Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

ТОР или СПВ: как сделать правильный выбор

09:50
4670

Камчатские предприниматели хотят иметь больше информации о двух экономических режимах, действующих на территории края, – территории опережающего развития (ТОР) и свободном порте Владивосток (СПВ). Таким стал общий посыл встречи актива НО Объединение работодателей «Камчатский краевой союз промышленников и предпринимателей» с генеральным директором ООО «Управляющая компания ТОР «Камчатка» Анатолием КИМОМ.

Оба режима работают на территории полуострова довольно активно. Но обо всех их возможностях, преференциях, подводных камнях и нюансах плохо осведомлены даже те предприниматели, которые имеют статус резидентов ТОР и СПВ. Об этом предприниматели говорят не впервые. Тема информационной недостаточности широко обсуждалась на круглом столе в рамках Камчатского ежегодного форума предпринимателей, проходившего в марте этого года. Именно тогда предприниматели заговорили о том, что, несмотря на новости о появлении резидентов ТОР и СПВ, не сходящие со страниц и из эфиров камчатской и дальневосточной прессы, сам бизнес количество и качество этой информации не устраивает. И самое неприятное, что это совсем не положительно влияет на экономические процессы, заставляя настоящих и потенциальных резидентов совершать ошибки, тратить время и средства на их исправление, ходить по кругу без желаемого и для предпринимателей, и для территории в целом экономического эффекта.

Разговор на форуме был откровенный и достаточно бурный. В нем тогда приняли участие более 70 предпринимателей. Но ответы тогда удалось найти не на все вопросы. Именно поэтому и была организована сегодняшняя встреча, которая, судя по всему, будет не последней. Ибо и ТОР, и СПВ – режимы, в которых Камчатка работает впервые, а все новое, как известно, гладко выглядит только на бумаге. Учиться правильно действовать в этих режимах приходится всем – и правительству края, и специально созданным для этого структурам, и самому бизнес-сообществу.


Кто есть кто?

Для того, чтобы получить статус резидента ТОР или СПВ, предприниматель (инвестор) должен прийти в ООО «УК ТОР «Камчатка» со своим бизнес-планом, имея за плечами инвестиционный капитал. Что такое ООО «УК ТОР «Камчатка» и как оно работает? Даже на этот вопрос многие потенциальные инвесторы не могут себе ответить.

«ООО «УК ТОР «Камчатка» – структура, созданная специально для управления определенными процессами в режимах ТОР и СПВ, – рассказал на встрече Анатолий Ким. – Учредители этой структуры – Корпорация развития Дальнего Востока (КРДВ, 51 процент) и правительство Камчатского края в лице Корпорации развития Камчатского края (КРКК, 49 процентов). Высший орган управления УК ТОР «Камчатка» – совет директоров».

УК работает с потенциальными резидентами как ТОР, так и СПВ. Чтобы стать резидентом ТОР, необходимо предоставить бизнес-план с размером инвестиций не менее 500 тысяч рублей. УК проверяет реальность исполнения этого плана, наличие инвестиционного капитала, отсутствие проблем с налогообложением и другие критерии заявителя и принимает решение о присвоении ему статуса резидента. Получив такой статус, резидент ТОР имеет право на получение от УК земельного участка под свой проект (как правило, эти участки находятся за пределами Петропавловска-Камчатского) и обеспечение строительства за счет средств УК определенной инфраструктуры. Такой инфраструктурой может быть дорога к земельному участку, линии подачи воды или электроэнергии и т. д. При этом финансирование идет по формуле – 1 к 10. То есть, на каждые 10 рублей инвестора государство дает один свой рубль. Таким образом, к примеру, инвестиционный проект стоимостью 10 миллионов рублей может рассчитывать на один миллион государственных вложений в виде создания инфраструктуры. А что именно на этот миллион построить (дорогу или водовод), инвестор выбирает сам.

«Деньги на развитие (строительство) инфраструктуры идут как из федерального бюджета, так и из регионального, – рассказал Анатолий Ким. – Федеральные средства поступают через Минвостокразвития в КРДВ. КРДВ либо самостоятельно заключает договоры на строительство инфраструктуры, либо передает эти права и средства УК ТОР «Камчатка». Именно так в конце 2018 года УК ТОР получила деньги на строительство геотермальной трубы, которая будет протянута с Верхнепаратунского месторождения. Региональное финансирование формируется в бюджете края: в нем есть статьи, которые обеспечивают строительство инфраструктуры.

Как распределяются все эти средства? Согласно плану-графику строительства инфраструктуры, который формируется и корректируется практически ежемесячно. Сегодня в нем – 24 мероприятия, финансируемые за счет федеральных денег, и 27 мероприятий – за счет средств регионального бюджета. Корректируется план, потому что в процессе его реализации мы сталкиваемся с разными сложностями – начиная от тарификации услуг ресурсников, заканчивая вопросами наличия (отсутствия) на Камчатке строительных компаний, которые были бы готовы освоить наши объемы работ – и строительные, и финансовые (в части обеспечения контрактов)».

Что касается резидентов СПВ, начало работы с ними выглядит примерно так же. Инвестор приносит в УК ТОР бизнес-план и пакет документов к нему. Только минимальный объем инвестиций здесь уже составляет 5 миллионов рублей. Запрос этот вполне оправдан, поскольку действует режим СПВ исключительно на территории Петропавловск-Камчатского городского округа (ПКГО). После проверки бизнес-плана и присвоения статуса резидента СПВ инвестора направляют в администрацию ПКГО, которая распоряжается городской землей. Именно она, а не УК выделяет резидентам СПВ земельные участки под реализацию проектов. На этом, в принципе, участие государства в реализации СПВшных проектов заканчивается – в отличие от режима ТОР никакого строительства инфраструктуры здесь не предусмотрено. Ибо считается, что в городской черте и так есть все необходимое, к чему нужно подключиться (присоединиться), и инвестор может сделать это самостоятельно.

Это, если можно так выразиться, минимальный объем знаний, который необходим инвесторам для того, чтобы понять, стоит ли вообще ступать на путь резидентства. Есть, конечно, в обоих режимах еще набор налоговых, таможенных и прочих преференций, которые примерно одинаковы и в которых тоже надо уметь разбираться. Но это, как говорится, чистая математика, которой в газете не место.


Как все портит земельный вопрос

Как оказалось, серьезным камнем преткновения в одном из экономических режимов все-таки стало выделение земли. Нетрудно догадаться, что это режим СПВ, действующий на территории краевой столицы.

«Сегодня на Камчатке 200 предприятий используют в своей деятельности режимы ТОР и СПВ. 79 резидентов ТОР (край занимает по этому показателю 1 место в ДВФО). Ни у кого из них нет проблем с выделением УК ТОР «Камчатка» земли. Резидентов СПВ у нас 121. При этом только 20 проектов СПВ наделены земельными участками, – рассказал Анатолий Ким. – Почему так происходит? Потому что очень часто мы рассматриваем инвестиционный проект, который теоретически привязан к определенному земельному участку в городе, присваиваем ему статус резидента, а потом выясняется, что город на этом участке планировал строить совершенно другой объект. Нет, к сожалению, сегодня того органа, который бы коллегиально, с участием всех заинтересованных сторон, принимал решение о реализации проектов на территории столицы субъекта в режиме СПВ. Мы, как УК ТОР, согласно закону не обязаны подтверждать или гарантировать инвестору получение в городе земельного участка. Но мы понимаем, что это неправильно. И поэтому инициировали создание совместного с администрацией ПКГО этого коллегиального органа. А пока мы вынуждены предварительно заявлять земельные участки, которые интересуют инвесторов, протокольно фиксировать их свободность и отсутствие на них обременений. Эта практика позволила уменьшить процент отказа резидентам в выделении городской земли. Но все равно есть проекты, которые статус получили давно, а участка у них так и нет».

Зато, по словам предпринимателей, есть обратные примеры. Речь об уже набивших оскомину участках в Петропавловске, выделенных в режиме СПВ одному из предпринимателей под «развитие сети платных парковок». В данном случае режим СПВ стал просто механизмом получения большого количества земельных участков в городе при минимальном вложении денег. Естественно, сей факт вызвал возмущение бизнес-сообщества. Все прекрасно понимают, что реализация такого проекта не займет много времени и не потянет за собой колоссальных затрат (ограждение, шлагбаум, будка сторожа), а вот когда проект будет считаться реализованным, резидент сможет распоряжаться таким участком по своему усмотрению, например сдавать его в аренду.

Правильно ли использовать таким образом льготный экономический режим? Честно ли это по отношению к другим предпринимателям города? Пока вопросы эти остаются без ответа, хотя у каждого из участников процесса и на этот счет есть свое мнение. К примеру, в УК считают, что такой вид деятельности, как организация автомобильных парковок, вообще не должен рассматриваться как инвестиционный на территории городов.

А что касается земельного вопроса вообще, процесс выделения участков, по мнению предпринимателей, должен быть максимально прозрачным и открытым. В этом должны быть заинтересованы и государственные структуры, потому что им будет легче работать с резидентами.


Обещать – не значит инвестировать?

Еще один пласт вопросов, по которым предприниматели констатируют информационную недостаточность, – это взаимоотношения государственных структур и приступивших к работе резидентов ТОР. Ведь одним присвоением статуса и выбором строительства той или иной инфраструктуры дело не заканчивается.

«С каждым из резидентов ТОР мы (УК ТОР «Камчатка») заключаем соглашение, в котором прописываем взаимные обязательства, – рассказал, отвечая на эти вопросы, Анатолий Ким. – Это не рамочный документ, а договор со всеми вытекающими юридическими последствиями. Причем в нем учитываются и прописываются все нюансы и реалии, в которых мы работаем. Когда мы его подписываем, мы по-честному говорим, что, например, землю мы готовы предоставить сразу, но строить на ней можно будет тогда, когда мы закончим процедуру ее перевода из одной категории в другую. Указывается дата окончания процедуры. То же самое с подачей, например, термальной воды – указывается дата, с которой мы сможем ее подать на объект. Инвестор либо синхронизирует свои работы с нами, либо нет, если его это не устраивает. Но при этом мы должны выполнить все взятые на себя обязательства взаимно. Если резидент реализовал проект, а мы не построили ему инфраструктуру, не предоставили участок и т. д., он может смело обращаться в суд и требовать от нас уплаты неустойки в денежном выражении.

Резиденты тоже несут ответственность за выполнение плана-графика реализации проекта. Ежеквартально резиденты отчитываются УК ТОР о том, как идет выполнение соглашения. Если резидент в течение 2 кварталов не представил отчетность, выпал из графика, то мы вправе предупредить его, а затем и расторгнуть с ним соглашение. И в этом случае, если на строительство инфраструктуры нами уже были затрачены средства, мы тоже вправе требовать их возмещения в судебном порядке».

Вместе с тем, учитывая опять же реалии жизни, да и соблюдая правила делового оборота, обе стороны могут вносить в инвестиционное соглашение изменения и коррективы. Можно увеличить срок реализации проекта, расширить сам проект и объем инвестиций, получить дополнительные земельные участки. Все эти обстоятельства рассматриваются на комиссии УК ТОР, которая вместе с инвестором ищет консенсус. Всегда ли он находится? Может быть, и нет. Есть ли в работе УК ТОР судебная практика решения каких-то проблемных случаев? Вроде бы есть. Есть даже случаи добровольного отказа резидентов от статуса и от реализации проектов. Но информации об этом нет, а это, как полагают предприниматели, создает вокруг ТОРа и СПВ некий туман, в котором все чаще попадаются грабли, больно бьющие по экономике.

Как раз для того, чтобы этот туман развеять и работать так, чтобы и предприниматели, и территория, наконец, почувствовали положительное влияние применения режимов ТОР и СПВ, нужно начать работать бизнес-объединениям и государственным структурам в более тесном взаимодействии. Тогда и ошибок резидентов можно будет избежать, и упреков в предвзятом отношении. Пока первым шагом для этого должна стать аккумуляция всей информации о процессах, идущих в ТОРе и СПВ, на одной из электронных площадок. Как только она будет определена, мы обязательно вернемся к этой теме.


Светлана СОЛОВЬЕВА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.