Энергоэффективное жильё: выгодно всем

Энергоэффективное жильё: выгодно всем

Повышение энергетической эффективности жилых зданий должно стать комплексным процессом, в который вовлечены все социальные институты.

Энергоэффективность – все чаще мы слышим об этом понятии. Рациональное использование и сбережение любых энергетических ресурсов имеет огромный потенциал для всего человечества, как экономический, так и экологический. Именно поэтому так важно донести до населения информацию о мероприятиях по энергосбережению и их эффективности.

Прежде чем сформулировать возможные пути повышения энергоэффективности многоквартирных домов (МКД), проанализируем сложившуюся ситуацию в ЖКХ и созданную правовую среду, а также обозначим основные проблемы энергосбережения в МКД.


Сфера ЖКХ: самая затратная энергетика

В стране наблюдается рост тарифов на энергоресурсы при снижении качества услуг, что имеет множество причин и предпосылок, усиливающихся в условиях длительного реформирования жилищно-коммунальной отрасли, а также мирового экономического кризиса. В прошлые годы низкая стоимость энергоносителей делала экономически нецелесообразным строительство зданий с высоким сопротивлением теплопередаче наружных ограждающих конструкций. Отсутствие средств регулирования и учета расхода тепловой энергии, горячей и холодной воды, природного газа приводило к их расточительному использованию. Также повышенному потреблению энергоресурсов способствует невысокая эффективность автономных теплогенераторов и бытовых электроприборов. Это усугубляется отсутствием информации у населения в части энергосберегающих технологий, которые можно использовать в повседневной жизни, и значительными потерями во внутридомовых и магистральных сетях. Можно признать, что в России самая затратная и неэффективная энергетика именно в сфере ЖКХ.

Далее в качестве ответственного лица за содержание многоквартирного дома и исполнителя жилищно-коммунальных услуг мы будем рассматривать управляющую компанию как наиболее оптимальный способ управления многоквартирным домом.


Бремя управляющих компаний

Как правило, при отсутствии приборов учета энергоресурсов предоставление коммунальных услуг является финансовым бременем, которое вынуждена нести управляющая компания. Связано это с использованием ресурсоснабжающими организациями балансового метода учета расходов коммунальных ресурсов, когда потери энергии, вызванные износом магистральных инженерных сетей (не относящихся к балансовой принадлежности МКД), списываются в качестве расходов энергии конкретных многоквартирных домов. В свою очередь, управляющая компания производит начисление за пользование коммунальными услугами по нормативам потребления (установленным органами местного самоуправления в соответствии с постановлением Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 года) и несет прямые убытки из-за разницы значений объемов потребления, начисленных потребителю и предъявленных ресурсоснабжающей организации.

Расчеты потребителей за коммунальные услуги осуществляются исходя из суммы, включающей цену (тариф) для потребителей и надбавку к цене (тарифу), установленных государственными органами регулирования тарифов для реализации поставщиками коммунальных ресурсов производственных и инвестиционных программ развития.

Частные компании, оказывающие коммунальные услуги, так же, как и частные операторы, управляющие коммунальными сетями, являются заложниками действующей системы регулирования тарифов и нормативов. С одной стороны, правила игры (утверждение тарифов и нормативов) определяют федеральная власть и органы местного самоуправления, у управляющих организаций нет возможности влиять на эти процессы. С другой стороны, коммунальная сфера замкнута на естественные монополии. У покупателей коммунальных ресурсов (управляющих организаций) практически нет выбора поставщика, а значит – нет возможности влиять на стоимость товара. Кроме того, тарифы и нормативы меняются каждый год, что не дает управляющим компаниям возможности составления долгосрочных бизнес-планов. Поэтому в современных условиях управляющие компании практически не имеют возможности зарабатывать на продаже энергоресурсов.


Как обезопаситься от убытков?

Таким образом, управляющая компания, не имея прибавочной стоимости при оказании коммунальных услуг, должна сама обезопаситься от убытков и в интересах жителей заниматься установкой общедомовых и индивидуальных (квартирных) приборов учета энергоресурсов.

В случае нехватки финансирования со стороны государства необходимо проводить общее собрание собственников и представлять жителям подробный бизнес-план установки прибора учета с указанием выгоды как для жителей, так и для управляющей компании. Например, для жителя повышается размер платы за капитальный ремонт в течение определенного периода (1–2 года), но установка прибора учета позволяет существенно снизить размер платы за коммунальные услуги.

Повышению энергоэффективности также может служить привлечение организаций, использующих альтернативные формы предоставления коммунальных услуг, в том числе автономные системы жизнеобеспечения, не связанные с сетевой инженерной инфраструктурой объекты (крышные котельные, газоснабжение от емкостного и баллонного газа и др.).

Основным нормативно-правовым актом, направленным на решение проблем энергосбережения в России, является федеральный закон от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В развитие федерального закона № 261 приняты специальные нормы и правила, пересмотрены действующие нормативы в строительстве, приняты соответствующие технологические регламенты и система экологических стандартов. Федеральный закон принципиально отличается от предыдущего (№ 28-ФЗ утратил силу) даже определениями основных понятий в сфере энергосбережения. Данный нормативный акт регулирует отношения в части всех энергоресурсов, включая воду, в рамках систем централизованного снабжения.

Реализацию комплексных мероприятий по энергосбережению МКД предлагается осуществлять согласно схеме, которая предусматривает вовлечение в процесс решения системных задач по энергосбережению МКД и взаимодействие всех социальных институтов: органов государственной власти, органов контроля и органов регулирования отношений в сфере ЖКХ в лице саморегулируемых организаций, бизнес-сообщества, научной среды и общественности, каждый из которых должен выполнять свои функции.

Органы власти (федеральные, региональные, муниципальные) разрабатывают стратегии и концепции модернизации и развития жилищно-коммунального комплекса, обеспечивают энергетическую безопасность территории.

Контролирующие органы осуществляют контроль за соблюдением жилищного законодательства, законов по энергосбережению и защите прав потребителей, а также правильностью формирования тарифов на коммунальные услуги.


Энергосервис и энергоаудит

Управляющие компании, оказывающие жилищно-коммунальные услуги потребителям, являясь представителем интересов собственников помещений МКД (заказчиков), могут заключать энергосервисные договоры с частными компаниями, которые занимаются мероприятиями энергоаудита и энергосервиса. В последнее время активно формируется рынок услуг энергосервиса.

Энергосервисный договор (контракт) – договор (контракт), предметом которого является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов заказчиком.

Энергетическое обследование (энергоаудит) – сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверных сведений об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.

Энергосервисная компания имеет следующие направления работы:

1. Паспортизация МКД.

По каждому МКД в управлении необходимо сформировать энергетический паспорт, содержащий статические и динамические показатели (таблица). Кроме того, показатели (индикаторы) энергоэффективности должны удовлетворять определенным требованиям, например, однозначность, устойчивость, надежность, эффективность, селективность, объективность и т. п.

2. Выполнение комплекса расчетно-аналитических работ по энергоэффективности зданий:

  • – сравнительный анализ объемов потребления;
  • – расчет обоснованных нормативов потребления коммунальных услуг;
  • – анализ эффективности энергосберегающих мероприятий;
  • – написание технических заданий на проекты автоматизации;
  • – научное и информационно-аналитическое обеспечение деятельности УК (взаимодействие с ГУ СО «Институт энергосбережения»).

3. Определение источников финансирования работ по энергосбережению МКД.

По решению общего собрания собственников помещений МКД часть доходов каждого дома направляется в специальный фонд энергосбережения МКД.

Возможными источниками могут быть:

  • – доля платы за капитальный ремонт в зависимости от необходимости капитального ремонта в МКД;
  • – дополнительные доходные источники МКД (размещение средств наружной рекламы или оборудования операторов связи, сдача в аренду помещений, относящихся к общему имуществу МКД);
  • – положительный экономический эффект от мероприятий по энергосбережению (разница показаний общедомовых приборов учета с нормативами потребления коммунальных услуг в данном доме).

4. Установка общедомовых приборов учета энергоресурсов.

5. Определение приоритетов включения домов в титульные списки по проведению капитального ремонта с обеспечением мер по энергосбережению.

Также необходимо рассмотреть вопрос о проведении ремонта систем центрального отопления в домах, а также о модернизации инженерных систем.

6. Установка индивидуальных (квартирных) приборов учета энергоресурсов.

По установке индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения и двухтарифных приборов учета электроэнергии в домах проводятся:

  • – расчет необходимого количества индивидуальных приборов учета холодного и горячего водоснабжения, электроэнергии для рентабельности установки;
  • – информационные акции (реклама);
  • – подписание договоров на рассрочку платежей за установку индивидуальных приборов учета (возможность оплаты из разницы показаний индивидуальных приборов учета с нормативами потребления);
  • – установка приборов;
  • – опломбирование и предоставление данных для расчета.

Необходима установка индивидуальных приборов учета с возможностью автоматизированного учета данных (дистанционного снятия показаний), а также установка индивидуальных приборов учета электроэнергии с возможностью отключения в случае наличия задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в установленном законом порядке.

7. Расчет энергоэффективности включает:

  • – проведение тепловизионных обследований МКД после завершения ремонтных работ;
  • – осуществление индивидуальной настройки энергетических параметров после внедрения энергосберегающих мероприятий в каждом доме;
  • – приведение энергопотребления всех домов к единому значению норматива на квадратный метр (в порядке очередности);
  • – составление рекомендаций по энергосбережению.

8. Обслуживание инженерных сетей МКД в соответствии с правилами эксплуатации.

Таким образом, повышение энергетической эффективности жилых зданий должно стать комплексным процессом, в который вовлечены все социальные институты, каждый из которых решает свои задачи и особое место в котором занимает бизнес в лице энергосервисных организаций. Положительный эффект энергосбережения ощутим на всех уровнях хозяйственной деятельности в стране.


КГБУ «Региональный центр развития энергетики и энергосбережения»

2065

1 комментарий

Олег Григорьевич
20:38
Олег Григорьевич
Здравствуйте, в целом написано не плохо, но сейчас нужно засучив рукав двигаться в данном направлении. 01.09.2017 вышел перечень мероприятий по энергосбережению на МКД в Камчатском крае, а 15.09.2017 заключен первый ,, энергосервесный контракт,, на Дальнем Востоке с общеобразовательной школой ПКГО. Сейчас написал дипломную работу по этому поводу, очень печальная картинка в нашем крае в данном вопросе. Добавлю, что многим УК вообще не нужны работы направленные на энергосбережение. Если подходить комплексно, на мой взгляд надо договариваться с КЭ по этому поводу, действенный механизм знаю и КЭ в накладе не останется.
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых