Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Мусор не угрожает катастрофой

08:40
2913

В октябре Петропавловск-Камчатский суд удовлетворил иск природоохранной прокуратуры о запрете ГУП «Спецтранс» эксплуатировать городскую свалку № 1 до внесения сведений о ней в государственный реестр размещения отходов.

Поводом для обращения прокурора в суд было бездействие ГУП «Спецтранс» по соблюдению требований к организации и поддержанию полигона в надлежащем санитарном состоянии, волокита с оформлением земельного участка, «что не позволяет включить мусорный полигон в государственный реестр размещения отходов, как того требует закон», – сообщила пресс-служба прокуратуры Камчатского края.

Как пояснили в надзорном органе, по сути, свалка № 1, расположенная в границах Петропавловска-Камчатского на северной части склона сопки Заозерной, является несанкционированной свалкой твердых коммунальных отходов 4–5 классов опасности. Она заполнена на 98 процентов, но продолжает действовать с нарушениями, в том числе в нарушение требований ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления» она не внесена в государственный реестр размещения отходов.

Если нарушения не будут устранены, по истечении 6 месяцев со дня вступления решения суда от 11 октября в законную силу свалка будет закрыта. Аналогичный иск прокуратуры о закрытии свалки № 2, расположенной в краевом центре в районе поселка Копая, находится на рассмотрении суда.

В мае текущего года по иску природоохранного прокурора суд обязал «Спецтранс» привести оба полигона в соответствие с действующими правилами и санитарными нормами. «Из-за отсутствия по всей территории свалок ограждения бытовые отходы, пакеты, бумага, легкий мусор и прочее разносятся ветром за пределы полигонов. Это существенно ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку, нарушает права граждан на благополучную окружающую среду», – отметили представители прокуратуры.

Неужели мусорный полигон реально грозит экологическим бедствием? И не постигнет ли Петропавловск участь Челябинска, где недавно из-за закрытия главной свалки отходы стало попросту некуда утилизировать?

Об этом и многом другом мы расспросили Андрея КУДРИНА, руководителя агентства по обращению с отходами Камчатского края.

– Андрей Игоревич, успеет ли «Спецтранс» устранить нарушения в определенные судом сроки? И что мешает выполнить требования закона, внеся городскую свалку в госреестр?

– Уточню, что на устранение нарушений и включение полигона в государственный реестр суд дал 10 месяцев, и это немалый срок.

ФЗ № 89 в 2014 году установил запрет на нахождение мусорных полигонов в границах населенных пунктов. В этом и кроется главная проблема. Хозяйствующий субъект в лице ГУП «Спецтранс» не может изменить границы города. Эту работу ведет администрация Петропавловск-Камчатского городского округа. Работа эта непростая. Более 11 федеральных министерств занимаются согласованием изменения границ. Как минимум 4 раза мэрия делала так называемую заливку в федеральную систему, были устранены все замечания федеральных органов исполнительной власти. Но отдельные законодательные коллизии, связанные с землями Минобороны, не позволили городу пройти процедуру. Сейчас предпринимается пятая попытка. Пока суд да дело, меняется законодательство, выдвигаются новые требования. Так что ни умысла, ни вины города, тем более «Спецтранса» нет в том, что свалка до сих пор не числится в реестре.

Закон этот правильный, но не может учитывать специфических моментов. Наша свалка № 1 полностью соответствует требованиям, предъявляемым к полигонам. Санитарно-защитная зона у нее – более 1 км. То есть жилье находится на достаточной отдаленности.

– Жители ближайшего к свалке п. Дальнего не жалуются на неудобства, запахи?

– В адрес агентства подобных обращений не поступало. Насколько мне известно, в администрацию, в «Спецтранс» также никто не жаловался. Свалка хорошо обслуживается, возгорания крайне редки и оперативно тушатся. Отходы пересыпаются, утрамбовываются, поэтому и запах мусора отсутствует, даже если находиться на самом полигоне.

– Мусор не может закапываться на полигоне бесконечно. Вот и прокуратура указала, что свалка заполнена уже на 98 процентов. Что дальше?

– Полигон заполнен достаточно серьезно. Если не на 98, то на 95 процентов точно. Ему более 30 лет. В нынешнем виде его ресурса хватит еще года на 3–4. Но о будущем мы давно подумали. Недалеко от действующего полигона есть перспективный участок, которым планирует заниматься частный инвестор. Участок находится в составе территории опережающего развития, уже выделен под полигон. Но его тоже затрагивает проблема изменения границ города, поэтому прямо сейчас закрыть эту свалку и рядом построить новую невозможно. План действий таков: мы ведем работу по включению действующего полигона в госреестр, работаем с ним до введения в эксплуатацию нового полигона.

– Каким будет новый полигон?

– Уже сейчас строится мусоросортировка на действующей свалке, строит ее инвестор, который будет заниматься новым полигоном, куда сортировка впоследствии переедет.

Сортировка даст снижение захоронения отходов на треть, что продлит срок «жизни» действующего полигона на два года. А значит, до строительства нового полигона у нас есть 5–6 лет. Когда произойдет изменение границ населенного пункта, инвестор начнет вкладывать деньги и строить новый полигон.

– Что будет отсортировываться и с какой дальнейшей целью?

– Во-первых, есть отходы, которые с 2018 года уже запрещено захоранивать. Это черный и цветной металл. Хорошо, что его никто подобным образом и не утилизирует. Но в следующем году запрет распространится на отдельные виды пластика, картона, стекла, определенных видов резины. С 2024 года перечень еще более расширяется. Подобные отходы в большом количестве образуются у юридических лиц, и им придется найти предприятие, которое будет заниматься сбором и переработкой таких отходов, либо самим собирать как вторсырье и куда-то вывозить. На свалку их везти уже нельзя. Такие же отходы образуются у горожан, в домохозяйствах. Когда приступит к работе мусоросортировка, стекло, пластик, картон будут разделяться на стадии извлечения мусора из контейнеров. Ну а как этим добром распорядиться в дальнейшем, будут решать сами предприниматели.

– Появится ли на контейнерных площадках возможность для раздельного сбора мусора?

– У любого жителя города может быть два пути. Либо выбросить ту же пластиковую бутылку в мусорный контейнер, и тогда она станет частью твердых бытовых отходов. Либо оставлять эти бутылки дома, чтобы затем сдать, бесплатно либо за деньги. Все будет зависеть от инфраструктуры. Если в советском прошлом государство организовывало сбор стеклотары и макулатуры, то сейчас это будут коммерческие проекты, и только в случае заинтересованности бизнеса.

Металл собирается издавна, т. к. имеет высокую стоимость. У остальных вторичных ресурсов стоимость значительно ниже. Поэтому мы будем содействовать развитию бизнеса по приему и сортировке вторсырья, его переработке на месте либо отправке на материк.

– Почему сейчас на мусорных площадках нет баков для раздельного сбора?

– Ответ достаточно простой. Сейчас мы платим за вывоз твердых коммунальных отходов. На контейнерную площадку приезжают две машины, одна разгружает зеленые баки, вторая забирает крупногабаритные отходы. Чем больше баков мы поставим на площадку, тем больше машин понадобится. Тем дороже будет услуга по вывозу мусора. Значит, по данному пути идти нецелесообразно. Нужно создавать условия предпринимателям, которые займутся сортировкой, ведь на «помойке» много вторсырья они не насобирают. К тому же, как показывает практика, в отсортированном вторсырье остается около 10 процентов другого мусора.

Значит, пока не заработают наши мусоросортировочные станции, а их планируется две, говорить об установке баков для раздельного сбора мусора не приходится. Это будет попросту обманом населения: собрать отходы, а потом захоронить.

Но мы не стоим на месте, а думаем вместе с бизнесом о раздельном сборе. Предприниматели уже закупили порядка 79 контейнеров. Это желтые контейнеры для сбора пластиковой тары, на котором сейчас они пытаются сконцентрироваться.

На завершающей стадии монтаж оборудования, проходит пусконаладка. И завершается длительный процесс лицензирования. Как только все разрешительные документы будут собраны, предприятие начнет работать, а именно заниматься сортировкой мусора на полигоне и постепенно давать привыкать гражданам к раздельному сбору отходов. Дальше экономика покажет, какие виды отходов целесообразно отбирать на сортировке, а какие – на местах их образования. Пока перспектива видится в отборе пластика и стекла. Или как вариант, практикуемый в ряде регионов – установка контейнеров для пищевых отходов и для всех остальных. Все покажет время, работа, экономика производства.

– Каково будущее свалки № 2 в районе п. Копая, по которой прокуратура выдвинула аналогичные требования?

– У обеих свалок одни и те же проблемы. Только свалка № 2 гораздо меньше, обслуживает она часть бывшего Ленинского района. Мы считаем, что держать ее уже нецелесообразно. Но свалки просто так не закрываются. Предстоит рекультивация – достаточно дорогостоящее мероприятие. Территория должна приобрести свой первоначальный природный вид. Для этого полигон засыпается различными материалами, землей и озеленяется. Полагаю, в ближайшей перспективе свалка № 2 будет закрыта.

– Какие варианты использования отходов все же смогут применяться на Камчатке? Предполагается ли учитывать мировой опыт?

– Мировой опыт разный. Где-то отходы сжигают и получают энергию, но в этом случае отходов должно быть очень много для обеспечения непрерывности процесса. У нас, к сожалению либо к счастью, нет такого количества отходов. Второй путь, по которому идет большинство стран Европы, где реформа обращения с отходами началась более 35 лет назад: там строятся мусоросортировочные комплексы, идет раздельный сбор отходов, а также эксплуатация отработанных полигонов для получения электроэнергии из свалочного газа. Это тоже перспективное направление, которое можно рассматривать и у нас: после закрытия свалки № 1 поставить на ней оборудование для отбора свалочного газа. Это дает защиту от выделений, которые даже рекультивированный полигон так или иначе испаряет. Локально этот газ можно использовать для производства энергии. Наши инвесторы данный вопрос прорабатывали с норвежскими специалистами. Выяснилось, что объем газа на нашей свалке достаточный. Но полигон нужно привести к требованиям для более качественного образования газа. Это более жесткая упаковка, трубы бурения. Ну а насколько это выгодно, решать самим инвесторам.

В Европе активно используется так называемое РДФ-топливо, которое производится из отходов, которые в силу их загрязнения невозможно использовать во вторичном обороте, а можно превратить в топливо. В России пока нет специальных котельных под РДФ-топливо, которые заставят его эффективно превращаться в энергию, не выделяя вредные вещества в атмосферу. Пилотный проект сейчас готовится в Санкт-Петербурге. Когда он пройдет сертификацию, можно будет говорить о таком варианте использования отходов на Камчатке.


Мария ВЛАДИМИРОВА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.