Если коллекторы звонят слишком часто

Если коллекторы звонят слишком часто

Камчатские судебные приставы подвели промежуточные итоги своей работы за 8 месяцев года в сфере надзора и контроля работы коллекторов. Уже второй год именно ФССП ведет государственный реестр юридических лиц, занимающихся возвратом просроченной задолженности.

В реестр входят как коллекторские агентства, так и сами банки и микрофинансовые организации, если в их структуре есть соответствующие отделы. Сотрудники таких агентств и отделов общаются с гражданами, взявшими потребительские или другие кредиты в банках и микрофинансовых организациях и не оплачивающими их вовремя.

До 2017 года деятельность коллекторов в стране довольно часто граничила с полубандитской: в прессе постоянно сообщалось о грубости коллекторов, применении ими психологического давления на должников и их родственников. Бывали случаи откровенных издевательств, порчи имущества и даже физического насилия. Справляться с такими методами выбивания долгов граждане должны были либо самостоятельно, либо с помощью полиции, которая зачастую не могла доказать вину горе-коллекторов. При этом стать коллектором мог любой желающий, а криминальные способности и навыки выбивания долгов во многих агентствах даже приветствовались. В итоге для многих обладателей кредитных обязательств общение с коллекторами превращалось в настоящую пытку.

Сейчас к сотрудникам коллекторских фирм предъявляются особые требования. Кандидаты, имеющие судимость, уже не могут занять такое рабочее место. Да и сама фирма имеет право вести деятельность по возврату просроченной задолженности, только будучи зарегистрированной в специальном госреестре. Контролировать выполнение этих требований и осуществлять надзор за деятельностью коллекторов призваны как раз судебные приставы. Именно в ФССП граждане могут подать жалобу в случае нарушения их прав со стороны взыскателей задолженности по кредитам.

В этом году в управление Федеральной службы судебных приставов по Камчатскому краю уже поступили 60 таких жалоб и обращений. Это втрое больше, чем за аналогичный период прошлого года. В основном люди жалуются на слишком частые звонки коллекторов, которые нередко раздаются и в ночное время. Есть еще случаи, когда коллекторы звонят тем, кто вообще не брал кредитов. Это происходит тогда, когда, приобретая новую СИМ-карту, человек становится обладателем номера телефона, ранее принадлежавшего какому-то должнику, или при указании в кредитном договоре неверного номера телефона заемщика.

Из поданных камчатцами жалоб 15 были перенаправлены в территориальные органы ФССП России по месту нахождения и регистрации юридических лиц, на которых жаловались граждане. Дело в том, что на территории Камчатского края не зарегистрировано ни одной коллекторской фирмы или агентства. Все они находятся в других регионах РФ. Два обращения приставы направили в Центробанк для дальнейших разбирательств. Три жалобы отозвали сами заявители. А по 35 обращениям краевое управление ФССП давало гражданам разъяснения о том, как лучше выйти из сложившейся ситуации и организовать свое общение с коллекторами в правовом поле. Еще пять жалоб все еще находятся на рассмотрении.

По словам представителя ФССП, жители края чаще всего жаловались на действия ООО МК «РосДеньги», которое вообще не включено в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности. Были заявления на действия представителей банка «Хоум кредит» и другие коллекторские организации.

В управлении ФССП напомнили, что жители края могут направлять свои жалобы на действия финансовых организаций и коллекторов непосредственно через сайт управления r41.fssprus.ru. К обращениям необходимо прилагать копию договора займа, аудиозаписи телефонных переговоров, копии писем, направленных на почтовый и электронный адреса, заверенную оператором сотовой связи детализацию звонков, фотографии (скриншоты) текстовых сообщений, иные сведения, необходимые для проведения полной проверки описанных в жалобе обстоятельств.

Не нужно терпеть незаконное воздействие коллекторов или некорректное поведение представителей финансовых организаций. Сейчас законом регламентируется и частота звонков, и возможность встреч с коллекторами. И уж тем более не допускаются угрозы, запугивание и чрезмерная назойливость во время телефонных разговоров и встреч. Во многих случаях подача жалобы в службу судебных приставов помогает быстро и эффективно разрешить ситуацию, не усугубляя ее и не прибегая к помощи полиции.

Судебные приставы вправе составлять административные протоколы на тех, кто выходит за рамки закона, требуя долги, привлекая их самих к ответственности. Размер штрафов для граждан за такие нарушения составляет от 5 до 10 тысяч рублей, для должностных лиц – от 10 до 20 тысяч рублей, а для юридических лиц (агентств, банков и микрофинансовых организаций) – от 20 до 100 тысяч рублей. Причем под санкции попадают не только зарегистрированные коллекторы. Если фирма не включена в специальный реестр и не имеет права вести такую деятельность, штрафы уже будут совершенно другими: от 200 тысяч до 2 млн рублей для юридических лиц, от 50 до 500 тысяч рублей для граждан. Должностные лица рискуют быть оштрафованными на сумму от 100 тысяч до 1 млн рублей или дисквалифицированными на срок одного года.

Здесь надо понимать, что это все – наказания, предусмотренные только за назойливость. Ведь все, что могут коллекторы по новому закону, – звонить, писать своим подопечным, встречаться с ними лично, напоминая о своих обязательствах, – строго определяется временными рамками и количеством раз. Любые другие методы взаимодействия, будь то угрозы, насильственное проникновение в жилище, публикация фотографий и сведений, порочащих людей, являются противозаконными и наказываются уже совершенно по другим кодексам. Здесь уже с нарушителями предстоит разбираться органам прокуратуры и полиции.


Светлана СОЛОВЬЕВА

521

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых