Севморпуть: «Сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам»

Николай ПЕГИН
Николай ПЕГИН

Тему Северного морского пути Корпорация развития Камчатки поставила в ряд приоритетных направлений деятельности с момента своего образования. В тот период внимание руководства корпорации к трансарктическим перевозкам позитивно восприняли немногие. К счастью, среди тех, кто по достоинству оценил перспективность предлагаемой концепции и принял участие в ее разработке, оказался губернатор Камчатского края Владимир ИЛЮХИН.

Некоторые из наших земляков, ориентируясь на узкое представление о Северном морском пути (СМП) как о каботажной трассе сезонного использования, называли корпорацию собранием прожектеров. Но, несмотря на такие оценки, КРКК двигалась вперед, продолжая разрабатывать концепцию, предполагавшую создание в Петропавловске-Камчатском порта-хаба Национальной арктической транспортной линии, составной частью которой является СМП.

Дорога к признанию концепции НАТЛ оказалась тернистой. Она прошла большой путь, включающий в себя десятки презентаций на федеральных и международных площадках, споры в деловых, научных и экспертных кругах. Сегодня концепция создания порта-хаба в Петропавловске-Камчатском является составной частью официальной доктрины конкурентной модели Северного морского пути, которую разработала АНО «Аналитический центр при Правительстве РФ» по заказу Минвостокразвития.

Актуальность концепции Национальной арктической транспортной линии более чем наглядно доказало принятое решение о строительстве на восточном побережье Камчатки терминала по перегрузке сжиженного природного газа, что в прямой постановке является частичной реализацией концепции НАТЛ.

Прокомментировать последние сообщения о перспективах развития Северного морского пути мы попросили генерального директора Корпорации развития Камчатки Николая ПЕГИНА, который является международно признанным экспертом в области трансарктических перевозок. Вот что он рассказал:

– Хочу сразу отметить, что, по моему глубокому убеждению, стратегическое развитие Камчатского края с ориентацией на перспективы увеличения международных и каботажных грузоперевозок по Северному морскому пути, развитие сопутствующей ему инфраструктуры, а следовательно, и формирование НАТЛ как транспортной артерии мирового значения, должно оставаться стратегическим вектором нашей деятельности. Национальная арктическая транспортная линия – та локомотивная концепция, мультипликативный вклад которой в социально-экономическое развитие не только Камчатки, но и всего макрорегиона трудно переоценить.

Актуализация же СМП, как кратчайшего пути из Тихого океана – в Атлантический, из Азии и Северо-Западной Америки – в Европу, уже очевидна для всего мирового бизнеса и экспертного сообщества, связанного с морским транспортом. Поэтому сегодня Северный морской путь, как уже случалось неоднократно, стал одной из основных тем международных новостей и комментариев.

Ему значительное место в послании к Федеральному Собранию уделил Владимир Путин. Глава государства считает, что СМП станет «ключом к развитию русской Арктики, регионов Дальнего Востока». О том, что это уже происходит, свидетельствует поступающая информация.

В ямальском поселке Сабетта состоялась встреча главы ПАО «НОВАТЭК» Леонида Михельсона с министром по делам сотрудничества с Россией в области экономики Японии Хиросигэ Сэко. В переговорах участвовал министр экономики и торговли РФ Максим Орешкин. По результатам встречи опубликовано сообщение о том, что инвестиционное решение по строительству перевалочного терминала СПГ на Камчатке планируется принять во втором полугодии. В реализации грандиозного проекта ожидается масштабное участие японского капитала. По словам Леонида Михельсона, «терминал СПГ на Камчатке способен перевернуть представление о ямальском газе».

На днях Федеральное агентство морского и речного транспорта опубликовало прогнозы по объемам грузоперевозок на текущий год. В прошлом году они уже перекрыли советские рекорды, достигнув 10 миллионов тонн. Росморречфлот считает, что в 2018 году объемы перевозимых вдоль российских арктических берегов грузов увеличатся на 20–40 процентов.

Активно создается и инфраструктура, призванная обеспечивать бесперебойную деятельность Северного морского пути. Планируется сооружение портового комплекса в акватории Белого моря с таким расчетом, чтобы новый глубоководный терминал связал СМП с Октябрьской и Северной железными дорогами. Сегодня к Северному морскому пути подходит только одна железнодорожная ветка – в Мурманске, что, естественно, сдерживает рост грузопотока. Но и здесь в рамках федеральной программы также формируется новый стратегический транспортный узел.

Планируемая в перспективе реализация инвестиционного проекта «Реконструкция Усть-Камчатского морского порта», который сопровождает наша корпорация, также является частью стратегической концепции создания новой инфраструктуры СМП и НАТЛ.

Современным достижением трансарктических перевозок вдоль российских берегов представляется их перевод в разряд круглогодичных, в чем уже смогли убедиться и деловой мир, и международное экспертное сообщество. Такое мнение в частности высказал президент сетевого Университета Арктики (UArctic) Ларс Куллеруд на встрече с журналистами в Дальневосточном федеральном университете: «Например, мы посетили порт Дудинка и знаем, что металл с «Норильского никеля» вывозится круглогодично. Он доказывает, что эксплуатация этого маршрута возможна».

Ларс Куллеруд также отметил преимущества СМП: «Многие эксперты в этой области, с которыми я разговаривал, считают, что Россия предлагает сейчас услуги по навигации, по сопутствующему обслуживанию эксплуатации СМП, которые являются весьма конкурентоспособными по цене в сравнении с проводками судов через Суэцкий канал… Многие собственники судоходных компаний готовы вкладывать деньги в строительство судов ледового класса для работы на этих маршрутах и помогать России в обеспечении безопасности и организации сопутствующих услуг».

На фоне позитивных новостей не обошлось без известной ложки дегтя. Его, как в последнее время водится, плеснули из-за океана. Командующий береговой охраной США, входящей в систему министерства национальной безопасности Соединенных Штатов, адмирал Пол Цукунфт заявил, что «Северный морской путь должен быть открытым как международный водный коридор».

Речь идет практически о покушении на территориальную целостность нашей страны. Трасса СМП, особенно в проливах, проходит по территориальным водам Российской Федерации, то есть за линией государственной границы. Такая «интернализация» Северного морского пути, который и в силу географического положения, и в результате сил и средств, вложенных в его освоение, является неотъемлемой собственностью Российской Федерации, абсолютна неприемлема.

Мы за превращение СМП в транспортную артерию мирового значения, и я абсолютно уверен, что вскоре это произойдет. Но без ущерба для интересов нашей страны. Единственная возможность участия иностранных фирм в развитии судоходства по Северному морскому пути, в создании сопутствующей ему инфраструктуры проходит через реализацию инвестиционных проектов компаний, зарегистрированных в РФ. На этих условиях, как писал наш великий поэт Александр Пушкин, «сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам».

601

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых