Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Сергей ПРУДНИКОВ – о строительстве и контроле

07:50
2729
Сергей ПРУДНИКОВ
Сергей ПРУДНИКОВ

Что собой представляют торговые комплексы на Камчатке, о количестве которых в пересчете на душу населения уже ходят анекдоты? До трагедии в кемеровском ТРЦ «Зимняя вишня» камчатцев смущала разве что архитектурная неказистость этих сооружений. А сегодня многие вообще отказались от идеи приходить в торговые центры с детьми.

Поводов насторожиться – хоть отбавляй. Не так давно в детском развлекательном комплексе «Кактус-парк» на 3-м этаже ТЦ «Александрия» произошел на первый взгляд безобидный инцидент. В большом игровом зале, где нет ни одного окна, погас свет. Родители в оцепенении светили телефонными фонариками, чтобы найти своих чад на аттракционах. По словам очевидцев, света не было около получаса, и никакого аварийного освещения не включили. Нетрудно представить эмоции, которые испытывали люди: параллели с «Зимней вишней» всплыли с первых секунд тьмы. И каждого заинтересовало: а как в таком случае там обстоят дела с пожарной безопасностью?

Не исключено, что с ней все в порядке. Ноесть один существенный нюанс. Все торгово-развлекательные центры в России, которые были открыты после 1 января 2010 года и где детские игровые комнаты находятся выше второго этажа, незаконны. Именно с этой даты начал действовать СНиП, утвержденный 1 сентября 2009 года, с правилами размещения детских комнат. Второе условие: они должны быть не далее 20 метров от эвакуационного выхода. Эти правила касаются любого общественного здания: торговых центров, кинотеатров и прочих (СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009»).


Прокуратура: проверено 114 объектов, нарушения – везде

На вопрос, нарушен ли закон в «Кактус-парке», будем ждать ответа от прокуратуры, которая на прошлой неделе объявила о завершении проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности в торговых комплексах, имеющих развлекательные центры, в досуговых детских организациях, в объектах культуры и спорта, а также иных местах с массовым пребыванием людей на всей территории края. К проверке были привлечены сотрудники территориальных подразделений МЧС и Росгвардии.

В поле зрения прокуроров оказались 114 наиболее крупных объектов, где особое внимание уделено наличию и работоспособности систем сигнализации и пожаротушения.

Как сообщили в ведомстве, повсеместно выявлены многочисленные нарушения норм (всего 994 нарушения). Прокуроры внесли 87 представлений об устранении нарушений требований законодательства, большинство из которых находятся на рассмотрении. В отношении должностных, юридических лиц, а также собственников зданий возбуждено 53 дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ «Нарушение требований пожарной безопасности». Решается вопрос о привлечении к административной ответственности еще 48 лиц.

В ходе проверок установлены самые распространенные нарушения, создающие угрозу жизни и здоровью людей, – это загромождение путей эвакуации, закрытые эвакуационные выходы, неисправные огнетушители и ненадлежащее их хранение, недостаточный уровень звукового оповещения при срабатывании пожарной сигнализации, хранение горючих материалов под лестничными маршами и др.

Где именно обнаружены наиболее серьезные нарушения пожарной безопасности, почему ни одно из заведений не закрыто до устранения этих нарушений? На данные вопросы в прокуратуре пообещали ответить позже.Представитель ведомства сослался на требование прокурора временно не оглашать детали проверки.

В этой связи пока непонятно, как обстоят дела с пожарной безопасностью в аквапарке «Чудо-остров», известном своей сложной судьбой и спорной репутацией. Его проектно-сметная документация в свое время не проходила экспертизу, а строительство велось без контроля инспекции Государственного строительного надзора Камчатского края (Госстройнадзора). Избежать этих досадных для бизнеса «административных барьеров» удалось благодаря использованию законодательной уловки: застройщик поделил крупный строительный объект на несколько этапов и получил разрешения на строительство на каждый из них. Возможно, тем самым застройщик пытался скрыть некие конструкционные недостатки. Или просто сэкономил. Но на эти вопросы ответов не было и нет. Но кто в таком случае может гарантировать безопасность посетителей аквапарка?


О строительстве и контроле

Госстройнадзор Камчатского края гарантировать этого точно не может, поскольку на законных основаниях не мог осуществлять надзор за процессом строительства.

А что еще позволяет закон застройщикам и в чем их ограничивает? Из чего состоят весьма подозрительные внешне строительные конструкции? И безопасны ли эти быстровозводимые сооружения на Камчатке? На эту тему мы побеседовали с начальником Госстройнадзора Камчатского края Сергеем Прудниковым.

– Сергей Юрьевич, какой путь проделывает строительное сооружение от замысла до ввода в эксплуатацию?

– Разрабатывается проектно-сметная документация, которая затем проходит государственную либо негосударственную экспертизу. Негосударственной экспертизе подлежат объекты, которые строятся частным бизнесом, а государственной – объекты, возводимые за счет средств бюджета. Таково требование Градостроительного кодекса, статьи 49. В соответствии с этой статьей любой экспертизе подвергаются только объекты площадью свыше полутора тысяч квадратных метров и свыше двух этажей, если речь идет об объектах хозяйственного назначения (к которым относятся торговые центры). Проектная документация на строительство жилья требует экспертизы, если сооружение свыше трех этажей.

После положительного заключения экспертизы необходимо получить разрешение на строительство. Это требование касается любых объектов, независимо от площади и этажности. Далее, если объекты подлежат надзору со стороны нашего ведомства, застройщик встает к нам на учет, и мы ведем надзор за ходом строительства данного объекта. Однако надзору со стороны инспекции опять же подлежат только крупные объекты, упомянутой выше площади и этажности (именно благодаря этим нормам аквапарк избежал как экспертизы, так и контроля за ходом строительства со стороны инспекции. – Ред.).

– Не прибегают ли к таким ухищрениям застройщики крупных торговых и развлекательных комплексов на Камчатке?

– Нет, все подобные объекты в крае, за исключением аквапарка, прошли экспертизу и надзор за ходом строительства.

– Как именно осуществляется этот надзор?

– Инспекция ставит объект на учет, разрабатывает программу проверок и ведет надзор за ходом строительства на предмет его соответствия проектной документации. В отношении строящихся объектов проводятся и внеплановые проверки – в связи с исполнением предписаний либо по обращениям граждан или прокуратуры. По окончании строительства мы выдаем заключение о соответствии построенного объекта строительным, санитарным, пожарным нормам и требованиям энергоэффективности. На этом роль нашей инспекции заканчивается. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию застройщик получает уже в органе местного самоуправления.

– Что такое негосударственная экспертиза и можно ли ей доверять?

– По сути, она ничем не отличается от государственной. В обоих случаях экспертизу проводят специалисты разного профиля, которые проходят обучение и получают аккредитацию. Это строители, сантехники, электрики, архитекторы, привлекаются специалисты из пожарной охраны и другие.

– Насколько строг контроль пожарной безопасности? Кто его обеспечивает?

– В свое время были отменены государственные приемные комиссии, в которые входили представители всех надзорных органов, включая пожарную охрану. Сейчас этой функцией наделены мы, но только в рамках осуществления государственного строительного надзора. В инспекции есть один специалист по пожарной безопасности, который следит за соответствием выполнения противопожарных норм проектно-сметной документации, которая, в свою очередь, должна быть составлена на основании действующих технических регламентов по пожарной безопасности.

– Что включает в себя система пожарной безопасности, какие требования должны быть соблюдены?

– Во-первых, нужно помнить, что пожарная безопасность – это комплексный подход, и он делится на две принципиальные части.

Первая – архитектурно-строительная, то есть безопасность здания обеспечивается строительными решениями. Это – разбивка его на пожарные отсеки, чтобы огонь не перекидывался из помещения в помещение. Отсеки выделяются противопожарными преградами, которые должны выдерживать не менее 2,5 часа непрерывного горения.

Перед эвакуационными лестницами должны быть тамбуры, предотвращающие перетекание дыма. Пути эвакуации не должны отделываться горючими или выделяющими дым материалами. Это, собственно, те проходы между торговыми точками, по которым идет поток людей.

Второй блок пожарной безопасности – это инженерная составляющая, которая включает в себя автоматику. Должны быть датчики, которые срабатывают и запускают в работу целый комплекс инженерных систем. Это пожаротушение, дымоудаление.

Дымоудаление предназначено для путей эвакуации. Туда идет компенсация свежего воздуха. Ведь если идет активный отток дыма, то для того, чтобы не возникало разреженной атмосферы, нужен активный приток свежего воздуха. Это также указатели путей движения, голосовое оповещение и т. д. Это противопожарные клапаны, которые перекрывают работающую в обычном режиме вентиляцию.

Но для того чтобы правильно всем этим пользоваться, важно иметь хорошо подготовленный персонал, который должен понимать, как все это устроено, как это работает, что является эвакуационными выходами, куда направлять потоки людей. При грамотной организации эвакуации посетители должны покинуть здание за считанные минуты.

– Мы можем быть уверенными, что именно так все спроектировано, построено и исправно работает?

– Конечно. Перед вводом объекта в эксплуатацию мы проводим проверки на предмет работы этой системы – пусконаладку, сработку, работу извещателей, как срабатывают пожарные отсеки. Сейчас это проверяла прокуратура совместно с пожарными, и нареканий не было.

– Тем не менее прокуратура отметила, что нарушения зафиксированы во всех ТРЦ.

– Речь идет о нарушениях режимного характера, которые, конечно, недопустимы. Но эти нарушения происходят уже в процессе эксплуатации и, соответственно, не подпадают под надзор нашей инспекции.

– Ключевое значение имеют строительные материалы, использованные при строительстве. От них явно не в последнююочередь зависит, с какой скоростью разгорится здание…

– Перечень материалов разрабатывает проектировщик, а мы проверяем, соответствуют ли используемые материалы проекту. Контроль на предмет применения строительных материалов достаточно жесткий. Да, в основном сегодня используются металлические быстровозводимые конструкции. Для застройщика это значительно дешевле железобетонных конструкций. При этом они надежные, легкие, что немаловажно при возможном обрушении по причине, например, землетрясения или того же пожара. По сейсмическим характеристикам они превосходят панельные сооружения. Эти металлоконструкции обрабатываются в несколько слоев специальными красками, которые выдерживают не менее 90 минут воздействия огня до начала деформации. Ограждающие конструкции также должны быть изготовлены из негорючих материалов. Это касается и внутренних конструкций на путях эвакуации: должны применяться либо специальные краски, либо кафель, либо гипсокартон. Перегородки в здании также должны быть разделены негорючими материалами.

– Почему эти негорючие материалы применяются не на всей площади сооружений?

– Есть СНиПы, есть регламенты по пожарной безопасности, которые основаны на расчетах риска, и в соответствии с их требованиями здания проектируются и строятся. Еще раз отмечу: наша инспекция ведет надзор в пределах своих полномочий. Могу заверить, что на подконтрольных нам объектах мы добиваемся исполнения всех норм и требований для безопасности граждан. А что происходит уже в процессе эксплуатации зданий – это территория ответственности других надзорных органов и, конечно, вопрос совести владельцев этих объектов.


Мария ШУПЕНИК

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.