Севморпуть привлекает инвесторов в ДФО: на Камчатку, в Приморье, Хабаровский край

Севморпуть привлекает инвесторов в ДФО: на Камчатку, в Приморье, Хабаровский край

Лидерами инвестиционной привлекательности в 2018–2020 годах окажутся регионы, на территории которых будут реализованы проекты в рамках возрождения Северного морского пути. В первую очередь – Мурманская область, ЯНАО, Красноярский, Камчатский, Приморский и Хабаровский края.

К такому выводу пришли эксперты Центра развития региональной политики, в рамках подготовки первого рейтинга субъектов РФ, сегментированного по округам. Рейтинг потенциала регионов РФ – попытка оценить инвестиционную привлекательность территории, эффективность и вовлеченность в процесс развития региональных властей, сравнить субъекты дифференциально, опираясь не столько на суммы произведений (интегральные показатели), сколько на прогнозы динамических изменений. Первый рейтинг составлен по регионам ДФО и планируется к публикации в конце января 2018 года.

Возрождение Северного морского пути становится реальностью. Президент РФ Владимир Путин назвал восстановление Севморпути в качестве приоритетной задачи транспортной стратегии России. Экономическая рентабельность самой короткой транспортной артерии, связывающей Европу и Дальний Восток, будет обеспечена налоговым стимулированием проектов по разработке арктического шельфа и строительством глубоководных портов, которое откроет новые ворота для освоения Арктики.

Помимо порта Саббета, который станет центром по перевозке сжиженного природного газа, добываемого на Южно-Тамбейском месторождении, вторым ключевым пунктов в Севморпути станет порт на Камчатке. Напомним, что компания «НОВАТЭК» (реализует проект по СПГ) и правительство Камчатского края в октябре прошлого года заключили соглашение о сотрудничестве по созданию в регионе терминала по перевалке сжиженного природного газа.

Терминал по перевалке СПГ необходим НОВАТЭКу для перегрузки СПГ, который будут экспортировать с завода Ямал СПГ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона по Северному морскому пути (СМП). СПГ-терминал будет построен в бухте Моховой близ Петропавловска-Камчатского в Авачинской губе с прямым выходом в акваторию Тихого океана. Срок реализации проекта рассчитан до 2023 года. Этот проект сегодня делает Камчатский край лакомым куском для международных инвесторов из Норвегии, США, ЕС и КНР. Так как в Камчатском крае будет развиваться инфраструктура, появятся новые рабочие места, дороги. Кроме того, если через СМП пройдет большая часть дальневосточных лососевых, это заставит цены на российском потребрынке упасть на 30–40 процентов.

Российское правительство приняло проект комплексного развития Северного пути в ближайшие годы. Так, установлено, что на сегодняшний день СМП – кратчайший морской путь, соединяющий Европу и Дальний Восток, который используется не в полную силу. СМП обеспечивает в том числе безопасность России, так как дает доступ к Атлантическому и Ледовитому океанам. Сегодня через СМП перевозятся добываемые на севере газ, нефть, лес, медь и никель. Именно поэтому Камчатский край может стать настоящим транспортным узлом между Западом и Востоком. Сегодня логистические перспективы Камчатки могут привлечь первых крупных инвесторов, прежде всего из Китая, Кореи, Японии и США.

Вторым интересным регионом, с точки зрения привлечения инвестиций, может стать Приморье. Во-первых, дальневосточная верфь «Звезда» позволит решить ряд проблем отечественного судостроения. Это проект мирового уровня, так как верфь имеет большое значение для страны в целом и для Приморья в частности, она позволит стимулировать судостроение и после ввода в эксплуатацию придаст дополнительный импульс развитию всего ДФО. Развивая судостроительный кластер, заводы Дальнего Востока получат дополнительные заказы, появятся новые предприятия, производства, повысится производительность труда.

Третьим, интересным с точки зрения инвестиций регионом, станет Хабаровский край. Для Хабаровска перевозка рыбы и морепродуктов по Севморпути – вопрос стратегический. Так как это короткое и эффективное плечо, и если цена на перевозку рыбопродукции будет равна стоимости провоза леса или нефти, то это значительно снизит цены на морепродукты в европейской части России.


Илья ГРАЩЕНКОВ, политолог, руководитель Центра развития региональной политики

947

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых