Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Суперизвержение Йеллоустона отменяется

10:00
9109

Если бы в свободном интернете устроили чемпионат на самую ужасную страшилку, то на призовое место наверняка претендовал бы Йеллоустонский супервулкан, расположенный в штате Вайоминг США на территории одноименного природного парка.

Вулкану в многочисленных публикациях предрекают скорое суперизвержение, в результате которого из недр будут выброшены тысячи кубических метров пепла. Попавший в стратосферу пепел приведет к глобальному похолоданию – аналогу ядерной зимы. В общем, «однажды он проснется, и жизнь на планете Земля закончится»…

Страшно? Прежде чем испугаться, мы позвонили в цитадель науки на бульваре Пийпа – Институт вулканологии и сейсмологии ДВО РАН с одним вопросом: есть ли вообще предмет для разговора? Оказалось, наш известнейший вулканолог, доктор геолого-минералогических наук Иван МЕЛЕКЕСЦЕВ не просто изучил всю «подноготную» американского исполина, но и сделал однозначный вывод о перспективах его поведения. В общем, сам бог велел отправиться к Ивану Васильевичу, в лабораторию динамической вулканологии, и обо всем его расспросить.

– Иван Васильевич, Йеллоустон называют «супервулканом» – это научное или эмоциональное определение?

– Это, конечно, жаргон, но сегодня в научном мире такая характеристика используется. То есть это очень мощный вулкан, который может дать наиболее сильные извержения. Способен ли на такое извержение Йеллоустон? А если да, то когда? Я дал свой ответ на это вопрос, проведя всесторонний анализ материалов американских геологов и вулканологов, провел новое исследование по этой проблеме, опираясь на свой опыт и результаты многолетних работ.

Итогом стала статья, которая готова к публикации в нашем профессиональном журнале «Вулканология и сейсмология», и в ней – обоснованный мною вывод о возможных дальнейших событиях в Йеллоустонском кальдерном комплексе.

– Йеллоустон для Камчатки – далекая экзотика, но, очевидно, только не для науки?

– Наша планета густо населена вулканами. И они, вулканы, как люди: также возникают, живут и умирают. Только время жизни у них больше. Например, наш знаменитый вулкан Ключевская Сопка возник «всего-навсего» 7–8 тысяч лет тому назад. Он молодой. Ближайшие к нам вулканы Корякский, Козельский – постарше и уже находятся на стадии затухания. Авачинский вулкан продолжает жить, но уже не в своем первоначальном виде: он снес свою вершину 30 тысяч лет назад и в образовавшейся полости – кратере (кальдере) – возник новый конус, которому «всего» 3–4 тысячи лет, он ровесник египетских пирамид.

Подобными исследованиями и занимается наша лаборатория динамической вулканологии – жизнью вулканов. Мы стараемся определить, на какой стадии находится вулкан, молодой он, пожилой или совсем старый. И в зависимости от этого определить, чем он может угрожать в будущем. Пользуясь этим методом, по заданию правительства края, в лаборатории составлена карта вулканической опасности от извержений Авачинского вулкана. Выяснилось, например, что раньше там происходило такое, что сделало бы жизнь в районе Петропавловска-Камчатского невозможной. Там, где мы с вами сегодня проживаем, толщина выброшенных Авачейотложений составляет 170 метров! Повторись такое, ни города, ни жителей не осталось бы. Но эти катаклизмы происходили 30 тысяч лет тому назад, а сегодня вулкан эту стадию перешел, выдохся. Могут происходить извержения, связанные с жизнью молодого конуса. Но такого масштабного извержения быть не должно.

Йеллоустонский супервулкан живет еще дольше, и он хорошо изучен американскими вулканологами. Это не отдельный вулкан, который возвышается над землей, а то, что называется кальдерным комплексом. Первая большая кальдера возникла очень давно – несколько ранее двух миллионов лет тому назад. Вторая образовалась 1 млн 200 тысяч лет назад. Возраст самой поздней кальдеры– 600 тысяч лет. Американские ученые в своих выводах оперируют в основном тем, что большие события на вулкане происходят с периодичностью примерно 600 тысяч лет. И как бы уже подошло время для очередного извержения.

Но дело в том, что вулкан может извергаться по-разному, с разной степенью интенсивности, на разных «оборотах». Когда я проанализировал эту историю, оказалось, что выдавать большие извержения Йеллоустон больше не сможет.

– То есть апокалипсис отменяется?

– Да. Суперизвержение на ближайшие сотни тысяч лет отменяется. Дальнейшее развитие событий в Йеллоустонском кальдерном комплексе может произойти по другому сценарию, без обязательного катастрофического эксплозивного извержения.

Есть такое понятие в вулканологии и геологии – горячая точка. Означает, что под этим местом существует очаг, который постоянно дает энергию и вещество. Под Йеллоустонским супервулканом такого постоянного источника питания нет. Нет под ним и мощного магматического потока. Кроме того, рядом с вулканом, немного севернее, в ледниковый период находился гигантский ледниковый Северо-Американский щит. Толщина льда там составляла порядка 3 километров. И время от времени он на Йеллоустон наезжал. Вода, очень много воды, из ледника попадала на глубину и немного охлаждала магматическое вещество. В итоге оно дошло до такого состояния, что утратило способность вскипать, чтобы дать взрывное извержение. Ведь и воду можно нагреть, а можно вскипятить. Наверняка многим известно такое вещество – перлит. По виду – типичное вулканическое стекло. Но если его нагреть градусов до 600–700, то получится обычная пористая пемза – за счет мгновенного вскипания. Магматическое вещество из кальдеры Йелоустона не вскипит, и если будет выдавливаться, то в виде пластичного вещества. Ледник притушил этот вулкан. Извержение может случиться, но оно не будет таким грозным и опасным.

– Интересно, знают ли о ваших выводах американцы, которые очень боятся Йеллоустонского взрыва?

– Да, свою статью я направил американскому коллеге, с которым мы вместе работали на Камчатке. Он передал этот материал в Геологическую службу США. Был получен ответ, что геологическая служба с моей точкой зрения согласна. Но, понимаете, наука – это одно, а пресса – другое. Нужны сенсации, и никто не хочет повесить замок на эту историю.

– Мне кажется, что это еще и способ выбивания денег у правительства.

– Вне всякого сомнения! Американцы в этом смысле – мастера колоссальные! У них в 1980 году произошло неожиданное, не предсказанное извержение вулкана Сент-Хеленс, по нашим масштабам не очень-то и сильное. Но они настолько его распиарили в СМИ, расписали, что получили под это дело много денег и работу на 10 лет вперед. Издали толстенную книгу. Организовали там заповедник, построили дорогу – 300 километров асфальта.

Мы там были с моим коллегой в 1991 году. В заповедник приезжают тысячи туристов и через плексиглас осматривают территорию, ближе их не пускают. По дороге можно купить 4 полешка дров за 5 долларов и развести костер на отведенной полянке, посидеть на природе. Можно купить шариковую ручку, которая наполнена пеплом, в пять раз дороже обычной. В общем, используют извержение для зарабатывания денег на полную катушку. И наш Толбачик, наверное, можно было бы в этом смысле использовать более активно.

А с научной точки зрения… Можно выдвигать гипотезы или делать научные выводы, а можно писать всякие глупости.

– В общем, есть поводы держаться за устрашающую версию развития событий на Йеллоустоне.

– И не только материальные. Мы изучаем вулканы «от и до». От времени их возникновения, причем датируем все события. Есть способы, которые позволяют датировать извержения в пределах 40–50 тысяч лет и определить, сколько и чего было выброшено в результате извержения, в какую сторону. А далее после наших долгосрочных прогнозов наступает время для других методов и других прогнозов – сиюминутных, современных.

Американцам отказываться от версии катастрофы жалко: если все это опровергнуть, то провисает в воздухе и модная концепция плитовой тектоники, которая сегодня у них господствует. Я считаю, что это не теория, а всего лишь гипотеза. Но тот, кто ее придумал, получил Нобелевскую премию.

– Иван Васильевич, сегодня на планете ситуация с вулканами, их состоянием, потенциальной опасностью – стабильная?

– В том-то и дело, что она не стабильная. У нас на Камчатке, да в принципе, и в мире, был период, когда все происходило по максимуму. А сейчас подъемы меньших масштабов сменяются спадами, происходит это периодически. Но мы по большому счету пока не знаем, что происходит, чего нам ждать – дальнейшего спада либо нового всплеска. Мы сейчас этим вопросом занимаемся, стоит такая тема в научной повестке нашей лаборатории. Мы пытаемся определить, что нас ждет хотя бы в региональном масштабе – Камчатка, Алеуты, Курильские острова, Япония… И дальше будем смотреть. Земля ведь неоднородная. Наши вулканы, которые привычно здесь стоят, возникли всего 50–60 тысяч лет назад. А до этого несколько миллионов лет таких вулканов вообще не было, по крайней мере, на Камчатке. Но были другие, и извержения происходили других типов. Эволюция во всем идет.

– Какой-то из камчатских вулканов у вас вызывает опасения?

– Нам всем повезло в том, что самые неприятные вулканы находятся далеко от населения. Допустим, прогнозировали извержение вулкана Безымянного. Оно произошло и обошлось без жертв. Хотя материала было выброшено много, грязевый поток прошел почти 100 километров, подпрудил в нижнем течении реку Камчатка… Там работал наш вулканологический отряд, и начальник отряда интуитивно увел народ перед большим взрывом. Из наших коллег никто не пострадал, хотя раньше неприятности случались.

Что интересно: камчатские аборигены видели, как появилась Ключевская Сопка. Серьезно! Они жили в районе Ключей, Козыревска и могли оттуда наблюдать, как возникал вулкан. Не случайно ведь коренные жители всегдабоялись Ключевского вулкана. Они вообще вулканы стороной обходили и даже проводниками отказывались идти. Знали, что это очень опасная штука.

И в том, что население на Камчатке не было постоянным, во многом виноваты вулканы. Если рядом происходило большое взрывное извержение, то на большой территории все покрывалось пеплом, по сути – толченым стеклом. А это конец и людям, и животным. Последним извержением, которое принесло Камчатке большие неприятности, было извержение Ксудача в 1907 году. Пепла в районе города выпало около 25 кг на квадратный метр, засыпало сектор от Охотска до Оссоры. Даже в Гренландском ледниковом щите было зафиксировано это извержение.

– Лет 15 назад ждали неприятностей от Корякского вулкана.

– Фундамент под этим вулканом устроен несколько иначе, чем под Авачинским и Козельским вулканами. Последние его извержения являлись паровыми, когда скопления водяного пара искали и находили выход. Думаю, новых неприятных сюрпризов Корякский нам пока не принесет.


Беседовала Елена БРЕХЛИЧУК


Иван Васильевич МЕЛЕКЕСЦЕВ – доктор геолого-минералогических наук, заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент Российской академии естественных наук, профессор Камчатского государственного университета.

Коренной москвич, Иван Васильевич окончил географический факультет МГУ и в 1959 году приехал работать в Петропавловск-Камчатский. С тех пор неразлучен с наукой, родным Институтом вулканологии и самой Камчаткой.
Суперизвержение Йеллоустона отменяется 0

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

0
Григорий 6 лет назад #
Спасибо! Мне понравилась статья. Внятно и чётко всё по полочкам разложили. Я немного поработал в вашем институте на микроскопе со Славой Шапарём. Вот заглянул по старой памяти.
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.