Новая атака «банковских мошенников»: как не остаться без денег

Новая атака «банковских мошенников»: как не остаться без денег

Если вам звонит сотрудник банка, неважно – настоящий или липовый, попросите собеседника назвать себя и скажите, что сейчас перезвоните в банк сами. Звоните, вручную набрав номер своего банка, указанный на обороте банковской карты, ни в коем случае не перезванивайте по входящему номеру.

В последнее время камчатцев атаковали лжесотрудники коммерческих банков, применяющие новую схему мошенничества: они звонят клиентам банков с номеров кредитных организаций и выведывают логины и пароли карт. Жертвами аферистов становятся не только пожилые доверчивые люди, но и технически подкованная молодежь – настолько искусно и изощренно действуют телефонные мошенники. О том, как противостоять этой новой схеме, мы беседуем с руководителем службы безопасности и защиты информации отделения по Камчатскому краю Дальневосточного главного управления Центрального банка РФ Вадимом КОСТЮЧЕНКО.

– Вадим Анатольевич, в чем главная особенность нового вида телефонного мошенничества? И почему с ним так трудно бороться?

– Мошенники покупают у сотовых операторов виртуальные АТС или специальное программное обеспечение в интернете и через веб-интерфейс меняют номер своей станции на номер банка. Затем под видом сотрудников обзванивают клиентов кредитной организации, выманивают данные карт и крадут деньги. С появлением новых устройств, развитием электронных технологий количество таких мошеннических точек увеличивается. И с этим связаны основные сложности технического противодействия злоумышленникам. Население должно проявлять исключительную бдительность, чтобы не попасть в сети мошенников, действующих от имени сотрудников коммерческих банков.

– Как обычно происходит разговор с такими лжесотрудниками?

– Зачастую мошенники, представляясь сотрудниками кредитной организации, обращаются к собеседнику по имени-отчеству, чем немедленно располагают граждан к себе. Дальше излагается какая-нибудь «страшная история»: банк заблокировал ваш счет, начислил штрафные санкции по кредиту или по вашей карте совершена подозрительная операция, для отмены которой потребуется выполнить некие инструкции. Аферисты, хорошо знакомые с психологией, как правило, звонят поздно вечером, ночью или ранним утром в выходные дни, когда человек спит и не может быстро сориентироваться, говорят быстро и уверенно, используют профессиональные термины, нередко фоном включают звуки, имитирующие работу оживленного колл-центра. Все это помогает им втереться в доверие к клиенту банка и сделать так, что он потеряет бдительность. Как правило, это им удается, и сомнений у людей зачастую не возникает, ведь номер, с которого звонят, является официальным номером банка: на экране высвечивается известная цифра или знакомый телефон, указанный на обратной стороне банковской карты.

– Ну и как же тут проявить бдительность, если к тебе обращаются по имени-отчеству, а на экране знакомый телефон? Откуда, кстати, мошенникам известны персональные данные клиентов банка?

– Обращаю внимание читателей, что мошенники нередко добывают нужные сведения из соцсетей. К тому же в прессе время от времени проходит информация об утечке данных из коммерческих банков, и не только из них. Это, кстати, происходит не только в нашей стране, это общемировая проблема. Так что для злоумышленников отсутствие базы данных с персональными данными клиентов не является таким уж сложным препятствием в осуществлении преступных замыслов, и мы с вами должны четко это понимать, когда невидимый собеседник обращается к нам по имени-отчеству. В свете последних событий мало надежды и на автоматический определитель номера в телефоне. И получается, что единственно гарантированный и надежный способ обезопасить себя от нового вида мошенничества – это прервать беседу, если звонок из банка входящий. Если вам звонит сотрудник банка, неважно – настоящий или липовый, попросите собеседника назвать себя и скажите, что сейчас перезвоните в банк сами. И спокойно перезванивайте. Но при этом помните, что набирать номер своего банка, указанный на обороте вашей банковской карты, необходимо вручную, а не перезванивать по входящему номеру. И только таким образом – вручную набрав номер, вы можете быть уверены, что говорите с сотрудником банка, а не с кем-либо еще.

– Иногда люди поздно могут спохватиться и решиться на столь радикальные поступки, а может быть, у них и сомнений никаких нет, что они разговаривают с сотрудником банка. Что должно насторожить человека в таком разговоре?

– В любых условиях запомните: кто бы ни звонил, ни в коем случае нельзя называть данные карты, кодовые слова, защитный код или пароль. Клиента просят назвать кодовое слово, только когда человек самостоятельно обращается в банк по официальному номеру. Если пароль запрашивает звонящий – это мошенник. У настоящего сотрудника банка есть все данные о клиенте. Конфиденциальная информация ему не требуется.

Кроме того, нельзя также никуда отправлять никакие СМС-сообщения и говорить о присланных кодах.

– Но вот, например, пугают, что прямо сейчас по вашей карте совершается крупный платеж, и если вы не ответите на наши вопросы…

– В таких ситуациях тем более не следует паниковать. Если банк и в самом деле выявит подозрительную транзакцию, он сразу приостановит ее на срок до двух суток. За это время, обратившись в банк по номеру телефона, указанному на обороте вашей карты, вы можете либо подтвердить эту операцию банку, либо отменить ее.

– Людям звонят не только лжесотрудники коммерческих банков. Есть случаи, когда аферисты представляются сотрудниками Центрального банка, желающими помочь гражданам избежать блокировки карты, или с другими благовидными целями.

– В таких случаях у собеседника не следует интересоваться даже именем-отчеством, надо просто прекращать разговор, потому что сотрудники Центрального банка не звонят физическим лицам – никогда и никому!


Беседовала Людмила ЗВОНОВА

1201

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых