Норвежские технологии – дальневосточной рыбе

На минувшей неделе в Петропавловске-Камчатском прошла деловая встреча представителей четырех норвежских компаний с камчатскими рыбопромышленниками. Норвежская делегация посетила наш полуостров по линии работы Норвежско-Российской торговой палаты (НРТП).

НРТП была создана в 2003 году представителями норвежских и российских деловых кругов и с тех пор год за годом расширяет свое сотрудничество с территориальными торгово-промышленными палатами России. Таким образом умножаются контакты двух рыбопромышленных стран, сотрудничество которых вполне естественно, причем не только в сфере рыбного хозяйства.

На этот раз норвежцы приехали на Камчатку, чтобы во время личного общения с рыбопромышленниками еще раз презентовать свои технологии проектирования и строительства судов, палубного оборудования, разнообразных снастей для промысла, машин и аппаратов для переработки рыбы, логистики и сборки линий и целых перерабатывающих производств.

Делегация состояла из представителей морского кластера, расположенного в норвежском регионе Мере с центром в городе Олесунн. Этот норвежский кластер создан в 2018 году и состоит из 13 проектных бюро, 14 судостроительных верфей, 169 поставщиков судового оборудования и 20 судоходных компаний, научно-исследовательских и учебных заведений. Фактически компании, входящие в кластер, способны спроектировать, построить и оснастить любое рыболовное судно по индивидуальному запросу заказчика и даже отслеживать при необходимости его дальнейшую работу.

Самое интересное, что, создавая такой кластер, норвежцы сразу ориентировали его на работу с Россией. Сфера интересов – судоремонт, модернизация и обновление российского флота рыбной отрасли. Внутри кластера создана конкурентная среда – например, работают сразу несколько компаний, оснащающих суда палубным оборудованием. Создана и среда для взаимодействия: компании, собирающие линии переработки, обязательно включат в них узлы и механизмы, производимые другими фирмами, работающими в кластере. Многие из торговых марок кластера давно знакомы Камчатке.

«Брейвик» – это машины для производства рыбного филе, обезглавливающие и шкуросъемные механизмы, разработка и производство новых моделей оборудования, в том числе максимально компьютеризированного. А также ремонт и модернизация ранее выпущенных моделей филетировочных машин.

«МакГрегор» – это палубное оборудование для перемещения грузов (стрелы, лебедки и т. д.).

«МММ First Process» – сборка и логистика линий переработки и заморозки рыбы, автоматизация этих процессов и гарантия высокого качества продукции на выходе.

«Мустад» – системы глубоководного ярусного лова. Более 50 ярусоловов в России используют именно ярусы этой компании, признавая оборудование оптимальным и надежным.

«Меренот» – это снасти для рыбодобычи. Системы ярусного лова и кошельковые неводы, которые столь актуальны сегодня для российского Дальнего Востока, куда вернулась сардина иваси. Ее промысел снова диктует нам необходимость применения кошельковых неводов и умения с ними работать. Здесь норвежский опыт трудно переоценить: норвежские компании не только поставляют нам сами снасти, но и учат наших промысловиков новому (хорошо забытому старому) способу добычи сардины.

«Оптимар» – это комплексные технологические решения для создания судовых и береговых фабрик по переработке рыбы. Многие камчатские предприятия рыбной отрасли используют проекты перерабатывающих производств именно от этой компании.

И, наконец, компания «Rolls-Royce Marine AS» представляла на встрече производимые судовые двигатели и палубное оборудование для промысла и погрузочных работ, которое, по уверениям представителей компании, наилучшим образом удовлетворяет запросы промысловых экипажей.

Надо сказать, что встреча норвежских специалистов с камчатскими носила вовсе не чисто формальный характер. Беседовать, несмотря на языковой барьер, было весьма интересно, тем более что качество предлагаемой продукции и технологий давно зарекомендовало себя у наших рыбаков. На свете нет ничего безупречного и, по словам представителей нашей рыбной отрасли, даже норвежское оборудование иногда ломается или не выдерживает нагрузки в пиковые моменты промысла или переработки сырца. Но норвежские компании всегда готовы принимать информацию о таких случаях и совершенствовать свое производство. Сами представители норвежской стороны постоянно повторяли о том, что предлагаемые ими механизмы, что называется, «заточены» на работу в самых суровых условиях и с максимальными нагрузками.

Безусловно, подобные встречи интересны обеим сторонам, потому что сотрудничество Норвегии и России в рыбной отрасли насчитывает десятилетия. Сейчас компания «Океанрыбфлот» ведет строительство современных судов на турецкой судоверфи по норвежским проектам. Рыболовецкий колхоз им. Ленина заканчивает на ПСЗ «Янтарь» строительство трех траулеров-сейнеров SK-3101R, проект которых разработан норвежской компанией Skipskompetanse AS. В составе каждой второй производительной линии на камчатских береговых фабриках обязательно есть норвежское оборудование. Кроме того, опыт работы норвежского морского кластера тоже может быть нам полезен.


Светлана СОЛОВЬЕВА



Делегация норвежских предпринимателей во главе с торговым советником посольства Королевства Норвегии Фруде Му встретилась и с представителями камчатских властей и Корпорации развития Камчатки. Российскую сторону на встрече возглавлял министр рыбного хозяйства Камчатского края Андрей Здетоветский. В переговорах также участвовали заместитель руководителя регионального агентства инвестиций и предпринимательства Сергей Названов, вице-президент камчатской ТПП Виталий Николаев и руководитель центра кластерного развития Антон Сидорчук.

Камчатские представители рассказали на встрече о продукции норвежских предприятий, которая интересна для регионального рынка. По словам Антона Сидорчука, это могут быть высокопроизводительные технологические линии глубокой переработки морепродуктов и малотоннажные суда, способные вести промысел круглый год.

Стороны рассмотрели возможности расширения экономического взаимодействия в условиях продолжающихся западных санкций, а также перспективы развития Северного морского пути, который представляет для Норвегии кратчайший путь в Азию и к западному побережью Северной Америки.
843

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых