Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Рискуют здоровьем детей

09:05
2943

За пять последних лет заболеваемость туберкулезом на Камчатке снизилась на 20 процентов, в том числе за 2017 год ее удалось сократить на 5,5 процента. Несмотря на то, что до полной победы еще слишком далеко, Камчатский краевой противотуберкулезный диспансер может гордиться своим реальным вкладом в дело международной важности – борьбу с этим опасным заболеванием.

С тех пор, как диспансер возглавил опытный врач, хирург Андрей Громов, заболеваемость снижается не только в целом по краю, но, что особенно важно, по Корякскому округу, который всегда являлся настоящим рассадником инфекции. Нужно отметить, что заболеваемость среди детей за последние 8 лет снизилась почти втрое. Соответствующими темпами сокращается и смертность от туберкулеза.

Между тем в последнее время усиливается опасная тенденция: отказы родителей от прививок БЦЖ и иммунодиагностических тестов. Начитавшись в интернете невежественных страшилок, сердобольные мамаши добровольно подвергают детей опасности заражения туберкулезной инфекцией. По статистике один своевременно не изолированный больной туберкулезом заражает в среднем 10–15 человек. Об этом и многом другом – в беседе с главным врачом Камчатского противотуберкулезного диспансера Андреем ГРОМОВЫМ.

– Андрей Валентинович, благодаря чему удалось добиться столь впечатляющих результатов в борьбе с туберкулезом на Камчатке?

– Это результат большой системной работы, и сложно выделить какой-то решающий фактор. Огромное значение имеет увеличение хирургической активности. Когда я только пришел во фтизиатрию, в год мы оперировали 25–30 человек. Сейчас число операций выросло до 120–130 ежегодно. И это не предел. При этом медикаментозное лечение не уменьшается, мы всегда обеспечены необходимыми лекарственными препаратами.

Диспансер наращивает материально-техническую базу. Улучшается бактериологическая диагностика туберкулеза за счет поставки нового оборудования.

– В недавнем прошлом заболеваемость туберкулезом росла во многом за счет заключенных, которые болели сами и заражали других. Как обстоят дела сейчас?

– Обстановка значительно улучшилась. В начале 2000-х годов на территории местной ИК-5 работало туберкулезное отделение на 50 коек, где постоянно получали лечение более сотни человек в год. После 2010 года проходили лечение около 20 больных. А сейчас необходимость в отделении отпала, оно закрыто, случаи заболевания единичны, больных отправляют на лечение в специализированную колонию для больных туберкулезом в Приморский край. Сегодня весь туберкулез в «зонах» выявляется, что называется, на входе, диагноз ставится специалистами нашего диспансера, работа с УФСИН отлажена и строится на договорной основе.

Мы стараемся охватить все направления. Благодаря специалистам нашего организационно-методического кабинета работаем с территориями всего края, собираем статистику, составляем отчеты, на основании которых видим, как работает с туберкулезом каждый населенный пункт. Это помогает нацелить усилия на звенья, где работа ослаблена.

– Как организована работа на камчатском севере?

– Наши специалисты продолжают регулярно выезжать в отдаленные районы края в составе выездных бригад. Не так давно медики вылетели в Олюторский район, где обстановка весьма напряженная, несмотря на наличие противотуберкулезного диспансера.

Кроме того, по районам Корякского округа и другим населенным пунктам ездит специализированная бригада, состоящая исключительно из наших специалистов, которая проводит обследование населения и ведет просветительскую работу.

К концу текущего года планируется завершить объединение противотуберкулезной службы. Карагинский и Олюторский противотуберкулезные диспансеры вскоре станут филиалами Камчатского краевого противотуберкулезного диспансера. Уверен, что на качестве медицинской помощи реорганизация отразится только положительно, наладится более тесное взаимодействие. Я как главный врач и другие специалисты сможем эффективнее влиять на процесс оказания помощи больным, контролировать лечение. Вся медицинская помощь сейчас жестко регламентирована стандартами и порядками оказания медицинской помощи, но зачастую в отдаленных районах бывает игнорирование этих нормативов. Именно поэтому укрупнение служб идет по всей России.

На федеральном уровне сделан важный шаг: создана электронная база – федеральный регистр больных туберкулезом (ФРБТ). На Камчатке фтизиатрическая служба провела большую работу: в регистр были внесены все ранее поставленные на учет больные, а сейчас регистр пополняется вновь зарегистрированными больными. С введением ФРБТ у врача появилась возможность контролировать проводимое лечение и обследование пациента и т. д.

– Насколько распространен на Камчатке туберкулез с множественной лекарственной устойчивостью?

– Это тяжелая проблема, лечение таких больных сложное, длительное и дорогостоящее. Но, должен отметить, число таких больных не увеличивается, а в 2017 году произошло снижение на 2 процента.

Снижается общее количество больных в крае, снижается бациллярное ядро – число больных с открытыми формами заболевания. Все меньше больных выходят на инвалидность, этот показатель снижен на 20 процентов. Это свидетельствует о том, что больные туберкулезом в основном выявляются на ранней стадии развития болезни и после эффективного лечения выздоравливают.

Безусловно, этому способствует и увеличение объема профилактических осмотров. В течение многих лет этот показатель был ниже 50 процентов, а норматив составляет 75 процентов. На него мы пока не вышли, но подбираемся к этой цифре, чем увеличиваем эффективность выявления туберкулеза на ранней стадии.

Профосмотр – это не только флюорография, но и иммунодиагностическое обследование детского населения до 8 лет – проба Манту, а в дальнейшем – «Диаскинтест». Начиная с подросткового возраста, используется как флюорография, так и «Диаскинтест».

– По всей стране врачи говорят об увеличении количества отказов от противотуберкулезныхпрививок и тестов. Как обстоят дела на Камчатке?

– К сожалению, в этом мы не отстаем, угрожающая тенденция усиливается. Это явное влияние невежественных настроений, насаждаемых через интернет. Все чаще отказываются от прививки БЦЖ. С начала 2018 года было уже 23 отказа от прививки в роддомах Камчатки. Это означает, что новорожденные камчатцы в условиях эпидемиологического неблагополучия в крае не имеют защиты от туберкулеза и могут заболеть этим инфекционным заболеванием.

Отказы от пробы Манту и «Диаскинтеста» менее часты, но и их становится все больше. К сожалению, законодательство дает родителям право на отказ. Хотя в государствах Евросоюза детей, не имеющих прививки, не допускают в организованные коллективы.

С 2018 года мы будем предлагать альтернативные методы иммунодиагностики у детей. В частности, такой метод, как T-spot. Здесь применяется технология инвитро – то есть кровь на наличие антител исследуется в пробирке, а не внутри организма, как при распространенных методах иммунодиагностики. Возможно, это как-то успокоит родителей, которые считают, что ребенку не должны вводиться те или иные биологические препараты.

– Насколько высока эффективность метода T-spot?

– Эффективность очень высокая, не уступает ни реакции Манту, ни «Диаскинтесту». А при иммунодефицитных состояниях этот метод бывает более достоверен, поэтому мы планируем его опробовать на ВИЧ-инфицированных пациентах. В качестве альтернативы для людей с нормальным иммунным статусом он не используется широко, поскольку является весьма дорогостоящим. Поэтому для граждан он будет платным. Точная сумма еще не просчитана, но только его себестоимость – 5–6 тысяч рублей. Понятно, что массового спроса на такую услугу не возникнет. Поэтому в ряде случаев детям и подросткам до 15 лет мы предлагаем делать флюорографическое обследование, и зачастую мамы на него соглашаются легче, чем на реакцию Манту или «Диаскинтест».

– Но ведь флюорография показывает только уже пораженные легкие?

– В случае с детьми все несколько иначе. Если заболевание развивается у ребенка, у него сначала начинается туберкулез первичного периода, который реже затрагивает легочную ткань, а оседает в лимфоузлах. Мы можем заподозрить туберкулез по косвенным признакам, когда расширены корни легких, и тогда ставим диагноз – туберкулез. Но когда непривитый ребенок пролечился, есть большая вероятность, что у него возникнет туберкулез вторичного периода.

Конечно, сегодня своевременно диагностированный туберкулез хорошо поддается лечению и дети излечиваются в ста процентах. Но стоит ли подвергать ребенка такому испытанию, не делая прививки и не прибегая в дальнейшем к плановому тестированию?

Тем более участились случаи, когда дети заболевают резистентным, то есть устойчивым туберкулезом. В этом случае лечение предстоит длительное и очень сложное, бывает трудно подобрать подходящие препараты, поскольку из-за своей токсичности многие лекарства не могут применяться в детской практике.

Все дети, которые поступают на лечение к нам в стационар, – из инфекционных очагов, то есть, из семейного контакта, где есть туберкулез. Чаще всего это туберкулез с множественной лекарственной устойчивостью, что многократно усложняет лечение.

– Каков дальнейший путь таких детей?

– Мы их госпитализируем, пролечиваем и направляем в специализированные санатории за пределами Камчатского края для реабилитации. Параллельно лечение проходят члены семьи, чтобы ребенок смог вернуться в здоровую обстановку. Эта схема отлажена в Петропавловске, Елизовском районе, где эффективно работают органы опеки, с которыми мы тесно сотрудничаем. Что касается Корякского округа, здесь система может давать сбои: людей сложнее образумить и организовать.

– Бывают ли в действительности осложнения от методов иммунодиагностики и от прививок БЦЖ?

– Что касается БЦЖ, осложнения встречаются. По всей России регистрируется около 5–10 случаев осложнений в год. Как правило, это касается детей с иммунодефицитом и другими сопутствующими заболеваниями, на которые медики не обратили внимания, в результате чего дети подверглись инфицированию.

Проба Манту в редких случаях может давать небольшую местную аллергическую реакцию. «Диаскинтест» исключает любые негативные реакции. Это более современный метод исследования в отличие от реакции Манту, которая может давать ложноположительные реакции в ответ на вакцину БЦЖ. В связи с тем, что в национальном календаре профилактических прививок ревакцинация БЦЖ отменена в 14 лет, с 8 лет детям применяется «Диаскинтест». Если этот тест дает положительный результат, ребенок дообследуется, проводится компьютерная томография органов грудной клетки, в том числе лимфоузлов средостения, которые первыми отвечают на наличие заболевания.

С 2018 года этот метод диагностики распространится и на взрослое население, которое пока обследуется только методом флюорографии. Все понимают, что флюорография у взрослых показывает пораженные инфекцией легкие. Но мы, наконец, пришли к тому, что туберкулез у взрослых будет диагностироваться до развития болезни. Если до настоящего времени «Диаскинтест» был показан только детям, то в ближайших планах Минздрава РФ наряду с флюорографией применять его и к лицам старше 18 лет в группах высокого риска по заболеванию туберкулезом. Уже началась реализация пилотных проектов в ряде регионов, к которым Камчатка пока не отнесена, но, уверен, что это вопрос времени.

Латентную туберкулезную инфекцию нужно искать у людей, подверженных этому заболеванию, и прежде всего у ВИЧ-инфицированных, среди которых мы планируем в первую очередь использовать данный метод диагностики. Однако озабоченные своим здоровьем люди могут пройти «Диаскинтест» по собственной инициативе.

Каждый год 24 марта отмечается Всемирный день борьбы с туберкулезом – с целью обратить внимание на необходимость борьбы с заразной болезнью. Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения, каждый год в мире заболевают туберкулезом около девяти миллионов человек. Из них только шесть миллионов больных проходят лечение. Ежегодно от заболевания погибают до 1,6 млн человек.


Беседовала Мария ШУПЕНИК

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.