Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

«Прививка» против рака

09:40
4775
Ольга ЖАРКОВА
Ольга ЖАРКОВА

Поводом для этой статьи стала публикация в известном интернет-издании «Газета.ru» с кричащим подзаголовком: «В Петропавловске-Камчатском врачебная мафия не рассказывает больным с папилломами и родинками, чем они на самом деле больны и к каким последствиям это может привести. Они обманывают пациентов, чтобы выкачивать из них все деньги».

Дальше заинтересованному читателю предлагался препарат «последнего поколения». Самое интересное: статья подписана доктором, якобы уволенным за «инакомыслие» из камчатского онкодиспансера. Такой врач, как выяснилось, там никогда не работал и на разных сайтах под одной и той же фамилией автора – фотографии разных людей.

За комментариями корреспондент «Камчатского края» обратился к независимому эксперту. Собеседником журналиста стала кандидат медицинских наук, заместитель главного врача областного онкологического диспансера Кемеровской области, главный областной специалист-онколог и химиотерапевт Ольга ЖАРКОВА. Разговор со специалистом вышел далеко за рамки обозначенной темы.


Провокация на вырост

– Ольга Викторовна, в интернете часто появляются предложения о продаже «эффективных» средств от разных болезней. Но чтобы при этом так откровенно хаять наших врачей… Я позвонила по указанному телефону, где предлагали приобрести упаковку препарата «Папилайт» за символическую цену – 1 рубль. Оказалось, что нужен полный курс, а он стоит уже 5 тысяч рублей. При этом специалист утверждал, что папилломавирус неизбежно ведет к онкозаболеванию.

– Я смотрела статью. Это – абсолютная провокация, а фотографии сегодня можно скачать откуда угодно.

В интернете большое количество недостоверных сведений. Выбрать оттуда доступную медицинскую информацию простому человеку практически невозможно. Существует сайт общества клинической онкологии с разделом для пациентов, куда может зайти больной или его родственник, чтобы задать вопрос специалисту, прочитать про предлагаемые ему виды лечения. Вот только там и можно искать достоверную информацию. Все остальное – один из способов отъема денег у населения.

Прием непонятных веществ может нанести только вред, причем значительно больший, чем наличие самих папиллом и родинок. Каков состав этого «Папилайта» – сложно даже предположить, в реестре лекарственных препаратов, разрешенных к применению в Российской Федерации, такого лекарства не существует! Уже были скандалы с пищевыми добавками для похудения, в которые добавляли кардиостимуляторы, вещества, усиливающие работу щитовидной железы и даже наркотические вещества, вызывающие зависимость.

А теперь о папилломах и родинках. Папиллома – это образование кожи, обусловленное вирусной инфекцией, лечением которой занимаются дерматологи и инфекционисты, и с онкологией оно не связано. Из папилломы кожи еще ни разу рак не вырос!

– Но почему папилломавирус человека называют все же онкогенным?

– Дело в том, что вирус папилломы человека (ВПЧ), поселившись на шейке матки, провоцирует воспалительные изменения, на фоне которых может развиться ее злокачественное перерождение. Именно поэтому папилломавирус называют онкогенным, хотя сам он рака не вызывает. К коже это не имеет никакого отношения!

Разговоры о «вакцине» от рака преждевременны, отношение к ним в мировом медицинском сообществе неоднозначное. Вакцинация позволяет только предотвратить инфицирование ВПЧ и предупредить предраковые изменения на шейке матки. Если у девочек с детства воспитывать правильное половое поведение и мужчины будут жить с одной и той же женщиной, применяя в случае непредвиденных контактов методы барьерной защиты, то есть презерватив, тогда и прививки эти будут не нужны. Подросткам нужно рассказывать об этом!

– Значит ли это, что на появившиеся на коже папилломы или родинки можно не обращать внимания?

– Если на коже вдруг появились какие-то образования, которых раньше не было, – надо идти первым делом к дерматологу, который при необходимости направит на консультацию к онкологу.

Что касается родинок, это тоже достаточно разнообразная категория кожных образований, как правило, врожденных. Есть так называемые голубые невусы, они очень редки и опасны в плане развития меланомы. Именно меланома – одна из самых злокачественных видов опухолей, хотя ее процент по сравнению с другими опухолевыми заболеваниями низок.

Вот именно за пигментными образованиями – окрашенными родинками – нужно обязательно наблюдать. Если отмечается рост размеров, изменение формы (например, была круглая – стала треугольная или с неровными краями), изъязвление и кровоточивость, выпадение или внезапный рост волос на родинке – это повод для безотлагательного обращения к онкологу. А если родинки находятся в местах постоянной травматизации – например, в области ремня брюк, бюстгальтера, на краю роста волос, где задеваются при стрижке, – эти образования должны быть обязательно удалены хирургическим путем с последующим гистологическим исследованием под микроскопом.

У нас бывают случаи, когда приходят люди с метастазами из невыявленного очага. Мы берем гистологию и получаем заключение о метастазах меланомы. Начинаем ее искать, и выясняется, что пациент когда-то сам «срезал» родинку или лазером испарил ее в косметическом кабинете…


В группе риска – светлокожие

– Откуда берется эта меланома у нас, жителей северных регионов?

– Всплеск меланомы в странах Северной Европы – Скандинавии, Швеции, Германии – начался в конце 60-х годов. Почему? После войны граждане этих государств стали жить лучше и массово поехали отдыхать на юг. Большинство из них – светлокожие, светловолосые и светлоглазые. Эта категория людей – в группе риска по развитию меланомы. И мы, северные жители, не исключение. Причем если отдыхать в своем климате, риска нет, а вот если уезжать на юг…

Те, кто всю жизнь живет на экваторе, имеют смуглый цвет кожи, плохо пропускающий солнечную радиацию, это и есть естественная защита. Жители же северных территорий привыкли к низкому уровню ультрафиолета. Им нельзя загорать на открытом солнце до состояния «хрустящей корочки»! И это не смешно! Я просто вижу на приеме результаты этой «поджарки» каждый день!

Больше всех от солнечных ожогов страдают дети. Уже доказано: если ребенок в возрасте до пяти лет переносит хотя бы один-два таких ожога, у него многократно возрастает риск развития меланомы во взрослом состоянии! В Турции или Таиланде можно видеть, как малыш, который еще ничего не соображает, бегает по пляжу с волдырями и облезлой кожей, в то время как папа с мамой нежатся в тени под зонтиками. Почему-то родители уверены, что солнце ребенку полезно в неограниченном количестве. Это заблуждение! Родители должны знать о вреде солнечных ожогов для детей, следить за ними и отвечать за их здоровье в будущем!

– Может быть, полезнее иногда загорать в солярии?

– Ни в коем случае! Солярий – это зло. Независимо от частоты и длительности его посещения, все онкологи категорически против! Искусственная инсоляция – колоссальный удар по организму, по защитным свойствам и устойчивости кожи к неблагоприятным воздействиям. В Америке, где совершеннолетие наступает в 21 год, граждан до этого возраста в солярий не пускают без согласия родителей или опекунов. А у нас – хоть в 14 лет, пожалуйста, и снова – до «хрустящей корочки»…

Я всегда с долей шутки говорю своим пациентам: во-первых, загар старит. Он изменяет рисунок и структуру кожи, не зря аристократы ходили на прогулки в ясные дни под защитой солнечных зонтов. Во-вторых, для образования в организме витамина D достаточно обычных прогулок, которые мы каждый день совершаем по дороге на работу и обратно.

– Но, с другой стороны, после отдыха на море приезжаешь явно посвежевшей и помолодевшей…

– Ну, во-первых, это море. Во-вторых, отдых. А в-третьих, питание – свежие овощи и фрукты. Еще один важный фактор: можно и на юге 15 минут под зонтиком посидеть, и ляжет красивый, ровный загар, улучшится цвет лица. Есть кожные заболевания, при которых рекомендуются небольшие дозы ультрафиолета – например псориаз. Но и то – под контролем специалиста. Умеренность во всем – вот секрет здоровой жизни и, в частности, здоровой кожи.

– К сожалению, сегодня в интернете часто безнаказанно обвиняют врачей в чем угодно, раздувая истерию из ничего. Какого мнения вы, как аттестованный специалист со стороны, о врачах и работе Камчатского онкодиспансера?

– У меня только положительные впечатления. Здесь работают замечательные, отзывчивые люди и очень грамотные профессионалы высокого класса. Даже не скажешь, что учреждение такого уровня оказания специализированной медицинской помощи существует на краю света – извините за сравнение, но географически это действительно так!

Обучение и повышение квалификации местные специалисты проходят в центральных институтах Москвы и Санкт-Петербурга, у вас постоянно организуются научно-практические конференции с приглашением в Петропавловск профессоров и ведущих онкологов России. Выездные курсы, лекции, мастер-классы – несколько раз в год.

Знаю, что на очень высоком уровне здесь проводится химиотерапия, эндоскопические хирургические операции, чего нет в некоторых материковых регионах нашей страны. Да, наверное, не хватает площадей, это беда многих онкологических диспансеров. Но качество оказания медицинской помощи онкологического профиля у вас, на Камчатке, – на очень высоком уровне.


Полюбить себя

– Тем не менее наши земляки нередко предпочитают лечиться не только за пределами полуострова, но даже за границей…

–У нас тоже есть небедные люди, которые едут лечиться за границу. Как правило, это ни к чему хорошему не приводит. Я посмотрела нескольких пациентов, которые вернулись после лечения из Кореи, и у меня возникло много вопросов к корейским коллегам. В Корее, Китае, Израиле, Германии развит медицинский туризм, направленный на извлечение денег у наших соотечественников. Огромные средства вкладываются в рекламу. Но объем оказания помощи местному населению, проживающему на их территории, регламентирован законодательством в области их здравоохранения. А нашим гражданам можно делать все что угодно за большие деньги.

Не так давно одна женщина сошла с трапа самолета и скончалась на родной северной земле. Стали выяснять причину: оказалось, она прошла курс химиотерапии за границей. Причем ей не был предварительно произведен подробный гематологический анализ, не было оценено должным образом общее состояние организма, не была рассчитана дозировка. То есть, без тщательного обследования, прогнозирования результатов и возможных осложнений дали дозу за полученные деньги – и до свидания. Выживет больной после такого лечения или нет, их уже не волнует. Больная не выдержала…

Есть и пиарные печальные примеры: Александр Абдулов, Любовь Полищук, Вера Глаголева. Бешеные миллионы потрачены на лечение за границей, и что? Рак легкого, рак поджелудочной железы, рак желудка – это те опухоли, которые желательно выявить на первой стадии и радикально прооперировать, тогда прогноз достаточно благоприятный. Все зависит не от денег, а от стадии опухолевого процесса. В силах гражданина – прийти и обследоваться, выявить болезнь на ранней стадии.

– Значит, с высоты своего более чем 20-летнего опыта работы врачом-онкологом вы советуете нашим соотечественникам лечиться в домашнем регионе?

– Я бы порекомендовала внимательно относиться к своему здоровью в первую очередь! Полюбить себя! Вести, как бы банально ни звучало, здоровый образ жизни.

Что мы видим сейчас? Мужчина курит по 2–3 пачки в день, причем лет с 15. Кашляет, к врачам не идет, от флюорографии отговаривается: некогда, не успел, забыл. Приходит к врачу, когда начинает кашлять с кровью. На этой стадии помочь ему уже невозможно… То же самое относится и к кишечнику, и к желудку. Правда, сейчас несколько улучшилась ситуация с выявляемостью рака груди – спасибо массовой маммографии. Но при этом женщины годами не идут к гинекологу! А надо раз в полгода проходить осмотр и сдавать мазок на атипичные клетки из шейки матки, потому что на ранней стадии можно пролечить воспаление и жить долго и счастливо.


Все будет хорошо!

– Сейчас пациенты часто жалуются на черствость врачей, когда хмурый доктор, ставя второпях диагноз, не отрывается от компьютера…

– Да, это мне знакомо. Я согласна: бывают неласковые врачи, которые при этом остаются высококлассными специалистами. Врачевание сейчас, к сожалению, приравнено к сфере услуг, где на первом месте не лечение, а «обслуживание». Ко мне иногда приходят женщины, для которых все врачи – плохие. Я их спрашиваю: а вы когда в последний раз были у гинеколога? И у них сразу ход мыслей меняется. Выясняется, что в лучшем случае – два – три года назад. Поэтому, прежде чем говорить, что все врачи никудышные, вспомните о том, как вы следите за собой!

Конечно, доктора – не боги. Условия их работы далеки от идеальных. Вспомните старый советский анекдот: «Почему врачи работают на полторы ставки? Потому что на ставку есть нечего, а на две – некогда». Разве нагрузка в полторы ставки для врача – это норма? Поэтому и улыбки нет на его лице, тут дай бог успеть все записать, напечатать, заполнить сто бумажек… Нас ставят в такие условия! А с учетом тотального дефицита кадров и реформы медицинского образования, которая сейчас идет…

Вот когда все эти проблемы будут решены и доктора будут работать на ставку, больше времени уделяя лечению больного, а не его «обслуживанию», – тогда и будет у нас все хорошо!

А пока процесс идет – следите за своим здоровьем внимательнее, не запускайте возникшую болезнь и вовремя обращайтесь к врачу!


Татьяна БОЕВА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.