прием осуществляется по мере очередности подачи заявлений и по мере наличия мест. Этот порядок утвержден приказом Министерства образования и науки РФ и должен неукоснительно соблюдаться. Если родители подозревают, что данный порядок был нарушен, необходимо обратиться в наше министерство, и в рамках контрольно-надзорной деятельности мы проведем проверку.

– Виктория Ивановна, родители сегодня напуганы якобы предстоящим изменением системы оценивания знаний. Ходят слухи о том, что текущие оценки уже не будут влиять на итоговые, а иметь значение будут только оценки за некоторые контрольные работы.

– Нет, столь кардинальных изменений не предвидится. Систему оценивания, действующую в нашей стране, никто не отменяет. Но внутришкольное оценивание производится на основании внутренних локальных актов образовательной организации. Быть может, в какой-то из школ в России такое было придумано, и это начали обсуждать в интернете. Но в Камчатском крае ничего подобного нет. Есть всероссийские проверочные работы, но они не меняют систему оценивания. Это обычные контрольные работы в начале и в конце года, причем вводятся они постепенно. Например, в 4-х классах два года назад были пробные проверочные работы. В первый год школы проводили их по желанию, на следующий год они стали обязательными. В этом году уже 4-е и 5-е классы проведут такие работы в обязательном порядке.

– Для чего они нужны и в чем их суть?

– Ничего, что может вызвать тревогу у родителей и детей, здесь нет. Ребенок пишет контрольную работу в присутствии исключительно своего учителя, который эту работу и проверяет. Отличие этих контрольных работ от других в том, что они пишутся по единым заданиям для всей страны. Такие контрольные писались во все времена. А на итоговую оценку такая работа влияет так же, как и обычная контрольная.

Эта работа важна для системы образования в целом. Поскольку она пишется по единым оценочным листам, есть возможность сравнить класс с классом, школу со школой, регион с регионом с целью проанализировать слабые места, где нужно подтянуть знания детей, где обучить учителей, поменять учебники и т. п.

– Беспокоят родителей и предстоящие дополнения в ЕГЭ. Появилась информация, что придется сдавать историю и иностранные языки.

– Что касается иностранных языков, речь идет о 2022 годе, когда будут выпускаться дети, которые пришли в первый класс в 2011 году и начали учиться по новым федеральным стандартам. То есть нынешние учащиеся 1–7-х классов в рамках ЕГЭ будут сдавать тот иностранный язык, который они изучали. А изучаются сегодня английский, немецкий, итальянский и французский языки. Знание как минимум одного иностранного языка во все времена являлось неотъемлемым элементом культуры каждого человека, а в современном мире это стало необходимостью. Поэтому считаю, что такого рода новшества родителей не должны пугать, а, напротив, только радовать.

Все остальные дети, поступившие в школу ранее, будут сдавать ЕГЭ по существующей схеме. Что касается истории, этот вопрос в федеральном министерстве пока обсуждается.

– В учебные программы старшеклассников возвращается и астрономия. Когда она станет обязательной?

– В прошлом году Минобразования РФ объявило, что астрономию нужно возвращать как предмет в учебный план. Сейчас ведется масштабная работа в этом направлении. В федеральный образовательный стандарт эти изменения уже внесены. Но в решении этой задачи обеспечен планомерный подход, ведь педагогам необходимо повысить квалификацию, закупить учебники, обновить материальную базу. В течение этого года школы будут самостоятельно принимать для себя решение о введении в учебный план астрономии по мере готовности. Некоторые школы были готовы к этому уже к 1 сентября. Другие введут предмет 1 января, а кто-то и 1 сентября следующего года. После 2019 года в задание ЕГЭ по физике будут включаться элементы астрономии.

– Уже который год родителей тревожит возможность отмены бесплатных групп продленного дня. Что будет с «продленками»?

– Этот вопрос поднимался, когда вступил в силу новый закон об образовании в 2013 году. Связано это было с тем, что по факту «продленка» является услугой по уходу и присмотру за детьми, которая по закону должна оплачиваться. В Москве, Санкт-Петербурге, в ряде других городов европейской части России группы продленного дня стали платными. Тогда это широко муссировалось в СМИ, проводила проверки прокуратура, но было установлено, что плата за услугу взимается на законных основаниях.

На Камчатке же ситуация никак не поменялась. Объем субвенций на образование не урезался, поэтому «продленки» остались для родителей бесплатными, они работают в рамках бюджетного финансирования. Если в какой-то школе группы продленного дня пытаются сделать платными, нужно немедленно сигнализировать в наше министерство.

– В этом году у краевого министерства образования прибавилось полномочий – молодежная политика и оздоровление детей. Какие приоритеты определены по этим направлениям? Когда на Камчатке будет хватать мест в загородных лагерях для всех желающих?

– Эту сферу мы курируем только два месяца, сегодня ведется серьезная аналитическая работа. Если говорить о пришкольных лагерях, эта тема нам близка и понятна, мы курировали ее и раньше. Мест в таких лагерях достаточно, при этом на них стабильно высокий спрос. Что касается загородных лагерей. Есть частный предприниматель, который владеет тремя загородными лагерями – «Волна», «Альбатрос» и «Металлист». В Усть-Камчатском районе есть муниципальный загородный лагерь. В государственной собственности находится лагерь им. Гагарина, лагерь «Восход» входит в состав ООО с государственным участием. И в частных, и в государственных оздоровительных лагерях мест для всех желающих не хватает, спрос превышает предложение почти вдвое. По возможности мы стараемся вывозить детей льготных категорий (сирот, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации) в лагеря Приморского края, Крыма, Калининграда. При этом всем другим детям, родителикоторых приобретают путевки в лагеря за пределами Камчатки, компенсируется стоимость исходя из установленной суммы.

Сегодня стоит задача поддержки бизнеса, чтобы в действующих загородных лагерях создавались дополнительные места, и ряд лагерей ведет работу над увеличением количества мест. Я встречаюсь с предпринимателями и для того, чтобы выяснить, в каких формах государственной поддержки они нуждаются в целях создания условий для отдыха детей. Развивается и структура государственных лагерей. Например, в лагере им. Гагарина создана замечательная база для дополнительного образования. При этом Правительством РФ ставится задача в каждом субъекте создать учреждение по типу всем известного «Сириуса», где в течение года работают профильные смены для детей с различными талантами с приглашением ведущих специалистов. На Камчатке такие смены организует образовательный центр «Эврика» летом и зимой. Если такая работа станет круглогодичной – будет просто замечательно!


Беседовала Мария ШУПЕНИК

1240

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых