«Икротрафик»: далеко ли до победы?

«Икротрафик»: далеко ли до победы?

С началом каждой очередной лососевой путины встает непраздный вопрос: как победить или хотя бы обуздать незаконный вылов рыбы? В этом году было решено пойти по нетрадиционному пути: а именно, найти возможность ограничить вывоз икры из региона в ручной клади и багаже авиапассажиров. Таким образом, как считают некоторые, браконьеры лишатся экономической мотивации.

Вопрос о декриминализации рыбной отрасли и мерах по недопущению вывоза значительных объемов незаконно добытой икры рыб лососевых пород в багаже пассажиров под видом продукции, транспортируемой для личного потребления, обсуждался на координационном совещании по обеспечению правопорядка в Камчатском крае 3 июня.

Ни для кого не секрет, что в местном аэропорту издавна прописались несколько групп «икрокурьеров», которые предлагают авиапассажирам с малым количеством багажа «прихватить» до Москвы 25-килограммовые куботейнеры или коробки с икрой, которую в столице нужно передать адресатам. Отправители груза обычно берут на себя оплату дополнительного места багажа отзывчивых граждан и не скупятся на вознаграждение. Из-за активной «работы» отправителей икры в отдельные месяцы в аэропорту у стоек регистрации обычно скапливаются большие очереди.

Сегодня законодательно не установлены ограничения на перевозку этой продукции для личного потребления. С авиапассажиров не требуют каких-либо документов, подтверждающих законное происхождение деликатеса. Существуют лишь ограничения для иностранцев, которым за пределы РФ можно вывозить не более 5 кг икры на человека.

Изменить закон на благо большинства

Сколько нелегальной икры таким способом вывозится с полуострова? Когда, в каких объемах и в рамках каких законов региональные власти планируют ограничить авиапассажирам нормы вывоза красной икры?

Свои информацию и предложения на этот счет в краевое правительство адресовало управление Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу.

По оценке ведомства, «икротрафик» может исчисляться несколькими сотнями тонн за год. Так, в летне-осенний период за пределы Камчатского края по различным направлениям вылетает 32 рейса в неделю, а статистика показывает увеличение количества перевозимого багажа в период с июля по декабрь не менее чем в два раза.

Подсчитано, что по направлению Петропавловск-Камчатский — Москва отмечаются следующие объемы перевозки багажа: с февраля по июнь — около 6800 кг; с июля по август — около 8000 кг; с сентября по январь — около 11000 кг. То есть в период лососевой путины объемы вывоза резко возрастают.

Согласно тарифам авиакомпании «Аэрофлот», которая летом с территории Камчатского края осуществляет 14 рейсов в неделю, стоимость перевозки сверхнормативного багажа составляет 2500 рублей за каждое второе место весом 23 кг и 7500 рублей за каждое третье и последующее место весом 23 кг. А это существенно ниже, чем при отправке грузов транспортными компаниями через грузовой терминал.

Речь при этом идет о вывозе икры не только авиапассажирами. В 2018 году отмечались значительные отправки лососевой соленой икры посредством EMS-отправлений (около 500-700 кг) в Москву, Хабаровск, Владивосток, Новосибирск. С учетом низкой стоимости EMS-отправления (200 рублей за 1 кг) и низкой цены контрафактной рыбопродукции данный вид отправки весьма популярен.

«Приказом № 589 Министерства сельского хозяйства определено, что все промышленные партии продукции животного происхождения, предназначенной для реализации, должны сопровождаться документами, подтверждающими качество и безопасность, — комментирует ситуацию Константин Кудзин, заместитель руководителя управления Росссельхознадзора по Камчатскому краю и ЧАО. — Но этот же приказ говорит о том, что продукция, перевозимая для личного потребления, не сопровождается никакими документами. Таким образом, в законодательстве образовалась брешь, позволяющая наладить отлаженный трафик по вывозу с Камчатки в другие регионы больших объемов икорной продукции сомнительного происхождения и качества. Правила авиаперевозок также устанавливают, что гражданин может заранее подать заявку на перевозку большого объема груза».

Мало у кого вызывает сомнение тот факт, что продукция вывозится именно с целью реализации. Абсурдно утверждать, что один человек везет на материк 200 кг икры с целью угостить родственников. Эксперты настаивают и на том, что это — путь вывоза браконьерской продукции. Ведь если икра идет через коммерческий склад, инспекторы проверяют наличие необходимых документов, и незаконно произведенная продукция таким способом не проходит.

Служба авиационной безопасности все видит и тоже негативно относится к данному явлению, но ничего не может сделать в рамках своих полномочий. Такие объемы багажа – это большой износ контрольной аппаратуры и транспортеров, постоянные поломки. Задерживаются рейсы, потому что на досмотр таких объемов багажа уходит больше времени, чем предполагается нормативом. Плюс к тому, граждане, везущие сверхнормативный багаж, становятся в длинную очередь на доплату, а остальные пассажиры сидят и ждут, когда «барыжный» груз будет досмотрен и оплачен. Сами же авиаперевозчики, имея колоссальную прибыль от оплаты сверхнормативного багажа, ничего против такой ситуации не имеют.

Между тем, под вопросом оказывается жизнь и здоровье потенциальных потребителей икры, неизвестно как произведенной, перевозимой ведрами и куботейнерами, в то время, как температура в багажном отделении — 20 градусов С. Но все вновь упирается в то, что предназначена она якобы для личного потребления.

Как считают в Россельхознадзоре, пути решения проблемы — в изменении законодательства, в частности, необходимо внести изменения в правила перевозки грузов авиатранспортом. «Законодательство необходимо совершенствовать на благо большинства, а не отдельно взятых личностей. Из региона в регион продукция животного происхождения должна перемещаться с подтвержденными качеством и безопасностью, и ее объем должен быть разумным, — говорит К. Кудзин. — Можно ориентироваться на нормы потребления, определенные Минздравом, а это около 22 кг на человека, но решение, конечно, за законодателем».

Прося правительство Камчатского края выйти с соответствующей законодательной инициативой, Россельхознадзор пока ведет речь только об икорной продукции, поскольку возможность неограниченного вывоза стимулирует браконьерство.

А как быть с ЕМС-отправлениями — ситуация пока непонятная. В отделениях «Почты России» висят объявления о том, что скоропортящиеся грузы к пересылке не принимаются. Но досматривать отравления у почтовиков полномочий нет, как нет и желания, ведь это статья немалой прибыли.

Впрочем, по словам министра рыбного хозяйства Камчатского края Андрея Здетоветского, сейчас готовится обращение к руководителям организаций, осуществляющих ЕМС-отправления. «Этим организациям будет вполне по силам не допустить оборота незаконно добытой продукции через их инфраструктуру», — считает министр.

Министр рыбного хозяйства: лишить браконьеров мотивации

Со времени проведения координационного совещания прошло более месяца. Как продвигается инициатива, какие рассматриваются варианты относительно норм вывоза икорной продукции на одного человека? В чем выиграет край с точки зрения экономического эффекта? Да и обыватель задается вопросом: быть может, икра на рынке подешевеет?

Как сообщил министр рыбного хозяйства Камчатского края Андрей Здетоветский, предложения по внесению изменений в нормативные акты в настоящее время готовятся.

«Мы предварительно проработали и предложили вариант по норме вывоза объемом 32 кг на одного человека», — сказал министр.

«Необходимо искоренить браконьерство, как явление, в целом. Тогда и показатели состояния запасов улучшатся. Это и есть экономическая цель, о которой в данном случае уместно говорить, — отметил А. Здетоветский. — А увеличение объемов законно добываемой рыбы всегда благотворно отражается и на ценообразовании. Но, в основном, мы говорим именно о необходимости пресечения браконьерства как явления, негативным образом влияющего на состояние общества и создающего экономическую базу для преступников».

Почему необходимость изменить законодательство возникла именно сегодня? По словам министра, назрела она давно, и, как минимум, в течение двух лет предметно обсуждалась и прорабатывалась в правительстве Камчатского края. Кстати, именно два года прошло с тех пор, как по инициативе Росрыболовства икра ценных пород рыб была внесена как товарная номенклатура для прослеживания в рамках национальной системы оборота товаров в государственную комиссию по борьбе с контрафактом.

«Таким образом, мы усиленно переходим к тому, чтобы борьба с браконьерством велась не только на реке, но и на других участках, где необходимо подключить государственный контроль, — отметил министр. — В частности, на этапе перевозки. Ведь именно реализация формирует экономическую базу для следующих преступлений. Если их ликвидировать, то и мотивации у браконьеров не будет. Это последовательное и поступательное эволюционное развитие системы контроля и надзора, поиск новых эффективных механизмов».

Сколько времени необходимо правительству края для внесения актуальной законодательной инициативы? «Некоторые документы уже направлены в Минпромторг, пока вне рамок законодательной инициативы, — сообщил А. Здетоветский. — Сейчас анализируется, какие поправки и в какие нормативные акты следует вносить. Для формирования окончательного варианта предложений губернатор обозначил срок – до сентября текущего года».


Всё закончится поборами

Сергей ТИМОШЕНКО, председатель «Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки»:

— Мы неуклюже наступаем на одни и те же грабли, и собираемся сделать это уже в третий раз. Впервые в начале 1990-х годов местные законодатели решили, что вывозить с Камчатки через аэропорт грузы можно только в обмен на ввоз какого-либо продовольствия. Тогда это было продиктовано продуктовым дефицитом. Просуществовало такое требование в течение года, пока не вышли нормативные документы о том, что это незаконное ограничение. И в течение этого года, и еще полугода после отмены нововведения в аэропорту требовали соблюдать незаконное решение. А на деле брали взятки за отправку грузов. Это была кормушка, а икра продолжала вывозиться. Мзду перестали требовать только после вмешательства правоохранительных органов.

Второй неудачный опыт – когда в России вступили ограничения на перевозку черной икры. В Москве, в аэропорту Шереметьево, поборы стали совершенно открытыми. Проход с икрой стоил 100 евро. Все это было и может повториться.


В 2019 году значительно увеличился размер ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам. Теперь за один экземпляр нелегально добытой нерки, независимо от размера и веса, придется заплатить 11575 рублей, чавычи и кижуча – 10635 рублей, кеты – 2009 рублей, горбуши – 961 рубль. Такса для расчета ущерба за 1 кг красной икры составляет 27455 рублей.

В связи с этим браконьеры попадают под уголовную ответственность, если при них будет обнаружено 9 экземпляров нерки, 10 экземпляров чавычи и кижуча или 3,7 кг икры лососевых видов рыб.


Мария ВЛАДИМИРОВА

4754

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых