Камчатские каникулы

Камчатские каникулы

На Камчатке начался туристический сезон. Кто-то скажет, что он вовсе и не заканчивался, поскольку сейчас на полуострове даже зимой полно охотников, лыжников, сноубордистов и начинающих «каюров». Но все-такимассовый приезд желающих посмотреть красоты Камчатки начинается именно весной, длится летом и заканчивается осенью. Именно на это время туристические фирмы и агенты усиливают свою работу, нанимают дополнительных работников и работают порой круглосуточно, чтобы охватить своими услугами наибольшее число туристов.

Это как лососевая путина, во время которой важен каждый день, который, как известно, потом целый год кормит. Здесь орудия лова – это туристические маршруты, набор услуг, специально разработанные путешествия, плюс все то, что щедро дала камчатская природа. А рыба в этой путине – это отечественный и зарубежный турист, за которого в туристическом бизнесе идет борьба. И, как выяснилось, здесь тоже есть свои браконьеры…

Как вы уже, наверное, догадались, речь пойдет о нелегальном туристическом бизнесе, который, увы, имеет место на нашем полуострове. Этой проблемой всерьез обеспокоены и легальные туроператоры, и их сообщества, и власти полуострова. Ведь в конечном итоге за все «чудеса» работы нелегалов приходится отвечать территории в целом.


«Люблю, куплю, поехали!»

Начнем с «диких туроператоров» местного разлива. Это могут быть как компании людей, так и индивидуалы, которые работают без лицензий, договоров, давая своеобразную «рекламу» через социальные сети и группы «Вотсапп». Эти люди действуют под девизом: «Я люблю Камчатку и хочу показать ее всем!» Они называют себя турклубами, собирают довольно большие группы, берут с людей плату, покрывающую якобы только накладные расходы, и ведут эти группы в горы, в леса, к вулканам и источникам. Главная приманка таких «любителей Камчатки» для туристов – это сравнительно невысокая цена за путешествие. И на нее, естественно, клюют.

На чем экономит нелегал? На всем, что ему самому на маршруте не нужно, – на безопасности туристов, на персонале сопровождения, на инвентаре и даже иногда на продуктах. В итоге у таких групп практически нет сопровождения, сами туристы в них не подготовлены к маршрутам и часто не имеют с собой даже необходимой одежды. Безопасность их ничем не обеспечена и, не дай Бог, что случится, не застрахована.

Нам самим на камчатских маршрутах не раз приходилось встречать такие «дикие» группы. Один раз на наших глазах престарелых бельгийцев привезли в Налычевскую долину, забыв забронировать им места в домиках, – благо у туристов с собой были палатки. В другой раз массовая группа, приехавшая под Авачинский вулкан, с удивлением обнаружила, что свободных мест в балках у подножия нет, а о том, что нужно брать с собой палатки, их никто не предупредил. Встречались нам на маршрутах (восхождение на вулкан) туристы в кедах, а в лесу (Налычевская долина) – в сандалиях, идущие под дождем. В прошлом турсезоне туристы, поехавшие на Толбачик в составе частного «джиптура», два дня бродили вокруг сломавшейся машины, будучи совершенно не нужны водителю, который был и гидом, и поваром в одном лице. Он занимался только ремонтом авто, а туристку, которая потребовала исполнения условий тура, назвал сумасшедшей. Что уж говорить о прошлогодней трагедии, когда туристка умерла от переохлаждения на Авачинском перевале. Напомним, шла она в составе группы под руководством не камчатского гида, организованной компанией, не имеющей права заниматься туроператорской деятельностью (то есть, нелегальной).

«На Камчатке работает около 75 легальных туроператоров плюс турагенты, которые либо продают туроператорские продукты, либо сами проводят экскурсии, – рассказала нам председатель правления НО «Ассоциация туриндустрии Камчатки» Ирина Седова. – Сколько работает нелегалов, сказать трудно, хотя основную их массу мы, конечно, знаем. Демпинг – их главное оружие. Когда мы – легальные туроператоры – предлагаем свой туристический продукт за адекватную ему цену, в которой учтены все нюансы и соблюдены все требования, нам туристы показывают в Сети предложения турклубов, говоря: «Вот они же предлагают за 3 тысячи, а вы, барыги, хотите 4–5 тысяч!»

– Ирина Геворковна, а куда при этом смотрят контролирующие органы? Мало того, что есть нарушения прав потребителей, так еще и незаконное предпринимательство на лицо…

– Как это ни странно, ведут себя такие нелегалы очень агрессивно и никаких контролирующих органов не боятся. Они считают, что имеют полное право этим заниматься, называют официально работающие туристические компании хапугами, набивающими себе карман, а себя героями, которые всем показывают красоты Камчатки дешево. И, по словам сотрудников контролирующих органов, остановить и поймать их за руку практически невозможно. «Он же не зарегистрирован, как мы его проверим», – говорят они. Самая большая трудность – доказать то, что нелегал брал деньги за свои услуги. Ведь туристам не выдают ни чека, ни договора, ни квитанции. А если возникают у кого-то вопросы на этот счет, то говорится, что мы тут все просто друзья и знакомые, которые сбросились на поездку. Странно, что правоохранительные органы не слишком этим интересуются…


По морям, по волнам: нынче здесь, а завтра?

Особняком во всем этом безобразии стоит, а вернее – ходит, наш морской прогулочный туризм. Прогулка по бухте на яхте или катере с рыбалкой на закидушку, с ухой, сваренной из свежего улова, да под стопочку-другую – что может быть душевнее?! Главное, чтобы с погодой повезло! Но это ли главное на самом деле?

На самом деле, выходя в море (не в Андаманское теплое, а в наш Тихий океан!), думаем ли мы о том, имеет ли право именно этот катер везти нас? На бюрократическом языке такая прогулка называется коммерческая перевозка пассажиров. Это один из видов турпродукта, требующий особых мер безопасности и предусматривающий особые виды ответственности. В последнее время на Камчатке появилось большое количество небольших плавсредств, которые их владельцы поставили под ГИМС. На таком катере (яхте) владелец может кататься сам и катать своих друзей (на их и свой страх и риск). ГИМС, конечно, такие суда по-своему контролирует, но ни одно из них не имеет права коммерческой перевозки пассажиров.

«Для того чтобы возить пассажиров законно, плавсредству нужно встать на учет в морском регистре судоходства, который предъявляет совершенно другие требования и к судну, и к капитану. У капитана должны быть профессиональные документы именно с правом коммерческой перевозки пассажиров, – рассказывает Ирина Седова. – Они отличаются от обычных документов, как права на вождение легкового автомобиля отличаются от прав на вождение пассажирского автобуса. Владельцем судна обязательно оформляется страховка гражданской ответственности перед пассажирами, чтобы в случае ЧП производились выплаты. Судно должно быть оборудовано огнетушителями и спасательными жилетами определенного вида и т. д. Одним словом, пройти регистр и портнадзор не так уж просто и дешево. Таких катеров у нас в крае чуть больше 20, из них 11 принадлежат компаниям – членам АТИК».

Вместо этого многие владельцы судов, позиционируя себя, к примеру, спортсменами парусного спорта, приглашают всех желающих в состав своего экипажа, организуя так называемые «тренировочные выходы» в море. Начинаешь спрашивать поподробнее, что именно будет во время такой тренировки, – оказывается, что это полноценная программа прогулки по бухте, только не за 5 тысяч, как у легального туроператора, а, например, за 3 тысячи (типа нужно только сброситься на топливо и перекус). Как это происходит? Обычно так: покупается яхта (катер) для себя, а потом оказывается, что одного себя возить дорого. Возникает мысль подзаработать. И начинается реклама через те же «Инстаграм», «Фейсбук» и «Вотсапп».При этом, как ни странно, многие даже бравируют тем, что не представляют турфирму и предлагают низкую цену. Вот пример такого объявления в группе мессенджера: «Почему выгодно путешествовать со мной? Я – не турфирма и не возьму с вас лишних денег. Я хорошо знаю маршрут и покажу вам самые красивые места! Станьте на время членом нашего экипажа, и вас ждут незабываемые впечатления!»

Правда из всего этого лишь в том, что издержек у нелегального перевозчика действительно меньше, а потому продукт легального будет стоить дороже. Но и ответственность перед туристами второй несет по-настоящему, а первый вообще никак. Если вы упадете за борт с такой яхты, вину возложат на вас же. «Зачастую такие суда ходят с перегрузом, – говорят туроператоры. – Мы же их видим со стороны. Смотришь, люди на яхте висят гроздьями. Она на пять человек рассчитана, а на ней их больше десяти. Смотреть со стороны даже страшно. Странно, как люди не боятся и доверяют свои жизни таким нелегалам».

Снова возникает вопрос по поводу контролирующих органов. Ответы те же. Портнадзор проверяет только наличие разрешения на выход. Все остальное (кто идет на судне, кого везут и на каких условиях) для него не важно. Роспотребнадзор контролирует только тех, кто работает легально. Налоговая служба и полиция тоже нелегалов за руку поймать не могут. Или не хотят. Спецоперации с контрольными закупками – это долго и сложно. Тем более что пока, слава богу, никто из туристов не попал в трагедию. Обычно после них контролеры получают «волшебный пинок» сверху и проверяют опять же только легальных перевозчиков.

Но число туристов, приезжающих на Камчатку, растет. Правительство края и легальная туриндустрия делают для этого все возможное. А, стало быть, и вероятность ЧП возрастает пропорционально увеличению турпотока. И вот тут дело уже не в деньгах и стоимости туров, а в том, какое качество турпродукта мы предлагаем и какой уровень безопасности гарантируем.


Китайская хитрость

Кроме местных нелегалов в последнее время в нашем туристическом крае, оказывается, уже обосновались и наши заокеанские братья. Тенденция, когда туры в Россию продают иностранные компании, появилась несколько лет назад. Тогда китайские турфирмы стали активно самостоятельно принимать на российской стороне китайских, тайских и прочих туристов. Горячими точками такого туризма стали Москва, Санкт-Петербург, Иркутск и т. д. Теперь эта волна докатилась и до нас. Думаете, за этим стоят какие-либо инвестиции в наш край? Вовсе нет.

«Китайцы и корейцы открыли здесь несколько фирм, – рассказывает Ирина Седова, – и самостоятельно принимают и обслуживают китайских и корейских туристов. В рекламе своей в сети Интернет на китайских и корейских сайтах они дают очень низкие цены на наши маршруты. Как у них это получается? Все так же – нанимаются частники нелегальные, которые ведут или везут китайцев в горы, к вулканам, в леса. Качество оказываемых услуг не выдерживает никакой критики. Результат тот же – демпинг, который мешает местным легальным компаниям работать и развивать отрасль».

Как оказалось, китайские товарищи действительно работают на Камчатке не очень чистоплотно. В самих фирмах обслуживающий персонал – чуть ли не работники китайских рынков. Расселяют своих туристов по съемным квартирам. Дают им в руки оружие, непонятно на кого зарегистрированное. Возят их с этим оружием на Халактырский пляж стрелять по чайкам или в другие места. В Сети есть даже видео, в котором китайский турист похвастался тем, как стрелял из пистолета в подсобном помещении одного из ресторанов Петропавловска. В Китае оружие, как известно, под строжайшим запретом, а здесь, в России, возможность пострелять предоставляется. Только вот насколько это легально? И при чем здесь наши чайки? Цены на турпродукт, которые китайцы дают в своей рекламе, при банальном подсчете показывают, что работают они на Камчатке в убыток. «На чем они зарабатывают, мы сами понять не можем, – говорит Ирина Седова. – В чем смысл этого бизнеса – непонятно. Но нашу туриндустрию они своими действиями подрывают – это точно. А ведь наши туроператоры тем же китайским туристическим группам готовы предложить качественное обслуживание».


«Не ходите, дети, в Африку гулять!»

Совсем не хочется, чтобы туристы, прошедшие через наши «дикие» турклубы, «тренировочные выходы в море», китайских «помогаек», потом делились своими впечатлениями в социальных же сетях, рассказывая о том, как ужасно их приняли на Камчатке. Ведь по этим отзывам начинают невольно оценивать регион и туристическую отрасль в целом. В итоге качество турпродукта, которое предлагает территория, остается на низком уровне. И это несмотря на то, что огромное количество сил и средств вкладывается в его продвижение.

«Наша ассоциация (АТИК) самостоятельно «борется» с нелегалами, как может, – рассказывает Ирина Седова. – По большей части мы зовем их работать в правовом поле, уговариваем регистрироваться и выходить из тени. Нам очень хочется, чтобы турпродукт на Камчатке был качественный. Ведь наши легальные туроператоры и турагенты, конечно, своего туриста все равно найдут. Очень много тех, кто понимает, что такое безопасность, и перед тем как заплатить, сто раз проверит, зарегистрирована ли компания, есть ли у нее лицензия и какие отзывы пишут о ней в Сети. Но есть и те, кто этого не понимает, едет на Камчатку впервые, ищет туры подешевле, а в итоге просто рискует своей жизнью или как минимум портит себе отпуск. Повторю, дело не в деньгах, а в качестве продукта и репутации туристической отрасли полуострова».


Светлана СОЛОВЬЕВА

3004

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых