Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

По следам пропавших пенсий

09:00
1708

Мы продолжаем следить за ситуацией, связанной с массовыми непонятными переводами пенсионных накоплений жителей Камчатского края из государственного ПФР в негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Напомним, что в редакцию обратились наши читатели с информацией о том, что это произошло без их ведома. Люди говорят, что обнаружили факт перевода денег, зайдя на портал госуслуг или в личный кабинет на сайте ПФР. При этом все они утверждают, что не писали никаких заявлений о переводе и не заключали с НПФ договоров. В камчатском отделении ПФР нам подтвердили факт наплыва аналогичных жалоб от населения и рассказали о том, какие меры принимаются для прояснения ситуации.

На этой неделе одна из читательниц, чьи пенсионные накопления оказались переведены в НПФ «Будущее», получила из камчатского ПФР промежуточный ответ на жалобу. В нем сообщается, что, как выяснили сотрудники краевого отделения, ее заявление о переводе денег принято и обработано в отделении ПФР по Москве и Московской области, а договор с НПФ «Будущее» принят и обработан в отделении ПФР по Республике Татарстан. Напомним, читательница уверена в том, что не подписывала этих документов.

Честно говоря, уже этот разброс документов по стране наводит на грустные мысли. Даже если принять во внимание высокий процент забывчивости наших граждан, порой подписывающих не глядя какие-то бумаги, совершенно непонятно, как заявление жителя Камчатки могло уехать в Москву, а договор с ним – в Татарстан.

Сейчас специалисты нашего ПФР ждут копии этих документов. Подобные запросы сделаны по всем жалобам, поступившим от камчатцев. Далее предстоят проверки их подлинности.


Кручу, верчу, запутать хочу

Нам же стоит еще раз поговорить о том, какими путями ваши пенсионные накопления могут перекочевывать из фонда в фонд. Мы опишем только реальные случаи, которые уже зафиксированы как в ПФР, так и в разных НПФ. Ведь переводить средства можно не только из государственного фонда в негосударственный. Зачастую люди переходят из одного НПФ в другой и обратно, не слишком понимая, зачем они это делают. Итак…

Вариант первый. Вы открываете счет в каком-то из банков. Как правило, сейчас у каждого крупного банка есть свой НПФ. Во время открытия счета вам могут предложить и страхование пенсионных накоплений, говоря при этом, что если уж хранить деньги в этом банке, то лучше все сразу. Называются привлекательные проценты доходности, говорится о том, что вам никуда не придется ходить и ни за что не придется платить. Нужно просто поставить две подписи. Вы соглашаетесь – и все, документы подписаны, и ПФР, обработав их, переводит ваши накопления в НПФ банка.

Вариант второй. Вы покупаете смартфон, телевизор или другую технику в кредит или в рассрочку (как показывает практика, на деле – это одно и то же). При этом кредит вам готовы предоставить несколько банков с разными условиями. Вы, конечно, выбираете тот, который просит меньшую переплату (проценты). Но при этом банк хочет, чтобы вы приобрели еще и какую-нибудь страховку. Менеджер в магазине предлагает пакеты страхования дома, жизни, здоровья… Все пакеты платные, кроме пенсионного. Тут вам снова говорят, что платить ничего не нужно, просто подписывается заявление, договор. Вам в этот момент очень хочется взять в руки новую вещь, взять кредит с наименьшей переплатой, поэтому вы соглашаетесь. Снова ставите две подписи – и все, результат тот же: деньги переводятся в НПФ.

Вариант третий. К вам прямо на улице подходят молодые люди с вопросом о том, какую бы пенсию вы хотели получать в старости. Работают такие «менеджеры», как правило, вдвоем или втроем, используя технику продаж, что называется, по цыганскому принципу. Один забалтывает, другой уже держит в руках бланк заявления на планшетке. Разговор примерно такой: платить ничего не надо, только заполните паспортные данные и СНИЛС, все остальное мы сделаем за вас сами, а вы потом получите хорошую пенсию и будете жить, ни в чем не нуждаясь. В Петропавловске такие группы работали в районе рынка 6 км, в холлах крупных торговых центров, в других местах массовой торговли. Словом, там, где большая проходимость людей. При этом было немало граждан, которые оформляли у этих «менеджеров» документы. Только вдумайтесь: подписывали заявления и договоры прямо на улице! Такая беспечность и неосмотрительность просто поражает!

Надо сказать, что ни в одном из перечисленных вариантов со стороны тех, кто предлагает вам подписать документы, практически нет нарушений закона. Вам предлагают – вы соглашаетесь. Может быть, информацию преподносят и не совсем корректно, но в конечном итоге решение все равно остается за вами. Что касается человека, уговорившего вас на совершение этих действий, ему совершенно все равно, какую пенсию вы будете получать. Ему важно продать продукт (услугу) и получить за каждое заявление и договор причитающуюся ему маржу. Как правило, каждый подписанный договор стоит 500 рублей.

Есть, видимо, какие-то лица, которые даже не утруждают себя уговариванием клиентов. К ним в руки попадает база персональных данных (мы их оставляем в слишком многих местах), используя которую, они сами ставят за нас подписи. Но вот этот вариант уж точно уголовный, и разбираться с ним должны очень компетентные органы.


Спасение утопающих – дело рук самих утопающих

Что нужно знать и делать нам с вами, чтобы как-то контролировать ситуацию с пенсионными накоплениями?

Во-первых, надо знать, что в Камчатском крае нет ни одного официального представительства негосударственных ПФ. Кроме банков, которые свои ПФ представляют сами. В остальном есть только агенты, проверить полномочия которых и убедиться в их подлинности вы не сможете. И никогда не узнаете, в какой город России от такого агента поехало ваше заявление на регистрацию. Если раньше в каждом НПФ работали службы безопасности, которые обязательно перезванивали всем гражданам и переспрашивали, действительно ли они подавали заявление о переводе денег в их фонд, то теперь эта практика утрачена. Никто никого ни о чем не переспрашивает.

Во-вторых, не стоит смешивать покупки или открытие счета в банке с подписанием каких бы то ни было договоров и заявлений. Делайте одно дело! Не идите на уговоры, скажите менеджеру твердо: «Сейчас я открываю счет (покупаю телефон) и только, а другие вопросы буду решать отдельно». В конце концов, заберите предлагаемые к подписи бумаги с собой, почитайте их дома, зайдите на сайт НПФ, почитайте о нем, позвоните на горячую линию и задайте интересующие вас вопросы, а уж потом принимайте решение.

В-третьих, интересуйтесь состоянием вашего пенсионного счета! Это довольно просто сделать, имея регистрацию на портале госуслуг. Закажите на сайте выписку о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица. В ней вы найдете массу интересной информации – увидите, сколько денег и когда за вас перечисляли в ПФР работодатели, узнаете размер расчетного пенсионного капитала, увидите, кто является страховщиком ваших пенсионных накоплений. Знайте, что наибольшая доходность от накоплений у одного страховщика фиксируется один раз в пять лет. И повышайте свою пенсионную грамотность. Другого выхода нет. Ведь неграмотного и несведущего человека всегда легче обмануть, уговорить и склонить к принятию неправильного решения.


Светлана СОЛОВЬЕВА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.