Врач придёт по интернету

Врач придёт по интернету

После долгих споров в России появился федеральный закон о телемедицине, который вступил в силу с нового года. Теперь медучреждения смогут полноправно обмениваться между собой информацией о пациентах, проводить консилиумы и консультации в режиме видеоконференций.

Кроме того, смогут помогать пациентам на расстоянии – консультировать их по телефону и интернету. Но именно к этому направлению, как отметили в минздраве Камчатского края, пока остается много вопросов, которые прояснятся только с выходом подробных регламентов.

В идеале все выглядит почти как в сказке. Телемедицинские технологии можно будет применять как при оказании первичной медико-санитарной помощи, так и скорой, специализированной, высокотехнологичной, паллиативной.

С помощью телемедицины можно будет проводить консилиумы врачей, консультации, дистанционно наблюдать за здоровьем пациента. Заочный формат будет допустим как для общения врачей между собой, например, если лечащий врач нуждается в совете более опытного специалиста, скажем, работающего в одном из ведущих научных медицинских исследовательских центров, так и для работы непосредственно с пациентами. Помогать людям с помощью электронных средств связи можно будет в экстренных и плановых случаях. Также можно оказывать помощь и людям, находящимся в стационаре, и тем, кто лечится амбулаторно или вне медорганизации.

Правда, лечить людей заочно разрешат не всем медучреждениям и врачам, а тем, которые получат специальные разрешения. Больницам надо будет зарегистрироваться в федеральном реестре медицинских организаций Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, а врачам – в федеральном регистре медицинских работников единой системы.

Программное обеспечение для диагностики и лечения людей тоже нужно будет регистрировать.

Телемедицинскую помощь можно оказывать бесплатно для пациентов – в рамках программы госгарантий и за счет Федерального фонда обязательного медстрахования, и платно – в рамках системы дополнительного медстрахования за счет организаций и средств граждан.

Как отмечается в документах Минздрава, ответственность за медзаключение по результатам консультации по телефону или интернету несет тот, кто ее дал – удаленный врач или консилиум. А вот ответственность за принятие решений по результатам лежит на лечащем враче. Все материалы, полученные в результате телемедицинских манипуляций, должны храниться в течение года.

Телемедицина призвана помочь жителям отдаленных территорий, где может просто не быть в наличии хорошего специалиста, что актуально для Камчатки. Она будет полезна для всех, кто живет далеко от врача или не имеет свободного времени на его посещение, поскольку лечащий врач после очного приема может установить дистанционное наблюдение за здоровьем пациента. Тот сможет направлять врачу информацию о своем состоянии, получать рекомендации, не посещая поликлинику. Но тогда он сам или его законный представитель несет ответственность за собственноручный ввод достоверных данных о здоровье в специальную информационную систему.

Телемедицина – отличное новшество, ведь помощь врача станет доступнее. Особенно для хронических больных, для инвалидов и пожилых малоподвижных пациентов. Им не нужно будет регулярно высиживать в очереди, чтобы, к примеру, получить очередной рецепт на лекарство. Поскольку рецепт, по закону, доктор также сможет выписать дистанционно.

Поможет закон улучшить и качество реабилитации: пациенты, которым сделали сложную операцию в федеральном центре, смогут (по крайней мере, в законе эта возможность отражена) связываться из своего региона с лечившими их врачами.

Зарубежный опыт показывает высокую эффективность телемедицины. Например, в США ее начали внедрять в 2008 году. Но уже через восемь лет, к 2016 году, в стране уменьшилась обращаемость пациентов за медпомощью амбулаторно на 70 процентов, число койко-мест – на 19 процентов, стационарных больниц – на 26 процентов. Таким образом, телемедицина высвобождает огромные ресурсы.

Споры в России тем не менее продолжаются. Многие медики настаивают, что врачу необходим личный контакт с пациентом, по телефону и даже «Скайпу» многое можно просмотреть. Сторонники «дистанционки», наоборот, хотели бы большей свободы. Но пока закон довольно строг: никаких «интернет-клиник» с непонятными специалистами и ответственностью. Все дистанционные консультации – только у своего врача, который ставил диагноз и назначал лечение очно. Как это будет организовано на практике (ведь невозможно, чтобы врач принимал звонки и отвечал на электронные запросы круглосуточно семь дней в неделю), еще предстоит прописать в подзаконных документах.


Как защитить персональные данные?

Как в условиях дистанционной медицины выстроить систему защиты информации, паспортных данных, адресов пациентов? Ведь случаи утечки бывают и сейчас, бумажный документо­оборот тому не препятствует.

Как оказалось, закон о телемедицине более чем тесно связан с законодательством о защите персональных данных. «Передача такой информации, безусловно, должна быть обеспечена закрытыми (защищенными) каналами связи, поскольку касается персональных данных», – подчеркнула Елена Щербак, заместитель министра здравоохранения Камчатского края – начальник отдела по развитию здравоохранения и госзакупок.

Именно поэтому консультация между пациентом, который сидит дома и врачом, который находится в поликлинике, в разрезе закона о телемедицине пока вызывает много вопросов. Технически подобная консультация не сможет проходить по выделенному защищенному каналу связи. «Полностью понять, как это будет происходить, получится только по результатам издания подробных регламентов, – отметила Елена Щербак. – Должны быть четко описаны условия, когда с разрешения пациента, возможно, не придется столь жестко требовать использования защищенных каналов связи».

Что же касается общения между медицинскими учреждениями, в том числе если с врачом общается пациент, находясь при этом в другой больнице или поликлинике, федеральным законом о медицине предусмотрено, что такое общение ведется с учетом законодательства о защите персональных данных, то есть по защищенным каналам.

Для Камчатского края это непростая проблема. Для проведения консультаций между медучреждениями, передачи цифровых изображений необходимо обеспечить высокую скорость интернета на защищенных каналах связи. В южной части Камчатки, где проложено оптоволокно, эта проблема решена практически во всех медучреждениях. Осталось буквально несколько больниц и поликлиник, до которых нужно достроить так называемую «последнюю милю» каналов, на что потребуется совсем немного времени. Это большой совместный проект Минкомсвязи РФ и Минздрава РФ, подрядчиком является ПАО «Ростелеком», в том числе и на Камчатке.

Нерешенной данная проблема пока остается на севере полуострова, где нет оптоволокна. «Это совершенно иная стоимость трафика, – отметила Елена Щербак. – Для обеспечения широкополосного закрытого канала связи здесь необходимы более высокие финансовые затраты. Тем не менее в течение года эта задача будет выполнена».

На юге Камчатки пока актуальна и проблема связи медучреждений с федеральными медицинскими центрами. Уже налажена телекоммуникационная связь с некоторыми центрами из Камчатской краевой больницы, из центра медицины катастроф, из краевого онкологического диспансера. Для общения врачей между собой в режиме видеоконференций есть все необходимое во всех больницах, осталось обеспечить скоростной защищенный канал связи, что также планируется реализовать до конца года.

Кроме того, до конца первого квартала 2017 года необходимо разработать нормативную базу на уровне субъекта. В частности, просчитать и установить тариф на телеконсультации, поскольку они входят в систему обязательного медицинского страхования.


Что в идеале дает пациентам закон о телемедицине?

– врач сможет выписать, а пациент получить рецепт на нужное лекарство в электронном виде. Причем новый порядок распространяется и на наркотические и сильнодействующие психотропные препараты.

– врачи смогут консультировать пациентов дистанционно, проводить консилиумы и консультации с использованием медицинских документов, результатов исследований, полученных по электронной почте.

– информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (или отказ от него) от одного из родителей ребенка-пациента или законного представителя взрослого больного также можно будет получить оперативно в электронном виде.

– пациент или его законный представитель сможет отправить в медицинское учреждение запрос и получить медицинские документы, справки, выписки из истории болезни и т. д. (их копии) в электронном виде.

– дистанционно разрешено консультировать пациентов по вопросам профилактики, собирать и анализировать жалобы и данные анамнеза, оценивать эффективность диагностики и лечения граждан. Также дистанционно врач вправе принять решение о необходимости проведения очного приема, осмотра и консультации.

– что касается непосредственно лечения, новый закон разрешает проводить дистанционные консультации, чтобы контролировать ход ранее назначенной терапии. В первую очередь это касается хронических заболеваний. Если потребуется, доктор сможет корректировать назначения. При этом диагноз и первичные рекомендации по лечению, согласно закону, должны быть установлены на очном приеме.


Мария ШУПЕНИК

517

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых