Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Били втроём – смотрели все!

08:20
2341

Это случилось 9 июня в Усть-Камчатске. Происшествие попало в полицейские сводки, но прошло мимо новостийных лент и сообщений.Возможно, об этом даже никто так и не узнал бы, если бы не звонок в нашу редакцию.


«Мама, беги скорее – там нашу Иру бьют!»

Прямо среди бела дня в небольшой парковой зоне поселка Нового на мысе Погодном (Усть-Камчатск) подростки избили пятнадцатилетнюю школьницу. Она возвращалась домой из школы после консультации перед экзаменом. Били ее три девочки-сверстницы. Били по лицу, по голове, по спине, по ногам, хватали за волосы, пытаясь повалить на землю. Били сознательно, поставив свою жертву в центр круга. Круг состоял примерно из двадцати свидетелей – детей разного возраста. Как это модно и принято сейчас в подростковой среде, все действо снималось на планшеты и мобильные телефоны. Все происходило под общий смех, улюлюканье, ободряющие возгласы типа «дай ей еще!», «дерись в ответ!», «хватай за волосы!», «это наш город!» и т. д.

Неизвестно, чем бы закончилась экзекуция, если бы младший брат пострадавшей девочки не кинулся домой за помощью. Прибежавшая на место избиения мама увидела своего ребенка в кругу «зрителей» с лицом, залитым кровью. «Героини» и «зрители» тут же бросились врассыпную.

Избитый ребенок находился в больнице пять дней. Первоначально врачи диагностировали ушибы мягких тканей лица, грудной клетки и бедер, но девочка жаловалась на сильные боли в шее и головокружение. После более детального обследования диагноз был уточнен: кроме ушибов, синяков и ссадин, сотрясение головного мозга и «краевой перелом остистого отростка тела С4 без существенного смещения».

В редакцию позвонил отец избитой девочки, который по долгу службы находится на Командорах в Никольском. Удалось нам по телефону поговорить и с мамой.

«Дочь ушла в школу на консультацию перед экзаменом. Уже должна была вернуться, но почему-то задерживалась. Телефон ее не отвечал, я стала волноваться, но подумала, что ее задержали в школе. Все-таки экзамены впереди – мы заканчиваем 9-й класс. Да и пойти самой навстречу мне было неудобно: на руках еще девятимесячный малыш. Но когда средний сын прибежал с криками «Мама, иди скорее, там нашу Иру (имя изменено. – Прим. ред.) бьют!», я, конечно, бросилась на улицу. Хорошо, что вовремя успела, а то неизвестно еще, чем бы все это закончилось. Мы вызвали скорую помощь и полицию. Ребенка госпитализировали, в полицию было написано заявление», – рассказала нам она.

Что заставило родителей обратиться в прессу? Конечно, неверие в то, что правоохранительные органы разберутся в ситуации и накажут виновных. Как говорят родители, у них сразу же сложилось впечатление, что историю хотят просто замять и спустить на тормозах. Это – во-первых. Равнодушие со стороны педагогов школы – это во-вторых. Как рассказал отец, завуч школы лишь единожды справилась о здоровье ученицы, а ведь ей нужно сдавать экзамены!

После 9 июня начались праздничные дни – страна праздновала День России. Может быть поэтому, а может, по каким-то другим причинам двое суток к пострадавшим никто не приходил. Хотя «виновницы», лихо махавшие кулаками, прибегали и пытались даже извиняться.

Как нам сообщили источники в УМВД края, заявление и инцидент были полицией зафиксированы. Сразу же выяснилось и то, что девочки, избивавшие сверстницу, уже достигли возраста, в котором за подобные деяния наступает и административная, и уголовная ответственность. К какой из них они в итоге будут привлекаться, конечно, зависит от заключения медиков о характере нанесенного ущерба здоровью пострадавшей и результатов полицейской проверки.

Уже сейчас, до появления этих результатов, понятно, что случай это вопиющий, оставлять его без внимания просто преступно. Преступно уже со стороны взрослых – родителей, педагогов, общественности и правоохранительных органов.


Понять и простить?

Конфликты между детьми, к сожалению, возникают всегда, причем в разных возрастных группах. Особенно жестокими они бывают среди подростков. Их максимализм, иногда чрезмерная опека, а иногда напротив – безнаказанность, лишают их чувства меры, адекватности поведения. Они не чувствуют той черты, за которую уже нельзя переступать, не осознают последствий, не видят авторитета во взрослых, предпочитая решать «свои дела» по-своему, самостоятельно, принимая безапелляционные решения в вопросах, кто «хороший», а кто «плохой, лох, ботаник» и заслуживает тумаков.

Когда психологи опрашивают детей, выясняя, к кому они готовы обратиться за помощью в трудной или конфликтной ситуации, меньше половины указывают на взрослых – родителей и педагогов. Большинство ищут помощи у своих же сверстников, в интернете, в соцсетях. Это ли не трагедия нашего общества?

С другой стороны, попавшие в подобные истории родители «боевиков» всегда готовы оправдать своих чад. Ссылаются на их бестолковость, малый возраст, общие тенденции, стадный инстинкт и так далее. Никто не хочет проблем. Начинаются «отмазывания» при помощи знакомых и родственников, иногда возникают даже угрозы в сторону пострадавших: мол, они сами начали, так им и надо. И так наворачивается этот снежный ком, в котором преступность подростковая уже перерастает во взрослую. Сколько результатов таких «отмазок» проходит потом в полицейских сводках!

Поэтому, когда, обсуждая такие инциденты, мы слышим что-то вроде «Ну подрались дети! Что там разбираться? Это же подростки – с кем не бывает!» – становится страшно. Страшно из-за того, что никто из этих родителей и педагогов не понимает и не в силах сделать самого, казалось бы, простого, но главного – с малых лет вбить человеку в голову, что он не имеет никакого права поднимать руку на другого человека! Никогда, ни при каких обстоятельствах, ни при решении каких-либо конфликтов и споров! Никогда, за исключением случаев самообороны.


Почему дети делают это?

Случаев избиения, причинения вреда здоровью средней и тяжелой степени, даже убийств, совершенных несовершеннолетними детьми, – сегодня гораздо больше, чем раньше, чем, например, 10–20 лет назад. Кто-то говорит о том, что просто раньше это все не выставлялось напоказ, что школьники были жестоки всегда, что раньше агрессия забивалась внутрь и выходила в иной форме и т. д. Но, по сути, давайте признаемся, что все это «разговоры в пользу бедных» и на самом деле нынешнее молодое поколение действительно стало более агрессивным и неуправляемым.

Да, конечно, подростки – это гормоны, отсутствие самоконтроля и терпения, стадный инстинкт и все прочее. Но вы только вдумайтесь: самая страшная причина, по которой, по словам самих детей, они делают это, – просто так… То есть – немотивированная агрессия, когда подростки сами не знают, почему поступили так или иначе. В детей действительно будто вселяется бес. После инцидента их спрашивают «Зачем вы это сделали?» Большинство как под копирку отвечают, что сами не знают, и в свое оправдание ничего внятного сказать не могут.

Причем, заметьте, случаев, когда один школьник нападает на кого-то даже беззащитного – единицы. Гораздо чаще «банда» атакует и заклевывает жертву. Что это: вымещение комплексов, самоутверждение или просто животный инстинкт, примитивное копирование поведения взрослых или все вместе?

Я помню гениальный фильм Ролана Быкова «Чучело», на просмотр которого нас водили целыми классами в кинотеатры. Это фильм о шестикласснице, сумевшей выстоять в столкновении с подлостью и предательством сверстников. Фильм снят в 1983 году по одноименной повести Владимира Железникова. Сегодня это произведение есть в школьной программе, его читают семиклассники. Но понимают ли они его?

Найдите этот фильм в сети Интернет. Посмотрите вместе с детьми, объясните им то, что они, может быть, не поймут. Поверьте, потраченное на это время пойдет только на пользу. И вообще, уделяйте своим детям больше внимания. Хотя бы для того, чтобы не остаться в старости наедине с черствыми и равнодушными телами вокруг.

P. S. Мы очень надеемся на то, что пострадавшая школьница из Усть-Камчатска поправится и успешно сдаст экзамены. И очень хотим, чтобы правоохранительные органы разобрались в этой ситуации тщательно и без формализма, а педагоги и родители нашли способы наставить «виновниц» инцидента на путь исправления.


Светлана СОЛОВЬЕВА



Поднимая на кого-то руку, знай, что за это придется ответить

В целом, Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Уголовный кодекс (УК РФ) сводят определение побоев к виду насильственных действий, выражающихся в нанесении многократных ударов различной силы. Результатом совершения подобных противоправных действий является причинение физической боли потерпевшему.

Субъективная сторона деяния выражается в виновных и умышленных действиях, так как невозможно нанести множество ударов по неосторожности. Состав деяния является материальным, то есть ответственность предусматривается при нанесении незначительного вреда здоровью в виде ссадин, синяков, гематом и пр.

Ответственность предусмотрена ст. 6.1.1. КоАП «Побои». Согласно ей нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 УК РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от шестидесяти до ста двадцати часов.

КоАП РФ подлежит применению в случае наличия исключительно физической боли. Объектом правонарушения предстает только личная (телесная) неприкосновенность.

В УК РФ ответственность предусмотрена ст. 115 «Умышленное причинение легкого вреда здоровью». Согласно ей умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности, наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев.

То же деяние, совершенное из хулиганских побуждений, наказывается обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Отдельно следует отметить случаи нанесения побоев группой лиц. Квалификация деяния также будет происходить на основании степени причиненного вреда, но в соответствии со ст. 63 УК РФ нанесение побоев группой лиц является отягчающим обстоятельством.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.