Петропавловск-Камчатский морской торговый порт: 75 лет на службе Камчатке

Петропавловск-Камчатский морской торговый порт: 75 лет на службе Камчатке

Морской торговый порт, построенный героическими усилиями в годы Великой Отечественной войны, на протяжении десятилетий остается одним из флагманов экономики края.

В июне 1740 года русский штурман Иван Елагин на боте «Святой Гавриил» подошел к берегу Авачинской губы, став первым путешественником, пришедшим сюда морским путем. Выбрав место на берегу Ниакиной гавани, Елагин основал базу для будущего порта. Спустя 4 месяца сюда пришли пакетботы «Святой Петр» и «Святой Павел» под командованием Витуса Беринга и Алексея Чирикова. От этих событий ведет свою историю старейший на Тихом океане российский порт Петропавловск-Камчатский. Официальное его строительство начнется 200 лет спустя.

Народный комиссариат морского флота СССР, приказ № 336. «В целях обеспечения бесперебойной поставки и перевалки грузов оборонного и народно-хозяйственного назначения… приказываю: организовать в Петропавловске-Камчатском морской торговый порт II разряда…» Народный комиссар П.П. Ширшов, 23 октября 1943 года.

Строительство порта велось в тяжелейший для всего Советского Союза период, в годы Великой Отечественной войны, и стало уникальным не только по срокам, но и по качеству. «В тылу как на фронте» – под таким девизом работали строители, и уже в апреле 1944 года первый причал начал принимать оборонные грузы. А в феврале 1945 года в эксплуатацию были сданы все 6 причалов первой очереди. Большая часть причалов и сооружений порта построена под руководством Алексея Виноградова – лучшего в стране инженера-гидростроителя и руководителя организации «Камчатморстрой». В годы войны Петропавловск сыграл важнейшую роль: почти единственный незамерзающий порт на востоке был сравнительно безопасным морским путем из США, откуда поступал большой объем различных грузов. В августе 45-го самоходные баржи порта и их экипажи самоотверженно помогали при высадке Курильского десанта.

В первый послевоенный 1946 год порт переработал свыше 205,5 тысячи тонн народно-хозяйственных грузов. Переработка грузов постоянно увеличивалась, и в 1956 году ее объем превысил проектную мощность в один миллион тонн. В 1970–1980-х годах грузооборот приблизился к 4 миллионам тонн. В конце 1990-х, когда морской порт Петропавловск-Камчатский был открыт для международного сообщения и посещения иностранцами, начал расти поток пассажиров. Сюда стали заходить круизные суда из США, Японии и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ достиг 100 процентов еще в 1990-е годы. По сей день порт остается самым высокомеханизированным предприятием в Камчатском крае.

Бесценна роль порта в камчатской экономике. Сегодня это многоотраслевое транспортное предприятие, располагающее многотысячным парком универсальных грузовых площадок. Производится переработка грузов в пакетах и контейнерах. Большой парк средств малой механизации – автопогрузчиков, электрокаров, трюмных механизмов, различных грузозахватных приспособлений – применяется для специализированной переработки любых грузов.

В последние годы в порту активно ведутся реконструкция и благоустройство. На сегодняшний день современным требованиям отвечают все 12 причалов, контейнерный терминал, парк перегрузочных механизмов и судов портового флота, цеха и сама организация работы всех подразделений порта, основным из которых является грузовой район. Это сильная школа для молодых специалистов, многие из которых, приобретая опыт работы, становились руководителями и главными специалистами.

Первым начальником порта был Алексей Асеев, в 1947 году его сменил Исаак Улицкий. Каждый руководитель оставил свой след в истории предприятия.

В торговом порту трудятся более полутора сотен человек. За 75 лет звания «Ветеран труда» удостоились 588 человек, звания «Почетный работник транспорта России», «Почетный работник морского флота» и «Заслуженный работник порта» имеют 120 человек.

Порт гордится своими трудовыми династиями, а их более двух десятков. Это семьи Вашкиных, Костиных, Салеевых, Некраш, Виноградовых, Цыбульковых, Сметаниных, Малышевых, Лесниковых, Радько, Николаевых, братья Ситько и другие, чей добросовестный труд пополнил копилку славных достижений порта.

Особое внимание в морском торговом порту уделяется работникам, членам их семей и ветеранам, ушедшим из порта на заслуженный отдых. На предприятии есть своя Доска почета и существуют программы, предусматривающие для работников дополнительный социальный пакет. Широко развита и благотворительная деятельность: порт поддерживает школы, детские дома, больницы, спортивные и общественные организации.

Петропавловск-Камчатский морской торговый порт – это порт федерального значения, оснащенный необходимой инфраструктурой. Расположенный в непосредственной близости к международным судоходным линиям (150–200 морских миль от восточного побережья Камчатки), он играет важную роль в развитии Северного морского пути, что не раз доказывал за всю свою 75-летнюю историю.


Сергей СЕМЕНОВ

588

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых