Что нужно знать о гарантиях на получение бесплатной медицинской помощи

Что нужно знать о гарантиях на получение бесплатной медицинской помощи

В соответствии со статьей 41 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь, оказываемую в гарантированном объеме без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации, а на ее основании утверждаются территориальные программы.

Какие виды медицинской помощи оказываются бесплатно в рамках программы?

1. Первичная медико-санитарная помощь, включающая:

– первичную доврачебную помощь фельдшеров, акушеров и других медработников со средним медицинским образованием в стационарных и амбулаторных условиях;

– первичную врачебную помощь врачей-терапевтов, врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров, врачей-педиатров участковых и врачей общей практики (семейных врачей);

– первичную специализированную медицинскую помощь врачей-специалистов.

2. Специализированная медицинская помощь, которая оказывается в стационарах, в том числе дневных, врачами-специалистами и включает профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, в том числе в период беременности, родов и послеродовой период, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий.

Высокотехнологичная медицинская помощь с применением новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники. (Перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, методов лечения и источников финансирования указан в приложении к программе.)

3. Скорая медицинская помощь, которая оказывается государственными и муниципальными медицинскими организациями при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. При необходимости осуществляется медицинская эвакуация.

В целях улучшения качества жизни неизлечимо больных пациентов гражданам предоставляется паллиативная медицинская помощь в амбулаторных и стационарных условиях.

Вышеуказанные виды медицинской помощи включают бесплатное проведение:

– медицинской реабилитации;

– экстракорпорального оплодотворения (ЭКО);

– различных видов диализа;

– химиотерапии при злокачественных заболеваниях;

– профилактических мероприятий, включая:

– профилактические медицинские осмотры, в том числе детей, работающих и неработающих граждан, обучающихся в образовательных организациях по очной форме, в связи с занятиями физической культурой и спортом;

– диспансеризацию, в том числе пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство) в приемную или патронатную семью. Граждане проходят диспансеризацию бесплатно в медицинской организации, в которой они получают первичную медико-санитарную помощь. Большинство мероприятий в рамках диспансеризации проводятся 1 раз в 3 года за исключением маммографии для женщин в возрасте от 51 до 69 лет и исследования кала на скрытую кровь для граждан от 49 до 73 лет, которые проводятся 1 раз в 2 года;

– диспансерное наблюдение граждан, страдающих социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями.

Кроме того, программой гарантируется проведение:

– перинатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка у беременных женщин;

– неонатального скрининга на 5 наследственных и врожденных заболеваний у новорожденных детей;

– аудиологического скрининга у новорожденных детей и детей первого года жизни.

Граждане обеспечиваются лекарственными препаратами в соответствии с программой.

Каковы предельные сроки ожидания вами медицинской помощи?

Медицинская помощь оказывается гражданам в трех формах – плановой, неотложной и экстренной.

Экстренная форма предусматривает оказание помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента. При этом медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ недопустим.

Неотложная форма предусматривает оказание медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.

Плановая форма – это оказание медицинской помощи при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не угрожающих жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

В зависимости от этих форм Правительством Российской Федерации устанавливаются предельные сроки ожидания медицинской помощи.

Так, ожидать первичную медико-санитарную помощь в неотложной форме можно не более 2 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию.

Сроки ожидания оказания медицинской помощи в плановой форме для:

– приема врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-педиатрами участковыми не должны превышать 24 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию;

– проведения консультаций врачей-специалистов не должны превышать 14 календарных дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию;

– проведения диагностических инструментальных (рентгенографических исследований, включая маммографию, функциональной диагностики, ультразвуковых исследований) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи не должны превышать 14 календарных дней со дня назначения;

– проведения компьютерной томографии (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи не должны превышать 30 календарных дней, а для пациентов с онкологическими заболеваниями – 14 календарных дней со дня назначения;

– специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи не должны превышать 30 календарных дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию, а для пациентов с онкологическими заболеваниями – 14 календарных дней с момента установления диагноза заболевания.

Время доезда до пациента бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. При этом в территориальных программах время доезда бригад скорой медицинской помощи может быть обоснованно скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения, а также климатических и географических особенностей регионов.

За что вы не должны платить

В соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан при оказании медицинской помощи в рамках программы и территориальных программ не подлежат оплате за счет личных средств граждан:

– оказание медицинских услуг;

– назначение и применение в стационарных условиях, в условиях дневного стационара, при оказании медицинской помощи в экстренной и неотложной формах лекарственных препаратов по медицинским показаниям:

а) включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;

б) не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям;

– назначение и применение медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания по медицинским показаниям;

– размещение в маломестных палатах (боксах) пациентов по медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям;

– для детей в возрасте до четырех лет создание условий пребывания в стационарных условиях, включая предоставление спального места и питания, при совместном нахождении одного из родителей, иного члена семьи или иного законного представителя в медицинской организации, а для ребенка старше указанного возраста – при наличии медицинских показаний;

– транспортные услуги при сопровождении медицинским работником пациента, находящегося на лечении в стационарных условиях, в случае необходимости проведения ему диагностических исследований при отсутствии возможности их проведения медицинской организацией, оказывающей медицинскую помощь.

О платных медицинских услугах

В соответствии с законодательством Российской Федерации граждане имеют право на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи. При этом платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме медицинской помощи либо по вашей просьбе в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств.

Медицинские организации, участвующие в реализации программы и территориальных программ, имеют право оказывать вам платные медицинские услуги:

– на иных условиях, чем предусмотрено программой, территориальными программами и (или) целевыми программами. Вам следует ознакомиться с важным для гражданина разделом программы и территориальной программы «Порядок и условия бесплатного оказания гражданам медицинской помощи»;

– при оказании медицинских услуг анонимно за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

– гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

– при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг за исключением:

а) самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, выбранную им не чаще одного раза в год (за исключением смены места жительства или места пребывания);

б) оказания медицинской помощи в экстренной и неотложной формах при самостоятельном обращении гражданина в медицинскую организацию;

в) направления на предоставление медицинских услуг врачом-терапевтом участковым, врачом-педиатром участковым, врачом общей практики (семейным врачом), врачом-специалистом, фельдшером, а также оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи по направлению лечащего врача;

г) иных случаев, предусмотренных законодательством в сфере охраны здоровья.

Отказ пациента от предлагаемых платных медицинских услуг не может быть причиной уменьшения видов и объема оказываемой медицинской помощи, предоставляемых такому пациенту без взимания платы в рамках программы и территориальных программ.

Куда обращаться по возникающим вопросам или при нарушении ваших прав па бесплатную медицинскую помощь

По вопросам бесплатного оказания медицинской помощи и в случае нарушения прав граждан на ее предоставление, разрешения конфликтных ситуаций, в том числе при отказах в предоставлении медицинской помощи, взимания денежных средств за ее оказание, следует обращаться в:

– администрацию медицинской организации: к заведующему отделением либо к главному врачу медицинской организации;

– в офис страховой медицинской организации, включая страхового представителя, очно или по телефону, номер которого указан в страховом полисе. Для граждан, застрахованных в Камчатском крае в камчатском филиале АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» бесплатный номер телефона контакт-центра 8-800-100-07-02, 8 (415-2) 41-54-80, 8 (415-2) 41-54-82;

– территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Камчатскому краю по телефону горячей линии 8 (415-2) 49-02-11;

– территориальный фонд обязательного медицинского страхования Камчатского края в следующих случаях: если гражданин получает медицинскую помощь в медицинских организациях Камчатского края, но застрахован в другом субъекте РФ; если гражданин застрахован в Камчатском крае, но получает медицинскую помощь за пределами Камчатского края; если у застрахованного лица имеется жалоба на деятельность или действия страховой компании (страхового представителя);

– общественные советы (организации) по защите прав пациентов при министерстве здравоохранения Камчатского края и при территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Камчатскому краю;

– профессиональные некоммерческие медицинские и пациентские организации;

– федеральные органы власти и организации, включая Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Росздравнадзор и пр.

Что вам следует знать о страховых представителях страховых медицинских организаций

Страховой представитель – это сотрудник страховой медицинской организации, прошедший специальное обучение, представляющий ваши интересы и обеспечивающий ваше индивидуальное сопровождение при оказании медицинской помощи, предусмотренной законодательством.

Страховой представитель:

– предоставляет вам справочно-консультативную информацию, в том числе о праве выбора (замены) и порядке выбора (замены) страховой медицинской организации, медицинской организации и врача, а также о порядке получения полиса обязательного медицинского страхования;

– информирует вас о необходимости прохождения диспансеризации и опрашивает по результатам ее прохождения;

– консультирует вас по вопросам оказания медицинской помощи;

– сообщает об условиях оказания медицинской помощи и наличии свободных мест для госпитализации в плановом порядке;

– помогает вам подобрать медицинскую организацию, в том числе оказывающую специализированную медицинскую помощь;

– контролирует прохождение вами диспансеризации;

– организует рассмотрение жалоб застрахованных граждан на качество и доступность оказания медицинской помощи.

Кроме того, вы можете обращаться в офис страховой медицинской организации к страховому представителю при:

– отказе в записи на прием к врачу-специалисту при наличии направления лечащего врача;

– нарушении предельных сроков ожидания медицинской помощи в плановой, неотложной и экстренной формах;

– отказе в бесплатном предоставлении лекарственных препаратов, медицинских изделий, лечебного питания – всего, что предусмотрено программой;

– ситуации, когда вам предложено оплатить медицинские услуги, которые по медицинским показаниям назначил ваш лечащий врач. Если вы уже заплатили за медицинские услуги, обязательно сохраните кассовый чек, товарные чеки и обратитесь в страховую медицинскую организацию, где вам помогут установить правомерность взимания денежных средств, а при неправомерности – организовать их возмещение;

– иных случаях, когда вы считаете, что ваши права нарушаются.

По всем вопросам о предоставлении бесплатной медицинской помощи обращайтесь на горячую линию контакт-центра территориального фонда обязательного медицинского страхования Камчатского края по телефонам 8-800-100-07-02, (415-2) 41-54-80, (415-2) 41-54-82 – камчатский филиал АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» или по телефонам 8-800-505-60-52, (415-2) 43-41-67 – территориальный фонд ОМС Камчатского края.


Территориальный фонд ОМС Камчатского края

404

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых