Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Рыба от нас не уйдет!

10:00
2939

В преддверии нового года принято подводить итоги и строить планы на будущее. У кого-то эти планы скромные, а у кого-то их громадье. И всегда приятно, если что-то большое и важное, что запланировано, касается не одного человека, а целого коллектива, а если смотреть шире, то и всего нашего края. Именно о таких планах и рыбацкой удаче в 2017 году нам рассказал председатель одного из старейших предприятий главной отрасли Камчатки – Рыболовецкого колхоза имени Ленина – Сергей ТАРУСОВ.

– Сергей Борисович, как работалось рыбакам в уходящем году?

– В целом 2017 год сложился для предприятия успешно. Мы удачно провели все промысловые экспедиции – минтаевую, лососевую, сельдевую, включились в промысел сардины иваси. Всем добытчикам удалось показать высокие уловы. Не совсем хорошо сработали только сайроловы, но произошло это по ряду объективных причин. Вылов сайры в этом году упал у всех, это хорошо видно по динамике общемирового промысла этой рыбы. Меняется гидрология, и в море происходит процесс заменяемости промысловых объектов: сайра уходит, а на ее место приходят сардина иваси и скумбрия. Нам тоже приходится менять ориентиры: к промыслу новых объектов мы начали подготовку еще два года назад. Начинаем пробовать работать на промысле иваси. Есть с этой сардиной определенные трудности, но, я думаю, мы их преодолеем.

– В чем именно особенности работы с сардиной? Колхоз ведь в далекие советские времена успешно облавливал этот объект.

– Во-первых, промысел иваси достаточно дорогой. Ловят ее кошельком, который стоит сейчас полмиллиона долларов. При отсутствии опыта потерять или сломать это орудие лова можно быстро. У нас же навык этого промысла потерян: те опытные капитаны, которые когда-то рыбачили на иваси, уже не работают. Те, кто у них начинал матросом, а теперь стал капитаном, просто никогда не добывали этот ресурс. Но решение проблемы есть – пригласить специалистов из Норвегии, где такими орудиями лова, как кошелек, ловят активно. Есть специалисты, которые готовы с нами работать, делиться опытом и учить наши экипажи. Осталось решить вопросы с миграционными властями. Думаю, двух лет нам хватит для того, чтобы восстановить навыки и научиться современному промыслу иваси.

– Переработка сардины тоже требует новых подходов?

– Иваси – это очень нежный сырец, который качественно можно перерабатывать только на воде в районе промысла. Привезти ее охлажденной на береговую переработку практически невозможно. Мы в этом году пробовали это делать, и практически 80 процентов уходило на тук. В советское время этот процесс был организован по-другому: 70 мощных плавбаз работали в море и перерабатывали в том числе сардину. Общий вылов иваси тогда достигал миллиона тонн. Таких мощностей в отрасли сегодня и близко нет. Поэтому для сардины нужно будет изобретать новые подходы к переработке. Объемы ее с каждым годом будут увеличиваться, и в ближайшие 15–20 лет иваси будет доминировать на Дальнем Востоке. Но, исходя из той структуры флота, который есть в отрасли, уже сейчас видно, что проблема переработки будет очень острой. Частично что-то удастся сделать за счет заводов, которые строятся на Итурупе и Шикотане (в непосредственной близи к районам промысла), но это проблему не решит. Будем думать, как организовать переработку, искать новые пути. Надеюсь, что найдем. Смогли же мы найти способ доставлять на берег другую охлажденную рыбу из отдаленных районов промысла.

– Вы имеете в виду возможности ваших новых судов, строительство которых по инвестпрограмме завершается в Калининграде? Расскажите об этом и других инвестпроектах колхоза.

– В 2017 году, согласно поручениям Президента, мы активно включились в инвестиционную программу. Первая ее часть – строительство судов на калининградском заводе «Янтарь». Первый – «Ленинец» – 17 ноября был спущен на воду, «Командор» и «Ударник» находятся на стадии завершениякорпусных работ. Это сейнеры-траулеры, аналогов которых в России пока нет. Этот проект разработан в 2014 году и учитывает лучшие мировые технологии. Есть одно судно подобного проекта – наш «Громобой», которое показывает хорошие результаты. Суда универсальные, способные добывать рыбу тралом, кошельком и снюрреводом. Мы их планируем использовать на промысле всех объектов, кроме крабов. Уникальность их еще и в способности сохранять качество свежего улова в течение семи суток от вылова до сдачи на берег в охлажденном виде.

– За счет чего?

– Перед тем как вылить в танки сейнера пойманную рыбу, в них закачивается забортная вода, которая охлаждается почти до нуля градусов. Получается ледяная жидкая смесь, в которой рыба замирает, но остается практически живой. Проблема развития береговой фабрики в последнее время заключалась в том, что невозможно было привезти свежий сырец в нужном количестве. Возили его только из Петропавловск-Командорской подзоны. Этогобыло недостаточно. На новых сейнерах мы сможем привозить охлажденную рыбу без потери качества из Карагинской подзоны, из Берингова моря, Охотского моря. Через год первый сейнер приступит к промыслу.

– Сергей Борисович, вторая часть инвестпрограммы колхоза – это строительство береговой перерабатывающей базы. На какой стадии сейчас эти проекты?

– Да, мы подали документы в Росрыболовство на строительство двух больших перерабатывающих заводов – в Петропавловске и в Октябрьском (Усть-Большерецкий район). Для городской фабрики уже есть проект, который нам помогали делать коллеги из Исландии, и уже отведен земельный участок на территории колхоза. В конце января мы планируем начать строительные работы. Таких фабрик на Камчатке еще нет. Проект разработан с учетом оснащения производства самым современным оборудованием. Автоматические морозильные шкафы способны будут морозить до 500 тонн продукции в сутки. То есть, того же минтая мы сможем доставлять на переработку до 1 000 тонн в сутки. Кроме того, фабрика будет производить очень широкую линейку продукции глубокой переработки, многих видов которой тоже на Камчатке еще не было. Например, парное филе трески и минтая в вакуумной упаковке со сроком хранения более 10 суток. В первую очередь этой продукцией мы будем насыщать наш внутренний, камчатский рынок. Ныне действующая фабрика будет модернизирована под береговой холодильник, что позволит увеличить холодильные емкости вдвое – до 5 тысяч с лишним тонн.

В Октябрьском собираемся также строить фабрику максимальной производительности. Там, конечно, будет совершенно другая линейка выпускаемой продукции, больше ориентированная на мороженое филе и другие виды замороженной рыбы. Сырцом для этой фабрики станет не только лосось, но и белая рыба, чтобы фабрика работала как минимум семь месяцев в году с учетом навигации.

– Сколько рабочих мест дадут новые производства?

– Примерно 250 рабочих мест для высококвалифицированных специалистов. Завод в Петропавловске предусматривает высокий уровень автоматики производства. Большая часть операций будет совершаться на нем автоматически. Найти специалистов, особенно хороших механиков-автоматчиков, мы рассчитываем как на Камчатке, так и в других регионах.

– Сергей Борисович, на Камчатке продукция колхоза – самая популярная, она есть везде и своим качеством завоевала любовь камчатцев. В качестве гостинцев на материк мы тоже всегда везем продукцию колхоза. А что-то идет по торговым путям за пределы полуострова?

– Внутреннему, камчатскому рынку мы уделяем большое внимание. Всю линейку пресервов, консервы и много другой готовой продукции мы оставляем здесь, на Камчатке. Не хватает нам пока объемов продукции для выхода на остальной российский рынок. С вводом в работу новой фабрики, надеемся, с этим будет проще. Что касается ассортимента, мы его постоянно пополняем по мере возможности. Вот сейчас у нас уже есть консервы «Сардина иваси натуральная», закупили мы специально 30 тонн сырца иваси для производства пресервов – сейчас под новый год они уже в продаже.

– Сейчас много говорят в отрасли о возможном переделе правил распределения квот на вылов крабов. Колхоз – один из камчатских пользователей этого ресурса. Отразится ли на инвестиционных программах возможная потеря крабовых квот?

– Инвестиционная программа колхоза построена с учетом тех лимитов, которые у нас были год назад. В экономике предприятия краб, наряду с лососем, составляет серьезную долю. Сейчас инвестиции рассчитаны примерно на 7–7,5 млрд рублей. Это большие деньги и серьезная финансовая нагрузка на предприятие. Поэтому предложения запустить квоты на вылов краба на аукционы, по нашему мнению, просто нечестны по отношению к нам, предприятиям, которые всю прибыль плюс кредитные деньги направили на инвестиции. Участвовать в возможных аукционах мы сейчас физически не способны: у нас нет свободных денег. И довести до логического конца уже начатую инвестпрограмму без крабовых квот будет очень сложно.

Мы можем либо инвестировать в развитие отрасли, либо отдать деньги на аукционах. Одновременно сделать и то и другое невозможно, а отрасль очень сильно нуждается в инвестициях. Флот устарел и теряет рентабельность. Его нужно менять. Нужно строить причалы, транспортные суда, береговые заводы, развивать судоремонт – вкладывать деньги в территорию. Государство должно именно это стимулировать, а не забирать деньги из отрасли путем аукционов.

Инвестпрограмма, которую мы начали сейчас, не окончательная. Мы уже работаем над проектом других судов и намерены в течение 10 лет полностью поменять весь флот предприятия. Это громадные деньги, но и экономика этих судов будет совершенно другая! И продукция другая, себестоимость другая! Это будет новая отрасль, современная.

Мы ведь хотим производить продукцию глубокой переработки, которая дает прибавочную стоимость. Выловленный сырец должен быть использованна сто процентов, без отходов. Мы не хотим просто производить «безголовку». Ушло время, когда за рубеж отправляли «безголовку», а потом там же покупали, к примеру, рыбные палочки, в которые кроме нашего минтая еще бог весть что замешано, и остались ли они рыбными, непонятно. Мы сами будем перерабатывать свою рыбу, будем расширять точки продаж, построим магазин, в котором будет представлен весь наш ассортимент.

Развитие производства готовой продукции требует инвестиций. Поэтому мы находимся в тревожном ожидании окончательного решения по крабовому вопросу и надеемся, что оно будет правильным.


Беседовала Светлана СОЛОВЬЕВА

Рыба от нас не уйдет! 0Рыба от нас не уйдет! 1

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.