Посчитали, прослезились, отобрали

Посчитали, прослезились, отобрали

В конце сентября пришли плохие новости: почти для 10 тысяч камчатцев, которые раз в месяц получают денежные средства для оплаты расходов на жилищно-коммунальные услуги, размер компенсации будет уменьшен. Речь идет о федеральных льготниках, большинство которых являются инвалидами.

«Это связано с тем, что ЕДК выплачивается людям методом авансирования. В большинстве случаев размер компенсации существенно превышает фактические расходы ее получателя. Чтобы восстановить баланс, размер ЕДК был уменьшен до тех пор, пока излишне выплаченные средства не будут возмещены», – сообщили представители министерства социального развития и труда края.

Изъятие уже выплаченных сумм – нечто новое, неожиданное и слабо укладывающееся в голове обывателя. В редакцию звонили наши читатели, которым урезали выплаты, с просьбой найти внятные объяснения происходящему.

За разъяснениями мы обратились к директору КГКУ «Центр выплат» Камчатского края Анастасии ФЕДОРОВОЙ.

– Анастасия Сергеевна, прежде всего, что такое региональный стандарт и как он влияет на размер компенсации?

– В Камчатском крае размер регионального стандарта устанавливается постановлением правительства региона и зависит от количества зарегистрированных граждан, типа жилого дома (многоквартирный дом либо индивидуальный), а также от формы собственности жилого помещения, в котором проживает льготник (в собственности находится жилье либо в найме).

При его расчете учитываются нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отопления, электроэнергии, водоотведения и др. Эти нормативы, умноженные на тарифы, и составляют региональный стандарт в денежной форме.

Гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, предоставляется ежемесячная денежная компенсация части платы (ЕДК).

Вот пример: условная гражданка Иванова, имеющая группу инвалидности и проживающая одна в многоквартирном доме по договору социального найма. К этой квартире применяется региональный стандарт 3 482 руб. Размер ЕДК составит 3 482 × 50% = 1 741 руб., который Иванова ежемесячно получает авансом, за еще не потребленные жилищно-коммунальные услуги. А фактически Иванова ежемесячно оплачивает ЖКУ в сумме 2 500 руб., и размер ее социальной поддержки, установленный федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», составляет 2 500 × 50% = 1 250 руб. Соответственно, разница в суммах – 491 рубль – должна быть удержана с Ивановой и возмещена бюджету.

– Почему же суммы выплат пришлось уменьшить?

– Согласно действующему федеральному законодательству о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, льготные категории граждан должны получать компенсацию расходов за потребленные ЖКУ, но не более нормативов этих услуг.

Согласно порядку предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Камчатском крае, утвержденным приказом министерства социального развития и труда Камчатского края 13 ноября 2017 года № 1233-п, ЕДК федеральным льготникам мы выплачиваем путем авансирования в месяце, предшествующем месяцу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом мы заведомо не знаем, сколько фактически гражданин потребит воды, электричества и т. д. Такой порядок был введен во благо людей, чтобы они имели денежные средства оплачивать ЖКУ и не накапливать задолженность.

Получив сведения о фактически потребленных ЖКУ гражданами и проведя анализ, мы увидели, что зачастую у граждан потребленные ЖКУ значительно меньше установленных нормативов потребления ЖКУ.

Например, норматив холодной воды на одного человека составляет 3 кубометра на месяц, и мало кто потребляет этот норматив в полном объеме. В среднем используется полтора куба, и оплачивает гражданин только эти полутора куба. Соответственно, разница между ЕДК, предоставленной авансом, и фактическими расходами гражданина должна быть удержана с гражданина и возвращена в бюджет. А в случае, если фактические расходы превышают размер ЕДК, то перерасчет будет произведен в пределах действующих тарифов и нормативов потребления ЖКУ, то есть почти такая же сумма, что и размер предоставляемой ЕДК.

– Значит, авансирование – не очень правильный путь?

– Предоставление аванса – это залог того, что гражданин, получив квитанции на оплату ЖКУ, будет иметь денежные средства для их оплаты. Ведь представьте себе обратную ситуацию, если мы будем компенсировать по факту.Гражданин сначала должен оплатить ЖКУ, затем предоставить нам квитанции об оплате ЖКУ за прошлый месяц, и только в следующем месяце мы сможем компенсировать его расходы.

В крае сегодня более 10 тысяч федеральных льготников, подавляющее большинство – инвалиды. Каждый месяц им придется обращаться в МФЦ с квитанциями. Это сложно, прийти смогут не все, мы это понимаем. Поэтому мы максимально прилагаем усилия для получения информации о фактических расходах граждан по оплате ЖКУ самостоятельно, без обращения к нам льготников.

– Судя по всему, управляющие компании и ресурсоснабжающие организации должны предоставить вам данные о потреблении ЖКУ гражданами?

– К сожалению, здесь и кроется корень проблемы. Законом о межведомственном взаимодействии не предусмотрена обязанность управляющих компаний, ТСЖ и ресурсоснабжающих организаций предоставлять нам сведения о потреблении ЖКУ гражданами. Мы давно ведем переговоры, направляем в их адреса проекты соглашений об информационном сотрудничестве. В настоящее время заключено около 200 соглашений по предоставлению информации о фактических расходах граждан по оплате ЖКУ, но пока не все организации предоставляют нам необходимые данные для перерасчета.

Проекты соглашений об информационном сотрудничестве, направленные в адреса более 40 управляющих компаний, ТСЖ, которые самостоятельно осуществляют расчет платы за ЖКУ, возвращены в наш адрес и оставлены без рассмотрения.

– Но в таком случае получается, что средства у граждан сейчас удерживаются на основании неполных данных.

– К сожалению, да. Даже те организации, которые заключили с нами данные соглашения, предоставляют неполные данные о фактически потребленных ЖКУ гражданами. Более половины суммы квартплаты составляет потребление электроэнергии, отопления, горячей воды. От отдельных организаций, в том числе «Энергосбыта», нами получены данные не в полном объеме. Только на этой составляющей коммунальныхуслуг (электроэнергия, отопление) суммы переплаты получились весьма серьезными. Соответствующие перерасчеты произведены по каждому льготнику, исходя из пересчитанных данных денежные средства и вычитаются.

Однако после очередных переговоров нас заверили в том, что необходимые сведения будут предоставлены в наш адрес в кратчайшие сроки.

Следует отметить, в тех муниципальных районах, где коммунальные услуги предоставляют АО «Южные электрические сети Камчатки», АО «Корякэнерго» и ряд других ресурсоснабжающих организаций, информация предоставляется в полном объеме с 2016 года. Соответственно, мы смогли произвести перерасчет в полном объеме по этим услугам.

– Насколько уменьшены выплаты и сколько времени будут удерживаться переплаченные деньги?

– Суммы выплачиваемого аванса ЕДК уменьшены в октябре 2018 года за период 2017–2018 годов. Чтобы привести в баланс размер аванса и средних показателей фактических расходов граждан по оплате ЖКУ, в порядок предоставления ЕДК были внесены изменения об уменьшении размера аванса ЕДК, чтобы заведомо не переплачивать гражданам.

Чтобы не оставить граждан без средств на оплату ЖКУ в будущих периодах, ежемесячно будет выплачиваться аванс, но с учетом удержания не более 50 процентов от суммы ЕДК.

Мы понимаем, насколько гражданам трудно смириться с тем, что с них удерживают уже выплаченные деньги, но данная мера вынужденная и необходима в целях приведения предоставления мер социальной поддержки граждан в соответствие с действующим законодательством.

Пока трудно точно сказать, сколько времени уйдет на удержание всей суммы переплаченных средств каждому льготнику. Необходимо смотреть индивидуально, так как перерасчет ведется с учетом количества зарегистрированных граждан, типа жилого дома, а также формы собственности жилого помещения.

Отмечу, что удержание будет не у всех граждан, у кого-то будет и доплата, это зависит, как я уже ранее сказала, от количества членов семьи, распространения льготы на членов семьи, а также от доли льготника и иных факторов, которые применяются при расчете.

В случае сомнений у граждан всегда было и есть право обратиться в центр выплат за перерасчетом и разъяснениями.

23 октября 2018 года вступили в силу изменения в порядок предоставления ЕДК, утвержденный упомянутым выше приказом министерства социального развития и труда края от 13 ноября 2017 года № 1233-п. Данные изменения устанавливают, что в случае поступления в центр выплат сведений о фактических расходах граждан мы осуществляем перерасчет ранее предоставленной ЕДК. Также гражданин может самостоятельно предоставить указанные сведения, и мы произведем перерасчет с учетом фактических расходов по оплате ЖКУ. Но если в течение 3 месяцев сведения не поступают (будь то от граждан, будь то от организаций, оказывающих жилищные и коммунальные услуги), выплата ЕДК будет приостанавливаться. При этом у гражданина остается право предоставить данные о фактическом потреблении ЖКУ еще в течение 9 месяцев, и выплата ЕДК будет возобновлена за весь период.

Еще раз подчеркну: центр выплат не располагает полными сведениями о фактических начислениях за потребленные гражданином ЖКУ, и это сложная ситуация как для нас, так и для граждан. На мой взгляд, эта ситуация может быть урегулирована в том случае, если у ресурсоснабжающих, управляющих организаций, ТСЖ по закону возникнет обязанность передавать в наш адрес сведения о фактически потребленных гражданами ЖКУ. Как следствие, отпадет необходимость гражданам предоставлять нам эти сведения, появится возможность рассчитывать размер аванса по среднему потреблению ЖКУ льготника.

За справками, дополнительными разъяснениями обращайтесь в центр выплат по телефону 29-67-12.


Мария ВЛАДИМИРОВА


От редакции

В сложном положении оказались и граждане, и центр выплат, сотрудники которого, не поднимая головы, трудятся над перерасчетами. Неприятная ситуация сложилась только в отношении получателей льгот, которым компенсация платы за ЖКУ производится из федерального бюджета. Региональных льготников (многодетные семьи, ветераны труда и др.), получающих такие же выплаты, путем авансирования из бюджета Камчатского края, не тронули.

Поступят ли с ними в дальнейшем по аналогии – покажет время, а также реакция прокуратуры на ситуацию с федеральными льготниками. Затрагивающие их изменения в порядке предоставления ЕДК вступили в силу только 23 октября 2018 года. Каждый нормативно-правовой акт и вносимые в него изменения проходят экспертизу в надзорном органе в течение 30 дней, и скоро станут известны результаты. Возможно, прокуратура Камчатского края также даст оценку законности самого факта изъятия уже выплаченных средств как меры, ухудшающей положение граждан.

1234

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых