Андрей ЛАПИКОВ: «Как бы нам пришить старушку». Щемящая комедия

Андрей ЛАПИКОВ: «Как бы нам пришить старушку». Щемящая комедия

30 ноября Камчатский театр драмы и комедии даёт премьеру «Как бы нам пришить старушку»

Ставит премьеру приглашенный режиссер Андрей ЛАПИКОВ. За полторы недели до премьеры, в самую горячую пору, в перерыве между репетициями Андрей Викторович нашел несколько минут, чтобы пообщаться с нашими корреспондентами.

Андрей Лапиков рос и учился в Ленинграде. Окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (курс выдающегосярежиссера и педагога З.Я. Корогодского). Трудился в разных городах страны – от Смоленска до Владивостока. И на Камчатке Андрей Викторович – не впервые: в далекие 70-е годы, будучи начинающим режиссером, он проработал в нашем театре порядка 2 лет. За такой довольно короткий период Лапиков поставил 8 (!) спектаклей.

– Я прилетел в день, когда в местной газете появилась статья «Рой землетрясений», – вспоминает Андрей Лапиков. – Приехал с женой и двумя маленькими детьми, которым Камчатка не понравилась. Они боялись раскачивающейся мебели и трещин в углах комнаты. Через короткое время мои мальчики 4 и 5 лет попытались совершить «побег» в Ленинград к бабушке – на такси… Жизнь на Камчатке дарила нам много даров и ударов. Можно сказать, нас потряхивало. Но мы были молоды, амбициозны и бесстрашны. Особая атмосфера дружбы, творческое братство притягивали в театр вулканологов, телевизионщиков, поэтов. Огромный кратер, в котором кипели наши мысли и сердца, не мог не выбросить в свет большое число спектаклей. Память хранит всех, кто был рядом, кому я благодарен. Позволю себе упомянуть нескольких: Светлана Аввакумова, Владимир Грачев, Юрий Назаров, Владимир Стеклов, Елена Улыбина, Олег Баглюков, Александр Дедух и еще, еще

Еще Камчатка дарила молодому режиссеру возможность ездить на театральные конференции в Хабаровск. Выдающиеся критики и искусствоведы – Смелянский, Швыдкой, Калиш, Гачев, которые приезжали на семинары, учили и свободе, и радости творчества.

– И звали мы друг друга по именам – Анатолий, Михаил, Виктор… И это не было амикошонством, – рассказывает Андрей Викторович. – Дорогого стоит, когда на голове нет короны. Я благодарен тем встречам, тому времени за возможность духовного и профессионального обогащения.

Сегодня за плечами режиссера Лапикова – огромный творческий багаж. В нем десятки поставленных спектаклей, среди которых и великие «Дон Жуан», «Тартюф», «Гамлет», «Мамаша Кураж». Ему интересны разные эпохи и жанры. На Камчатке Андрей Викторович ставит пьесу, которую смело можно назвать современной классикой. «Дорогая Памела, или Ах, как бы нам пришить старушку» (англ. «Everybody LovesOpal») написана в 1961 году выдающимся американским драматургом, пулитцеровским лауреатом Джоном Патриком. Критики и театроведы единогласно называют пьесу типично американской рождественской сказкой-притчей о всепобеждающей силе добра.

Главная героиня пьесы – Памела Кронки – чудаковатая одинокая старушка. Ее муж и дочь погибли, у нее никого нет. Свои дни она доживает в захламленном подвале огромного дома. От прошлой, довольно обеспеченной жизни у старушки ничего не осталось, кроме воспоминаний... Еще у нее есть кот, с которым она без устали болтает и которого балует. А еще у нее есть Бог. С ним она ведет беседы и даже шлет ему открытки к Рождеству… Однажды на ее жизненном пути встречаются три мелких жулика, три авантюриста, которые увидели в ее бедственном положении возможность быстрого обогащения. А что для этого нужно? Пришить старушку!

– Памела видит, что их души больны: им нужна помощь и поддержка, спасти их может только любовь, – рассказывает Андрей Лапиков. – В своей новой открытке Богу она пишет: «Я решила в очередной раз пообещать любить ближнего из последних сил. Не мне тебе объяснять, что это нелегко! И ближним не всегда оказывается тот, кого хотелось бы видеть. Но что поделаешь? Ты учил, что любовь – это не удовольствие, а тяжелый труд и испытание. Дай же мне силы выдержать его и дай силы тем, кого я люблю, полюбить друг друга!» Прекрасные слова, исполненные нежности и воли!

Оставим себя, о себе.
Возьмем же, дружок, по трубе,
Игральной и водопроводной,
Чтоб воздух наполнить свободный
Водой из-под крана и звуком из горла,
И станет легко и просторно,
Как воздуху в пузырьках,
который выходит сквозь воду,
Теряя себя на свободу…

Более чем за полвека, минувших со дня ее рождения, пьеса была поставлена в сотнях театров всего мира. Полюбилась она и нашему отечественному зрителю. Есть даже телеверсия знаменитой постановки Ленкома 1985 года, где доверчивую Памелу великолепно сыграла актриса Елена Фадеева, а одного из мошенников – гениальный Александр Абдулов.

– Если бы вы спросили меня, а есть ли российские театры, которые еще не поставили «Как бы нам пришить старушку», – улыбается режиссер Лапиков, – я бы вам ответил: таких почти не осталось. Я тоже уже ставил эту пьесу: 10 лет назад – в Благовещенске, и пять лет назад – во Владивостоке. И вот сейчас – на Камчатке. Имеет смысл подчеркнуть, что у Джона Патрика есть соавтор – Григорий Горин, известный нам как автор прекрасных сценариев иинсценировок «Тот самый Мюнхгаузен», «Поминальная молитва»… Он не только великолепно перевел Патрика, но и вдохнул в пьесу нежность, наполнил ее юмором, театральностью, усилил ее гуманистическое содержание! Комедия получилась очень милой и щемящей.

– Как вам работалось над ней, как шли репетиции?

– Это часть нашей жизни. Она непрерывна. Часто очень причудливо смешивает личный опыт и творческие поиски. Все проходит проверку и испытание. В данном случае я говорю о себе. Мои нежные чувства ко всем, кто был рядом, были искренние. Несмотря на все «заусенцы бытия». Со мной работали творческие и требовательные люди. Я верю в достойный результат их напряженной работы. Главную роль играет Татьяна Артемьева. Эта роль бенефисная, и пьеса выбиралась с пониманием и признанием ее особого таланта и любви зрителей. Кроме Артемьевой в спектакле заняты: Андрей Лепеев, Аркадий Хозяйчев, Эльвира Рагимова, Павел Шмаков, Вячеслав Воронцов. Надеюсь, что спектакль удастся и камчатский зритель полюбит его.

– Андрей Викторович, а как бы вы обозначили – для кого этот спектакль?

– Он для всех. Мне не хотелось бы отсекать или выделять какую-то часть зрителей. Одной из моих любимых книг является книга великого режиссера Джорджо Стрелера, называется она «Театр для людей». Зритель приходит в театр, прежде всего, с желанием попасть на праздник, в самом широком смысле этого слова. Оправдывая эти ожидания, мы увеличиваем интенсивность жизни и помогаем учиться извлекать радость из каждого мгновения бытия. В этом, по-моему, и заключается сверхзадача театра.


Яна ЩЕГОЛИХИНА

Фото Вячеслава ВОРОНЦОВА

1013

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых