Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Николай ПЕГИН: «С розовыми очками пришлось расстаться»

08:25
2202

В 2018 году на Санкт-Петербургском экономическом форуме был озвучен рейтинг инвестиционной привлекательности территорий, где Камчатка заняла 32-е место. «На первый взгляд место не самое высокое, но с учетом того, что в 2017 году мы находились на 68-м месте, динамика роста составила 36 позиций», – сообщил Николай ПЕГИН, директор Корпорации развития Камчатского края, в ходе пресс-конференции на минувшей неделе.

Кроме того, в 2018 году Камчатский край занял 2-е место в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата среди регионов Дальнего Востока; 4-е место – в группе субъектов, которым присвоен высший уровень качества оценки регулирующего воздействия; 2-е место в рейтинге регионов, демонстрирующих высокие темпы наращивания экономического и налогового потенциала по версии Минэкономразвития.

О трудностях роста

Корпорация работает с 2013 года, и, по мнению Николая Пегина, у жителей Камчатки возникает немало вопросов и даже домыслов, которые руководитель на встрече с журналистами взялся прокомментировать.

«Возникает подобный информационный фон зачастую от завышенных ожиданий мгновенных результатов от инвестиционной деятельности корпорации и правительства края, которые работают в одной связке, – говорит Пегин. – Но ожидать мгновенных результатов не следует. Все имеет свой жизненный цикл. Если мы размещаем информацию о том, что корпорация провела те или иные переговоры, подписала соглашение о намерениях, это не означает, что в течение ближайшего года или двух на нас обрушится финансовый поток и жизнь в крае резко изменится. Любой инвестиционный проект имеет стадии становления и развития. Реальный экономический эффект обычно наступает в период 10 лет после старта проекта. Речь идет именно о таком эффекте, который каждый житель края может почувствовать на себе лично».

Чтобы инвестиции пришли на территорию, необходима благоприятная среда. С точки зрения опыта человека, 6 лет занимавшегося привлечением инвестиций, генеральный директор КРКК знает точно: Камчатка с ее природными красотами и биоразнообразием – не тот товар, который можно «слету» продать. «Просто так не выстроится очередь из людей, которые хотят приобрести это богатство или вложить инвестиции в пользование и переработку ресурсов – от услуг до минерально-сырьевого сектора. Хотя, когда мы начинали работать в 2013 году, нам именно так и казалось. Но с розовыми очками пришлось расстаться. Пришлось готовить инвестиционные планы, модели, и учились мы этому на ходу, а общество требовало результатов».

И многое начало получаться. Совместно с правительством края в течение 2015–2016 годов КРКК сформировала серьезную инвестиционную среду, стали поступать интересные предложения.

«Немалые успехи были достигнуты и до этого, – вспоминает Николай Пегин. – Было создано совместное с итальянцами предприятие «КамИт» по переработке леса, были заключены серьезные контракты с японцами. Но в 2014 году, с обрушением рубля и с учетом того, что и технологии, и оборудование предполагались иностранного производства, а рынок сбыта до 80 процентов планировался внутренний, проекты «слетели». Это было тяжело, трагично, но не катастрофично. Потому что большинство проектов планировалось не за счет прямых платежей. Это были торговые инвестиции, договоренности, когда инвестор должен был сам заработать и вернуть себе инвестиционные деньги, а мы создавали лишь среду».

Принятие федеральных законов о ТОР и СПВ сегодня серьезно влияет на прорывной характер инвестиционного рынка, который сформировался на территории дальневосточного региона и Камчатки. Ну а результаты этой кропотливой работы уже можно, что называется, пощупать руками. «Благоприятный инвестиционный и деловой климат, который позволяет нам лучше работать относительно 2013–2014 годов, на территории Камчатского края сформирован, наш регион является привлекательным для бизнеса. Результат заключается в том, что уже не только местные предприниматели оценили привлекательность преференций, но и крупный бизнес, иностранные игроки начинают заходить на полуостров в те или иные проекты», – уверен Николай Пегин.

Более 130 инвестиционных проектов

На сегодняшний день КРКК сопровождает более 130 инвестиционных проектов, 72 из них на сумму 61,6 млрд рублей находятся на стадии активной реализации. В этот показатель не входят некоторые крупные проекты, которые сегодня очень широко обсуждаются на правительственном уровне.

Из реализуемых проектов глава КРКК отметил АО «СиГМА», ведущее разработку Озерновского золоторудного месторождения, а также владивостокскую компанию «КЗБ-Донка», которая строит завод по переработке рыбы с круглогодичным технологическим циклом в селе Вывенка Олюторского района.

Строительство нового аэровокзального комплекса в международном аэропорту Петропавловск-Камчатский – на особом контроле. Этот проект находится в графике, и в конце 2021 – начале 2022 года терминал должен быть построен. Кроме того, инвестор АО «Аэропорты регионов» предложил правительству Камчатки и корпорации, как совладельцу, увеличить объем инвестиций до 10 млрд рублей. Это сделано, чтобы расширить площадь и увеличить количество объектов, которые сейчас необходимы для более качественной работы аэровокзального комплекса, обслуживания пассажиров и обеспечения безопасности полетов.

Мифы и реальность

Николай Пегин вспоминает: «В ходе работы с потенциальными инвесторами мешали мифы о Камчатке. А именно: Камчатка – далеко; на Камчатке очень холодно; плотность населения на Камчатке не являетсяс точки зрения инвестиций привлекательной; Камчатка не интересна инвесторам».

Мифы эти пришлось развеивать, поскольку они мешали не только привлечению инвесторов, но и сдерживали туристический поток. За последние 5 лет туристов становится все больше и больше. Это стоило колоссальных трудов, ведь до 1991 года полуостров был закрытой территорией, и с этим наследием было не так просто распрощаться. Наивно было предполагать, что с открытием Камчатки туристы рванут сюда, как по мановению волшебной палочки.

Но теперь корпорация уверенно говорит о динамике ежегодного прироста туристического потока в 10–15 процентов. Положительный эффект и в том, что жители края сами начали понимать, что на туристах можно зарабатывать, как это делается во всем мире. «Многие камчатцы усвоили, что туризм таит в себе огромный потенциал и что он может стать легальной альтернативой браконьерству», – считает Николай Пегин.

«Важнейший принцип, который был нами реализован: подписать выгодный контракт или рассказать о Камчатке можно в любой точке мира, на любом форуме и в любой аудитории, а вот влюбить в себя инвестора можно только после того, как он побывает на Камчатке. Как правило, наши партнеры покидают полуостров с пониманием перспектив Камчатки и планами инвестирования в экономику региона», – отметил руководитель КРКК.

В фонды и бюджеты – миллионы

По итогам работы в 2018 году корпорация показала первую чистую прибыль – 7 млн рублей. В 2019 году планируемая прибыль обозначена в 17 млн рублей. На сегодняшний день корпорация становится не просто самодостаточной организацией. За шесть лет КРКК провела налоговые выплаты в размере 105 млн рублей, в том числе в федеральный бюджет – 25 млн, региональный – 42, городской бюджет – 9 млн, в государственные внебюджетные фонды – 37 млн рублей. Эти показатели говорят о том, что из организации, которой необходимо бюджетное финансирование для реализации государственной задачи – привлечения частных инвестиций, корпорация превращается в эффективное консалтинговое предприятие.

Николай Пегин упомянул о ряде важнейших для полуострова проектов, реализуемых на условиях государственно-частного партнерства, которые сопровождает корпорация. Среди них – краевая больница площадью 414 164 квадратных метров на 450 койко-мест, стоимостью 13,5 млрд рублей. По расчетам КРКК, в самом проблемном варианте развития событий больницу построят не позднее чем в ближайшие 5 лет.

Еще один проект – объездная дорога «Восточный обход» – для Петропавловска имеет стратегическое значение, магистраль соединит улицу Солнечную и Петропавловское шоссе. Эта дорога-дублер нужна для разгрузки существующей трассы и на случай природного катаклизма, когда южная часть города может быть отсечена.

Туристско-рекреационный кластер «Петропавловская гавань» – особенный проект в линейке самых интересных инвестиционных инициатив Корпорации развития Камчатки. Он будет состоять из яхтенного порта, стрит-ритейла, гостиничного сектора в спектре экономического класса, апарт-отеля, океанариума и бизнес-центра. На сегодняшний день яхтенный порт находится в высокой степени готовности. Оборудованы причальные сооружения, создан визит-центр, ведется очистка бухты от затонувших судов. 10 мая прошло официальное открытие порта для навигации, и планируется, что это станет традицией, сопровождаемой официальным поднятием государственного флага РФ. В этом году визит-центр будет расширен, пополнен новыми арт-объектами, на его территории начнет работать летнее кафе.

Трафик будущего

Северный морской путь – настоящий трафик будущего, который впрямую и косвенно влияет на экономику Камчатки. Корпорация совместно с правительством края приняли активное участие в формировании концепции Национальной арктической транспортной линии с точками входа в Петропавловске – на востоке и в Мурманске, Санкт-Петербурге или Архангельске на западе. Смысл идеи заключался в том, что суда ледового класса доставляют грузы по СМП до портов-хабов на оконечностях Севморпути. Далее, после перевалки контейнеров на суда легкого класса, они следуют к конечным получателям в Европе или Азии. По этому принципу реализует проект строительства терминала перегрузки СПГ компания «НОВАТЭК».

В продолжение развития СМП будет реализован проект строительства глубоководных портов в трех точках: Петропавловске-Камчатском, поселке Приморском Ленинградской области и немецком порту Росток. Инвестор выходит на этот проект и получает на первом этапе 5–7 млн тонн транзитных грузов с последующим их значительным увеличением, а Камчатка получает дополнительные налоги, новые рабочие места и статус мирового логистического центра.


Мария ВЛАДИМИРОВА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.