Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Яков ДРАБКИН: от юнги до капитана

09:05
5793

16 марта исполнилось 110 лет со дня рождения одного из первых капитанов Камчатского морского пароходства – Якова Марковича ДРАБКИНА (1909–1965 гг.). В 1968 году его именем была названа одна из улиц Петропавловска-Камчатского, а в 1971-м – грузопассажирский паром Усть-Камчатского морского торгового порта, который до сих пор исправно перевозит пассажиров и грузы на переправе в п. Усть-Камчатске.

Сегодня имя Якова Драбкина практически забыто и известно преимущественно ветеранам да людям, интересующимся историей транспортного флота Камчатки. К тому же информация о капитане Драбкине в краеведческих изданиях исчерпывается краткими биографическими справками на основе газетных публикаций 1960-х годов и некрологов. А между тем в фондах краевого и Петропавловск-Камчатского городского архивов имеются на хранении документы, которые позволяют познакомиться с биографией Якова Марковича более подробно.

Судьба будущего капитана складывалась непросто. Яков Маркович родился на Украине в г. Екатеринослав (впоследствии – Днепропетровск). Отец Марк Самойлович Драбкин до революции был коммивояжером, а после – работал в различных государственных учреждениях. Мать Антонина Григорьевна была домохозяйкой и рано умерла – в 1918 году, когда сыну исполнилось всего 9 лет. В 1921 году отец снова женился. Нам неизвестна точная причина, но, возможно, отношения с мачехой не сложились, так как впоследствии в своей автобиографии Я. Драбкин пишет: «В 1921 году после женитьбы отца я ушел из дома, беспризорничал и в августе 1921-го, попав в Баку, начал работать на судах Морфлота юнгой». Для большей убедительности при приеме на работу он прибавил к своему возрасту два года, сказав, что ему уже 14, хотя фактически его морская биография началась в 12 лет.

В навигацию он плавал юнгой, камбузником (подсобный рабочий на судовой кухне), а зимой, когда судно становилось на отстой, занимался в школе. Продолжая работать в Каспийском морском пароходстве, в 1924 году Я. Драбкин поступил в Бакинский морской техникум. Через 4 года сдал экзамены на штурмана малого плавания и перевелся в Ленинградский морской техникум, который окончил в 1929 году, сдав экзамены на штурмана дальнего плавания.

В этом же году Я. Драбкин женился. Его женой стала ленинградка Вера Александровна Калачева. В 1931-м у них родился сын Виктор.

После окончания техникума в 1930–1931 годах Я. Драбкин прошел службу в РККА, а в последующие годы работал заведующим секретной частью в «Экспортлесе». Некоторое время он ходил помощником капитана на судах Балтийского государственного морского пароходства.

По спецнабору в 1935–1937 годах Я. Драбкин обучался на командном отделе Учебного отряда подводного плавания им. С.М. Кирова (УОПП). До 1939 года УОПП оставался единственным учебным заведением в стране, готовящим квалифицированные кадры моряков-подводников. Интересно, что в одно время с Яковом Марковичем (1937 г.) командный отдел УОПП окончил Григорий Иванович Щедрин – будущий Герой Советского Союза, командующий Камчатской военной флотилией в 1954–1959 гг., чьим именем названа одна из площадей Петропавловска-Камчатского.

После завершения учебы Я. Драбкин ровно год – с июня 1937 по июнь 1938-го – служил старшим помощником командира подводной лодки на Краснознаменном Северном флоте в г. Полярном Мурманской области.

В 1938 году партийная организация Балтийского государственного морского пароходства направила его на Камчатку. Здесь Я. Драбкин работал сначала старшим помощником капитана на пароходе «Щорс», а меньше чем через год (в мае 1939-го), его утвердили в должности начальника управления флотом Акционерного Камчатского общества. Эту должность он занимал до сентября 1942 года, затем был назначен начальником отдела флота Главамуррыбпрома в Хабаровске. Позже Я. Драбкин работал капитаном в Дальневосточном государственном морском пароходстве. После войны он вернулся в Ленинград (где проживала его семья) – в Балтийское госморпароходство.

Свои наблюдения и многолетний опыт работы Я. Драбкин изложил в книге «Перевозка грузов морем», изданной в 1951 году и долгое время пользовавшейся большим спросом у моряков и студентов институтов водного транспорта. Правда, издана книга была под псевдонимом Калачев (Калачева – девичья фамилия жены).

В конце 1951 года Яков Маркович вновь возвращается на Камчатку – в Камчатско-Чукотское государственное морское пароходство (КЧГМП), организованное в 1949-м. Семью пришлось оставить в Ленинграде. Сын был уже взрослым и находился на военной службе, но на иждивении Я. Драбкина оставалась жена, мать жены и племянница – круглая сирота.

В КЧГМП Яков Маркович сначала работал капитаном на пароходах «Хабаровск» и «Лиза Чайкина», а с 1952 года – капитаном парохода «Красноярск». За время работы он зарекомендовал себя как грамотный и опытный капитан. Во многом благодаря его умелому руководству удалось избежать трагедии с пароходом «Рылеев» в 1955 году.

17 ноября 1955 года экипаж «Красноярска» принял аварийную радиограмму с парохода «Рылеев», который, находясь в районе Усть-Камчатска, попал в шторм. «Рылеев» не смог противостоять сильному ветру и волне, поэтому пароход несло на берег. С большим риском «Красноярск» подошел к «Рылееву» и подал ему буксир. В тяжелой гидрометеорологической обстановке спасательная операция продолжалась всю ночь. Благодаря успешным действиям экипажа парохода «Красноярск», пароход «Рылеев» и находящийся на нем груз, были спасены. Камчатрыбфлот, которому принадлежал «Рылеев», перевел пароходству существенную сумму для премирования экипажа «Красноярска» за спасение их судна.

За время работы на Камчатке Я. Драбкин был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1960 г.). В 1959-м капитан был отмечен знаком «Почетный работник морского флота».

В 1965 году Яков Маркович выехал в очередной отпуск к семье в г. Ленинград, откуда и сообщили о его скоропостижной смерти 22 мая 1965 года.

Большая заслуга Я. Драбкина заключалась, конечно, не только в том, что он добросовестно отработал почти полтора десятка лет в Камчатском пароходстве практически с момента его создания. За годы работы он широко передавал свой опыт, подготовив несколько капитанов, начинавших работать под его началом младшими штурманами. А за свою принципиальность, ответственное отношение к делу, готовность помочь менее опытным специалистам пользовался большим уважением среди коллег и подчиненных.

Отдавая дань памяти Якову Марковичу Драбкину, Петропавловский горисполком спустя всего три года после его смерти – в 1968 году, принял решение о переименовании улицы 1-й Океанский проезд в улицу Капитана Драбкина. В октябре 1987-го на одном из домов этой улицы в честь капитана была открыта памятная доска, которая, к сожалению, на сегодняшний день не сохранилась.


Анастасия СЕСИЦКАЯ, начальник отдела публикации и использования документов КГКУ «Государственный архив Камчатского края»


Грузо-пассажирский пароход «Красноярск» был построен в 1930 г. Он ходил в составе ДВМП, а в 1950-е годы был передан Камчатскому морскому пароходству. «Красноярск» надолго пережил своего капитана Якова Драбкина.

Как сообщает камчатский историк Сергей Гаврилов в одной из своих книг, «21 мая 1968 г. пароход «Красноярск» был переведен в несамоходный флот для переоборудования. Отныне он и ПМ-1117 считали единой судоремонтной базой КРФ, называвшейся «Красноярск».

База «Красноярск», базировавшаяся в Петропавловске на Моховой, дожила почти до начала XXI века.
Яков ДРАБКИН: от юнги до капитана 0Яков ДРАБКИН: от юнги до капитана 1Яков ДРАБКИН: от юнги до капитана 2

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.