Виктория СИВАК: идем в ногу со временем

Виктория СИВАК: идем в ногу со временем

В современном стремительно меняющемся мире развитие системы образования занимает едва ли не первое место. Появляются новые образовательные стандарты, и то, что еще вчера казалось фантастикой – как, например, цифровые технологии в обучении – сегодня является обычной практикой. Наш регион, несмотря на отдаленность от федерального центра, в этом смысле тоже не стоит на месте. О реализации государственной программы «Развитие образования в Камчатском крае» рассказала министр образования и молодежной политики Камчатского края Виктория СИВАК.

— Виктория Ивановна, какова цель реализации программы?

— Цель нашей программы можно разложить на три составляющие. Во-первых, это обеспечение доступности качественного образования. Между тем мы понимаем, что системы образования без воспитания быть не может. Поэтому вторая составляющая – формирование личности, владеющей общечеловеческими нормами нравственности, культуры и межличностного взаимодействия. И третья – формирование личности, способной к непрерывному образованию. Сегодня именно способность к образованию на протяжении всей жизни становится все более актуальной, особенно в свете того, насколько быстро меняются или отмирают профессии. Например, профессия переводчика постепенно теряет актуальность – есть масса программ, которые эту работу выполняют. Можно много назвать профессий, которые уже сейчас специалисты считают неактуальными. Мы приблизились к тому этапу, когда человек, получив какую-либо профессию, не может всю жизнь этим заниматься. Значит, он должен не только уметь учиться на протяжении всей своей жизни каким-то навыкам, умениям, но и психологически быть готовым к тому, что когда-то, возможно, придется сменить род деятельности или внутри одного и того же рода деятельности изменить направление работы либо методики. То есть умение непрерывно учиться нужно закладывать в системе образования.

— За последние 4 года на Камчатке выросла численность учащихся и воспитанников на всех уровнях образования. И если в дошкольном и общем образовании этот показатель зависит прежде всего от демографических процессов, то рост числа студентов среднего профессионального образования – это, в первую очередь, результат реализации программы. Какие именно мероприятия были реализованы?

— Внутри нашей программы есть целая подпрограмма, которая называется «Профессиональное образование». Если мы наблюдаем рост численности детей в детском саду или в школе, он происходит благодаря тому, что число детей в регионе растет. Соответственно их количество в школах и детсадах увеличивается. А в учреждениях СПО число студентов может вырасти только в том случае, если ребята сами по своему убеждению туда придут. И тот факт, что у нас рост численности студентов СПО за 4 года составил более 9 процентов, на мой взгляд, как раз является показателем работы системы профобразования. Сегодня однозначно меняется отношение людей к этой системе. Другой стала материально-техническая база, колоссальные средства вкладываются в ее развитие. Например, еще десять лет назад мастерские на Молчанова не вызывали желания идти туда учиться. А за последние несколько лет там проведен ремонт, в этом году будет установлено суперсовременное сварочное оборудование, подготовлены прекрасные мастерские по обучению автомехаников. А чего стоит Камчатский индустриальный техникум в Вилючинске! Когда в него заходишь, там хочется учиться! В этом году в наших профорганизациях реализуется два инвестиционных проекта – строим автодромы: в филиале индустриального техникума в Усть-Камчатске и паланском колледже. Это исполнение мечты не только наших профорганизаций, но и жителей этих населенных пунктов. Ведь им, чтобы получить водительские права, приходилось ехать в Петропавловск и здесь сдавать экзамен. Кроме того, это полноценное обучение по профессии «автомеханик», потому что какой же ты автомеханик, если закончил обучение и не получил водительские права? На строительство двух автодромов из краевого бюджета направлено более 20 миллионов рублей. Так что успехи профобразования – налицо. К нам пошли дети, нам стали доверять их родители, ребята получают профессии и хотят учиться в наших профорганизациях. Это радует.

— За период реализации государственной программы «Развитие образования в Камчатском крае» в ней появились новые целевые показатели. В докладе на заседании правительства региона вы упоминаете «удельный вес численности детей, посещающих частные детские сады». Это же новый показатель?

— Новый. Когда мы начинали реализацию программы, целевым показателем была доля детей, охваченных дошкольным образованием. Мы ставили перед собой задачу увеличить количество мест в детских садах. Речь шла о строительстве, реконструкции, использовании внутренних возможностей дошкольных образовательных организаций. В то же время это самые затратные и длительные по времени реализации мероприятия. Например, строительство одного места в дошкольном учреждении по Петропавловску-Камчатскому обходится где-то в полтора миллиона рублей, а на севере Камчатки может доходить до четырех миллионов. Поддержка бизнеса – вот возможность меньшими затратами и гораздо быстрее реализовать задачу по присмотру и уходу за детьми. Поэтому и появился новый показатель – доля детей, посещающих частные детские сады. Когда мы начинали работу с частным сектором, это было, как говорится, приглашение «выйти из тени». Фактически мы разыскивали предпринимателей, оказывающих услуги по присмотру за детьми. Мы начали этих людей, если можно так сказать, «подтягивать к себе». За последние годы сделан колоссальный шаг вперед. Во-первых, внесены существенные изменения в региональное законодательство. Теперь, если индивидуальный предприниматель получает лицензию на образовательную деятельность в сфере дошкольного образования, он финансируется по тем же нормативам, что и обычные муниципальные детсады. Таким образом, если индивидуальный предприниматель создал условия, получил лицензию, он получает субсидию из краевого бюджета на реализацию образовательных услуг. То есть на эту сумму снижается стоимость родительской платы. Кроме того, родители, которые водят детей в частный детский сад, имеющий лицензию, получают право на компенсацию родительской платы, как и в обычных муниципальных детских садах. И на эту сумму тоже снижается стоимость родительской платы. Иногда мне задают вопрос: когда вы построите достаточное количество детсадов, чтобы все дети были обеспечены местами, вы перестанете поддерживать бизнес? Отвечаю: не перестанем. Потому что дальше начинается конкуренция, борьба за качество. Родители поведут детей туда, где сочтут качество более высоким. Так что этот показатель у нас есть – поддержка частных детских садов, и он как раз нацелен на то, чтобы и создавались новые места, и повышалось качество услуг в сфере дошкольного образования.

— Что такое проект «Билдинг-сад»?

— Это очень интересный проект. Мы его начали реализовывать, когда включились в федеральную программу, по которой деньги выделялись на создание дополнительных дошкольных мест. Познакомились с опытом других субъектов, в которых на стадии строительства жилого здания первый этаж проектируется сразу как детский сад. Изучив все возможности нашей территории, мы приняли решение выкупить первый этаж нового жилого здания под детский сад. Помещения и территория для площадки были спроектированы с учетом всех требований к дошкольным организациям. Сегодня там находится структурное подразделение Центра образования «Эврика». Стоимость создания одного места здесь составила 400 тысяч рублей. При строительстве детского сада «с нуля» она, напомню, составляет полтора миллиона рублей. При том, что создаются те же самые условия, что и в отдельном детском саду. То есть это экономически эффективно. Ну и плюс – удобно для родителей: мама спустилась с верхнего этажа, завела малыша в детсад и пошла на работу. Этот опыт подхватили елизовчане, и в прошлом году они при поддержке правительства, которое выделило целевые средства, выкупили в строящихся домах первые этажи и даже пошли дальше: часть этих помещений передали бизнесу для реализации программ дошкольного образования и создания здоровой конкуренции в этой сфере. Так что проект очень успешный, и мы будем его продолжать.

— Для детей Петропавловска-Камчатского настоящим подарком стало появление «Детского технопарка» в 2017 году. Как удалось реализовать такой проект?

— Да, это наша мечта, которую мы реализовали. Идеология детских технопарков «Кванториум» разработана Агентством стратегических инициатив. У них свой бренд детских технопарков, четкие требования к помещениям и оборудованию. Мы в 2017 году заявлялись на конкурс, чтобы получить федеральные средства. При этом понимали, что у нашей территории есть определенная специфика, которая, скорее всего, не позволит нам в этом конкурсе выиграть. Но мы решили, что это не повод опускать руки: нам же всё равно нужен технопарк. Пусть он не будет называться «Кванториум», пусть он будет просто технопарк. А это же учреждение допобразования, и есть определенные требования СанПиН. То есть нужно было подобрать такое помещение, которое бы соответствовало этим требованиям и позволило бы нам его пролицензировать. И такое помещение мы нашли на улице Комсомольская – раньше это было профучилище № 1. Там замечательное здание – отремонтированное, в хорошем месте, красивый вид из окон на бухту, но оно неэффективно использовалось. И мы приняли решение расположить там детский технопарк. Сначала это был один этаж. Нам выделили – опять же благодаря поддержке губернатора Владимира Ивановича Илюхина – серьезные средства, порядка 20 миллионов рублей, на приобретение оборудования, на ремонт помещений, и мы сделали технопарк. Открыли его в ноябре 2017 года. Еще до открытия в кружки записалось около 400 детей. Так у нас появился технопарк, но идея участия в федеральном проекте не погибла. В прошлом году мы не выиграли конкурс, но настойчиво двигались по пути достижения этой цели – и в этом году прошли по конкурсу. Камчатскому краю выделяют 78 миллионов рублей из федерального бюджета. Мы теперь полностью ремонтируем здание под бренд «Кванториум», и я надеюсь, что уже в этом году мы его торжественно откроем. Планируется, что заниматься в нем будет порядка 800 детей. Здесь есть определенные проблемы, которые нужно решать, и самая главная из них – транспортная доступность. Это же делается не только для детей из одного микрорайона. И мы сейчас прорабатываем разные варианты. Поскольку это филиал нашего центра детского и юношеского технического творчества, мы в следующем году приобретем для них автобус. Уже сейчас продумываем возможность целыми классами из разных школ по графику возить детей в технопарк на занятия. То есть наша задача – расширить круг детей, занимающихся техническим творчеством. А губернатор региона Владимир Иванович Илюхин поставил задачу найти ближе к центру помещения, которые можно было бы использовать под детский технопарк, и мы сейчас активно этим поиском занимаемся.

— Государственная программа предусматривает меры поддержки муниципальных программ. Какие именно меры реализуются?

— Мы действительно софинансируем мероприятия муниципальных программ. Но денег определенная сумма. Как показывает практика, если всем дать по чуть-чуть, то ничего не получится. Поэтому мы собираем ежегодно с муниципалитетов заявки, просчитываем, в чем нуждаются муниципалитеты, что в первую очередь нужно сделать, и определяем приоритеты. Вот, например, на протяжении многих лет продолжается реализация проекта по модернизации спортивных залов – в этом году модернизируем спортзалы в Елизовском районе. В Милькове в одном из спортзалов в рамках этой программы впервые на Камчатке был сделан наливной пол. Сейчас стены спортзалов оборудуются специальными мягкими панелями, чтобы не было травм у детей. И на федеральном уровне обещают этот проект распространить уже и на городские школы. Сегодня зачастую в сельских школах спортзалы лучше, чем в некоторых городских. Но мы городские спортивные залы все равно поддерживаем – за счет краевых средств. Как и спортивные площадки. Еще в предыдущие годы много было обращений по актовым залам учреждений образования. Мы уже и столовые модернизируем, и ограждения строим, и спортзалы ремонтируем. А вот актовые залы зачастую в не очень хорошем состоянии. Поэтому было принято решение, что те муниципалитеты, которые имеют проектно-сметную документацию и четко представляют, что нужно сделать, закладывают у себя деньги на это, а мы им добавляем средства из краевого бюджета. И в следующем году у нас будет несколько обновленных красивых актовых залов.

— Одна из подпрограмм программы «Развитие образования в Камчатском крае» предусматривает обеспечение качества педагогических кадров, работающих в образовательных организациях. Каким образом предполагается его обеспечить?

— У нас в эту подпрограмму включен Камчатский институт развития образования как организация, которая существует для того, чтобы как раз обеспечить качество педагогических кадров. В эту же подпрограмму мы включаем и другие мероприятия. Это и премиальная поддержка тех педагогов, которые достигают высоких результатов; это и направление на обучение за пределы Камчатского края, конкурсные мероприятия – то есть материальные и нематериальные меры стимулирования педагогов. Но на сегодня один из самых сложных вопросов по педагогическим кадрам – это подготовка мастеров производственного обучения в учреждениях профобразования. Мы хотим, чтобы навыки и умения детей по профессиям соответствовали мировым стандартам, а значит, в первую очередь мировым стандартам должны соответствовать навыки и умения тех, кто этих детей учит. Сегодня перед нами и профорганизациями стоит очень важная задача – обучение мастеров, уровень которых тоже должен соответствовать мировым стандартам. Программа WorldSkillsRussia как раз позволит двигаться по пути к достижению этих стандартов. Повышения уровня можно достичь разными способами: это могут быть мастера, которые приходят к нам с производства. Конечно, очень многое зависит от того, как собственники предприятий и представители бизнеса вообще относятся к вопросам кадрового обеспечения. К сожалению, у нас еще нет у представителей бизнеса такого понимания, что вложения в кадры в дальнейшем сэкономят их средства. На чем они больше теряют – на «текучке» кадров, на низкой квалификации. Тем более, что недавно в налоговое законодательство было внесено изменение, стимулирующее эту деятельность бизнеса: они освобождаются от налога на прибыль по тем затратам, которые понесли на обучение своих специалистов или на участие в обучении студентов. Но бизнес тоже уже начинает понимать, что кадровый вопрос – это стратегическая задача, которой они должны заниматься. Так вот часть мастеров – это люди, которые работают на производствах, и это уже задача собственника производства, чтобы его мастер был высококвалифицированным. Тех, кто работает на штатной основе в наших профорганизациях, мы обучаем: по всей России создано 7 межрегиональных центров компетенций, которые обучают целые команды. И мы направляем туда наших мастеров.

— Каким образом реализуется подпрограмма поддержки научной деятельности?

— Это небольшая подпрограмма, потому что у нас в ведении субъекта нет ни вузов, ни научных организаций. Поэтому, исходя из бюджетного законодательства, мы не можем поддерживать федеральные учреждения. Но, учитывая, что регион все-таки заинтересован в том, чтобы были инновации, чтобы научное сообщество воспроизводилось и расширялось, чтобы у нас продолжали действовать эти научные организации и вузы, мы оказываем поддержку, которая возможна в рамках бюджетного законодательства. А именно: мы поддерживаем конкретных людей. То есть у нас заложены средства на содействие участию наших камчатских ученых в каких-то научных конференциях, форумах. Мы оплачиваем проезд, проживание, иногда вступительные взносы. В начале года мы направляем в наши вузы и научные организации информацию о том, что мы готовы поддержать те проекты, в которых будет звучать Камчатский край – это же имидж нашего региона. И второе направление – это региональный молодежный конкурс проектов, который стал очень популярным в молодой вузовской среде. Эти проекты делятся по двум направлениям: техническое и гуманитарное. Это хорошее стимулирование молодежи к научной деятельности.

— В этом году госпрограмма Российской Федерации «Развитие образования» утратила силу, и вместо нее была принята пилотная программа, основанная на проектном управлении. Что она собой представляет?

— По сути, теперь Федеральная государственная программа – это такой набор конкретных мероприятий, которые имеют количественный измеритель – точку завершения. И в этой точке мы оцениваем: получилось все или нет. Проектное управление – это та форма управления, на которую переходят многие органы власти. В мае мы обучали команду Камчатского института развития образования и Министерства образования и молодежной политики проектному управлению. В сентябре пройдет обучение команд образовательных организаций: как работать с проектами, что такое проектное управление, в чем его эффективность.

— Виктория Ивановна, каковы перспективы развития системы образования в Камчатском крае?

— Камчатская система образования непрерывно совершенствуется. Причем во всех направлениях. Подтверждением этому служат, например, такие проекты, как «Технопарк» и «Билдинг-сад». Идет масштабная модернизация материально-технической и учебной базы образовательных учреждений. И Правительство региона делает все, чтобы камчатские дети получали достойное образование с учетом всех современных требований.


Беседовала Марина АХТЯМОВА

1653

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых