Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Леди-капитан Анна ЩЕТИНИНА

08:50
3079
Капитан либерти «Жан Жорес»
Капитан либерти «Жан Жорес»

Женщины-капитаны были и до нее: на спортивных парусниках, на речных судах. Анна ЩЕТИНИНА стала первой женщиной, поднявшейся на капитанский мостик океанского транспорта.

Произошло это в 1935 году на перегоне крупнотоннажного судна, первого приобретенного для АКОфлота в Германии и названного «Чавыча». Маршрут из Гамбурга в Петропавловск пролегал вокруг Европы с заходом в Черное море, потом через Суэцкий канал вокруг Азии. Приход «Чавычи», которая привезла из Одессы оборудование для строящейся судоремонтной верфи, стал праздником для всего Петропавловска. Пароход и его капитана встречали приветственными гудками суда, стоявшие на рейде и у причалов, на пирсе был митинг, а вечером салют.

В 1936 году капитан Анна Ивановна Щетинина за работу в АКО (Акционерное Камчатское общество) была награждена орденом Трудового Красного Знамени – тогда это была редкая и одна из высших наград. Орден вручали в Москве, она была приглашена на прием к наркому А.И. Микояну. Один из ветеранов рыбной промышленности рассказывал, что и годы спустя она с гордостью говорила о себе: «Я – рыбный капитан».

В годы войны А.И. Щетинина работала на судах ДВГМП, первым рейсом через Тихий океан привела на ремонт в Канаду очень старый пароход «Карл Либкнехт». Своей компетентностью и обаянием она завоевала сердца канадцев настолько, что, как рассказывали моряки-ветераны, «они из уважения к ней к старой трубе приделали новый пароход». Когда на ту же верфь пришла на ремонт «Чавыча» и стало известно, кто был ее первым капитаном, ремонт судну был сделан с особой тщательностью.

Авторитет капитана Щетининой был так велик, что ей доверили принять второй переданный на условиях ленд-лиза в ДВГМП сварной сухогруз типа «Либерти», который назвали «Жан Жорес».

В 1943 году Анна Ивановна стала членом ВКП(б) (Всесоюзная коммунистическая партия большевиков) – во время войны это было свидетельством высокой гражданственности.

За работу в военные годы она была награждена орденом Красной Звезды (за участие в Таллинском прорыве) и орденом Ленина (за работу в Тихом океане). На крупнотоннажных судах, ходивших «в загранку», было установлено вооружение и находилась военная команда во главе с капитан-лейтенантом. По этой причине гражданским капитанам было присвоено воинское звание капитана 3-го ранга.

За послевоенную работу ей было присвоено звание Героя Социалистического Труда, которое включало кроме Звезды Героя еще и орден Ленина, у нее – второй. Имела она много медалей и других наград.

Родилась и выросла Анна Ивановна в Приморье, получила во Владивостоке среднее морское образование. Окончив техникум в 1929 году, была направлена на работу в АКОфлот, в котором прошла все ступени судоводительской лестницы. Морского вуза во Владивостоке тогда не было, получать высшее образование она начала в 1938 году в Ленинграде, оканчивала уже после войны, диплом получила в 1950 году. Дипломированному мореплавателю предложили перейти на преподавательскую работу, и она много лет готовила судоводителей в высших учебных заведениях сначала в Ленинграде, потом во Владивостоке. Те, кто учился у нее и по написанным ею учебникам, говорят об этом с гордостью.

О своем жизненном и профессиональном пути А.И. Щетинина рассказала сама в книге «На морях и за морями», выдержавшей три издания. Четвертое с названием «На разных морских дорогах», дополненное главой «О людях хороших», вышло в 1994 году. Все издания вышли во Владивостоке, Анна Ивановна стала членом писательской организации Приморья.

Капитан Алексей Павлович Яскевич, которого в списке легендарных капитанов времен войны коллеги ставили на первое место, сказал о Щетининой: «Анна Ивановна – это личность: и капитан, и человек».

Мне довелось познакомиться с А.И. Щетининой в 1991 году, в 1992-м сделать с ее участием передачу на телевидении Владивостока. Судить о ней как о капитане сама не имею права, суждение об этом капитана № 1 не вызывает сомнений. А вот то, что сказал А.П. Яскевич о Щетининой-человеке, могу подтвердить: Анна Ивановна была крупной и привлекательной личностью.

В книге «Ленд-лиз. Тихий океан» (М., 1998) удалось рассказать о капитане Щетининой намного подробнее. Например, о том, что Героем Соцтруда она стала только с третьего раза – не пропускал НКВД.

Пожалуй, еще более трудными и пока безуспешными стали попытки увековечить ее имя на карте Камчатки. В Приморском крае для ее имени нашли небольшой выступ на береговой линии Амурского залива.

В Сахалинской области три крохотных островка в южной части Курильской гряды назвали именами А.А. Громыко, советского дипломата и министра иностранных дел СССР, А.И. Щетининой и Чавыча – в честь судна, на котором А.И. Щетинина впервые стала капитаном.

На восточном побережье Камчатки есть два приметных мыса с названием Безымянный: один у входа в Авачинскую губу, второй – в Камчатском заливе. У первого капитан Щетинина на крупнотоннажном либерти «Жан Жорес» совершила судоводительский подвиг, сумев в шторм взять на буксир обездвиженное судно. У второго она вроде ни разу не останавливалась за ненадобностью. Предложение переименовать мыс у входа в Авачинскую губу в мыс Капитана Щетининой в честь ее 100-летия поддержали камчатское отделение Русского географического общества, КО Союза журналистов, Союз женщин Камчатки. Однако Законодательное Собрание Камчатской тогда еще области, имеющее право передать это предложение по инстанциям, отказалось это сделать. Один из лучших на Камчатке капитан-директор А.Г. Шашкун так прокомментировал это решение: «Все доводы «против» на деле являются доводами «за». Старшее поколение капитанов, еще работающих на Камчатке, дружно высказывается «за» имя капитана Щетининой для мыса у входа в Авачинскую губу.

Однако на заседании камчатского оргкомитета по памятным датам 24 июля 2014 г. (протокол имеется) было принято решение: «Подготовить и направить в установленном законом порядке в Законодательное Собрание Камчатского края предложение о присвоении имени Щетининой Анны Ивановны, первой женщины-капитана, одному из безымянных мысов в Камчатском заливе». Это решение о мысе Щетининой, видимо, застряло в каких-то коридорах власти и, на наше счастье, выполнено не было.

26 февраля 2018 года исполнилось 110 лет со дня рождения А.И. Щетининой – самого известного в мире в XX веке русского (советского) капитана, чья слава началась на Камчатке. Может быть, в этом году в руководстве нашего края найдутся люди, которые возьмут за труд отдать дань уважения нашей военной истории, и на карте Камчатки появится мыс Капитана Щетининой у входа в Авачинскую губу.


Алла ПАПЕРНО, лауреат всероссийского конкурса СЖ РФ

Леди-капитан Анна ЩЕТИНИНА 0Леди-капитан Анна ЩЕТИНИНА 1

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.