Камчатка от Москвы далековато

Камчатка от Москвы далековато

Сегодня кажется, что так было всегда. Или, по крайней мере, очень-очень давно. Сел на Камчатке в самолет, а через 8 с небольшим часов уже в столице. В 9 утра вылетел – в 9 утра прилетел. Благодать…

Между тем 16 июня исполняется всего-то 40 лет с того дня, когда флагман тогдашнего «Аэрофлота» Ил-62М совершил первый беспосадочный рейс Москва – Петропавловск-Камчатский. В далеком 1978 году этим перелетом была открыта самая длинная беспосадочная трасса в стране.

Самолеты в Москву летали, конечно, и раньше. И турбовинтовые, и реактивные. Но гораздо дольше и со множеством посадок. В основном через Хабаровск. В детстве, летая в отпуск с родителями, где только не побывал. Естественно, не дальше аэропорта. Братск, Иркутск, Красноярск, Новосибирск… Десятка полтора различных городов. А тут – с Камчатки прямиком в столицу.

Самолет приземлился на новой взлетно-посадочной полосе аэропорта Елизово. Как писала в те дни газета «Камчатская правда», он был в пути 8 часов 15 минут – в два раза меньше, чем Ил-18. Лайнер, прибывший к нам техническим рейсом, привел экипаж Московского транспортного управления. Руководил полетом заместитель начальника управления летной службы Министерства гражданской авиации Иван Волков.

Экипаж самолета в аэропорту встречали хлебом-солью, состоялся митинг, участие в котором приняли не только авиаторы, но и жители Елизова и областного центра. Значимость такого события подчеркивало и присутствие на встрече самолета и митинге первого секретаря Камчатского обкома КПСС Дмитрия Качина и председателя облисполкома Виктора Алексеева. Среди встречавших был Николай Лаптев, начальник Дальневосточного управления гражданской авиации.

Регулярные беспосадочные пассажирские рейсы по маршруту Петропавловск – Москва начались уже 1 июля. В августе из нашего аэропорта ежедневно вылетали по четыре самолета Ил-62.

Как отметил в своем выступлении Д. Качин, «открытие беспосадочной трассы Москва – Петропавловск – одно из проявлений большой заботы партии и правительства о развитии Дальнего Востока и Камчатки…».

Начальник городского аэроагентства Екатерина Елизарова в тот день тоже была на встрече самолета и вдобавок отмечала свой день рождения. О чем не преминули сообщить все корреспонденты. В ответ начальник сообщила прессе, что у нас в области заработала система «Сирена» по продаже авиабилетов.

Кстати, долететь до Москвы из Петропавловска весной 1978-го можно было и по-другому. Так называемым стыковочным рейсом № 54. До Хабаровска пассажиры добирались самолетом Ту-154, а там пересаживались на Ил-62 уже без повторной регистрации билетов и багажа. Время в пути до Хабаровска – 2 часа 20 минут, от Хабаровска до Москвы – 8 часов 30 минут. Кстати, Ил-62 из Хабаровска совершал тогда беспосадочные рейсы и до Ленинграда, чем активно пользовались камчатцы.

Чтобы принять Ил-62 в елизовском аэропорту пришлось построить новую взлетно-посадочную полосу, 26 других технических объектов. И все это техническое оснащение развивалось в течение многих лет. В январе 1958-го аэропорт принял первый реактивный Ту-104, потом – Як-40, а в марте 1977 года – Ту-154. Внедрялись новые системы навигации и управления движением, контроля, радиосвязи.

На пресс-конференции, состоявшейся после приема самолета, было отмечено, что использование Ил-62М даст за полгода 1 миллион рублей экономии, до 90 процентов возрастет регулярность полетов по трассе Петропавловск – Москва.

Грустный юбилей. Ведь нам сегодня, 40 лет спустя, по большому счету, и отмечать-то нечего. Ушли в прошлое Ил-62 и Ту-154 вместе с угробленной советской и российской гражданской авиацией. Беспосадочно в Москву из Петропавловска мы летаем на «Боингах» и «Аэрбасах». Хлебом-солью мы теперь встречаем американские самолеты. Видимо, это — «одно из проявлений большой заботы партии и правительства о развитии Дальнего Востока и Камчатки…».


Вадим БОГОМОЛОВ

Фото из фондов КГКУ «Государственный архив Камчатского края». Встреча Ил-62М в Елизовском аэропорту (первый справа – Д. Качин, третий справа – В. Алексеев)


Из прошлого

Ленинская, 6. Этот адрес сегодня помнят только старожилы Камчатки. Два 2-этажных барака стояли когда-то на месте нынешнего Дома ветеранов (Ленинская, 8). В одном из них в торце здания и располагались авиакассы. Точнее – касса городского агентства ГВФ (гражданского воздушного флота). До сих пор старожилы называют эту остановку около горадминистрации (рядом с магазином «Золотой ключик») ГВФ. Один из бараков впоследствии сгорел, а второй снесли.

Летом 1963 года в Петропавловске сдали в эксплуатацию новый морской вокзал, а 15 сентября сюда переехало городское агентство ГВФ. Сообщая об этом в «Камчатской правде», «Аэрофлот» особо акцентировал внимание, что билеты в Москву и Хабаровск продаются свободно.

Помните, тот большущий зал на 2-м этаже морвокзала с высоченными потолками? На стене – плакаты с расписаниями рейсов, изогнутые фанерные кресла в зале ожидания. В 1970–1980-е годы накануне летних отпусков здесь разворачивались настоящие баталии по покупке билетов на материк. А во второй половине 1980-х незадолго до краха СССР на проспекте Карла Маркса в Петропавловске сдали новый городской аэровокзал. Под кассы «Аэрофлота» был отведен целый зал на 2-м этаже. Здесь можно было зарегистрироваться, сдать багаж и оправиться на автобусе прямиком в аэропорт к трапу самолета… Потом здесь был боулинг, и катали шары. А сегодня и шаров никто не катает.

2929

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых