Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Другое детство

07:50
2655

В 41-м ей было всего 8 лет. Отец ушел на фронт. Семья осталась в тылу. В детскую память Августы врезалась картина, как мама, проводив отца на войну и вернувшись с железнодорожной станции, горько плакала. Но на слезы времени у оставшихся ждать было мало. Надо было работать. Чтобы им, родным и любимым, на фронте было хоть чуточку легче.

Наша читательница Августа Александровна Запруднева прислала в газету письмо – несколько листочков из школьной тетради, исписанных красивым учительским почерком. В письме – ее воспоминания о военном детстве. Маленькая частица памяти большой войны.

«В преддверии годовщины Великой Победы хочу вспомнить о тех, чье детство прошло в предвоенные и военные годы. Детство, опаленное войной. Не люблю пышных фраз и выражений, но тут точнее и душевней не скажешь. Это их детские плечи, наравне со взрослыми, делили все тяготы и невзгоды военного времени. «Вся страна в едином порыве встала на защиту Родины» – и это тоже не просто фраза, а правдивая суть всего, что происходило в стране! И даже 5-летние ребятишки знали: идет страшная война, их отцы, братья, сестры воюют на фронте, и их надо здесь заменять. Над нами не летали мессершмитты и не рвались снаряды – мы жили в глубоком тылу, на берегах Енисея, но из газет знали о подвиге Зои Космодемьянской, Александра Матросова, позднее узнали о подвигах краснодонцев, о пионерах-героях. Это глубоко проникало в детские сердца и не позволяло хныкать в трудных условиях, заставляло переносить тяготы жизни.

Витя и Шура Булавкины, Ваня Вараксин, Аня и Миля Потаповы, Юра Касцевич, Рая Колокольцева, Ваня Поворотный, Коля Сергачев, Ваня Иванов, Настя и Толя Скрипальщиковы, Ваня Черкашин… Пусть эти строки будут им, живым, – воспоминанием, а покойным – поминовением. Чем же прославились эти названные и неназванные девочки и мальчики? А тем, что, будучи маленькими детьми, работали по-взрослому.

О тех, кто трудился на военных заводах и фабриках, кто рыл защитные рвы и окопы, собирал фугаски, – сняты фильмы, написаны книги… А были еще и колхозы.

Про колхозы сейчас только байки и анекдоты рассказывают, но это делают те, кто не знает, как растет хлеб и откуда берется масло, что на хлеб мажут. А ведь тогда, в войну, именно колхозы накормили армию. И не только кормили, но и одевали и обували. Колхоз наш (сначала назывался «Гроза капитала», а потом был переименован в колхоз имени В.И. Ленина) был зерново-скотоводческий, выращивал пшеницу, овес, рожь, были у нас фермы и птичники. Тыл в стране исправно поставлял на фронт хлеб, мясо, масло, яйца, овощи. Чтобы было что положить в походную кухню. А еще овечью шерсть – чтобы было из чего сделать валенки и шапки. Все это нужно было вырастить, собрать, сохранить и отправить на фронт, где воевали отцы, братья, деды. И во всем этом наряду со взрослыми участвовали дети и подростки. На уборке хлеба, овощей, на заготовке сена, на работе по уходу за скотом. Овец, например, пасли 10–11-летние, и тех пастушков на овцеферме было около 10. Каждому доверяли сакман – стадо из 25–30 голов, выделяли участок в степи. И пасли овец дети весь летний сезон: жара, солнце печет нещадно, овцы сбились в кучу, а пастушок воткнет две – три палочки в землю, бросит на них какую-то одежонку – вот тебе и вся тень. Домой уже в сумерках возвращались. Теперь, когда смотришь военные фильмы, видишь солдат и офицеров в крепких валенках и добротных полушубках, а генералов в папахах, думаешь: это же все из твоих овечек, которых ты пас. На уборке зерна работали комбайны и сенокосилки. А прицепщиками на косилках работали мальчишки, за сенокосилкой обязательно шли девочки и женщины, подбирали охапку срезанных колосьев и связывали их в снопы. И борьба за хлеб была – осенью после уборки комбайнов или косилок выходили школьники младших классов организованно с учителями собирать колоски. И их девиз был «Не оставить ни одного колоса под снег!». С комбайна зерно забирала грузовая бортовая машина и везла на сушилку, после этого просушенное зерно везли на заготовительные пункты. И мое детское сердце билось при виде укрепленного за кабиной машины плакатов «Все для фронта, все для Победы!» или «Сибирь – фронту!». И на заготовке кормов и сена так же наряду со взрослыми работали и дети.

Помню, звено по уборке сена состояло из двоих пожилых мужчин, не попавших под призыв, троих гребельщиков и троих копенщиков. Все ребята отлично справлялись с лошадьми. Запрячь, напоить, выпустить на выпас – деревенские дети с ранних лет знакомы с этой работой. Так вот двое копенщиков из этой бригады после уборки урожая, осенью, только в первый класс пошли. А одной из гребельщиц была автор этих строк… тоже еще очень юная. В общем, если вспомнить, то за военные и послевоенные годы почти всю колхозную работу удалось освоить. И поваренком была, и овец пасла, и колоски собирала… Бабушка сшила мне холщевые рукавички, чтобы руки не изрезала – в посевах ведь осот попадался.

Неоценимую помощь оказали дети и подростки своим родителям в том, чтобы тыл поставлял фронту все необходимое. И Правительство позднее оценило их трудовой подвиг (осмелюсь так сказать, вернее, повторить сказанное) и причислило к ветеранам Великой Отечественной войны, с пояснением – «трудового фронта».

Иные граждане… (к счастью, мало таких, но попадаются) глянут на год рождения и скажут с ухмылкой, мол, какие же вы ветераны, ветераны давно вымерли, а вы-то детьми еще были на начало войны. Совершенно верно. Мы были детьми. Но детство у нас было… другое.

Да, участников Великой Отечественной войны действительно осталось мало, но это другая категория ветеранов: они все состоят в организации при Совете ветеранов, пользуются уважением и льготами. И мы, дети войны, поклонимся им низко. А ушедшим – вечная память».


Досье «КК»

Августа ЗАПРУДНЕВА родилась в 1933 году в Сибири. Родной отец трагически погиб. Мама вышла замуж во второй раз, когда дочке было два с половиной года. Отчимом Петр Степанович был Августе только по документам, она всю жизнь считала его отцом. Он ушел на фронт и прошел всю войну, до самого Берлина, вернулся домой в 1946 году. Всю войну маленькая Августа трудилась в колхозе. Она окончила Учительский институт в Красноярске. Вышла замуж за молодого лейтенанта Леонида Запруднева, у которого война также отобрала детство: он тоже трудился на полевых работах наравне со взрослыми. В 1956 году Родина отправила Леонида Ефимовича служить на Камчатку. Камчатка и стала их домом. Здесь у Запрудневых родилось двое детей.

Августа Александровна без малого 40 лет отдала школе – преподавала русский язык и литературу. Леонид Ефимович более 30 лет отслужил в органах внутренних дел, а затем принимал активное участие в работе Совета ветеранов. В 2015 году его не стало. В 2016 году Леониду Ефимовичу Запрудневу было посмертно присвоено звание «Почетный гражданин города Петропавловска-Камчатского». На торжественной церемонии почетный знак, ленту и свидетельство принимала Августа Александровна.


Фронтовикам в день майский честь и слава!
На их груди сверкают ордена,
Но тыл в победу сил вложил немало.
Фронт трудовой! Была им вся страна!

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.