Александринка: 40 лет спустя

Александринка: 40 лет спустя

Недавно в Петропавловске завершились гастроли Александринского театра. Помимо двух репертуарных спектаклей «Демагог» и «Охота жить!», по окончании одного из показов, состоялась творческая встреча труппы со зрителями, на которой режиссер, драматург и актеры обсуждали с публикой постановку, философские мысли пьесы и ее параллели с современностью.

В процессе беседы совершенно случайно выяснилось, что посещение Камчатки труппой Александринского театра произошло вовсе не в первый раз, как это до сих пор официально считалось. Первый раз визит состоялся в 1979 году, когда труппа, тогда еще Ленинградского театра им. А.С. Пушкина, приехала на Камчатку со спектаклем «Сказки старого Арбата». Об этом на обсуждении поведал один из актеров – Семен Семенович СЫТНИК (исполнитель роли Перикла в спектакле «Демагог»), который был в числе той самой гастролирующей труппы. Семен Семенович немного рассказал о своих воспоминаниях, а молодые актеры, в первый раз посетившие наш край, рассказывали о своих впечатлениях. После обсуждения нам удалось подробнее пообщаться на данную тему с Семеном СЫТНИКОМ и с одним из представителей молодого поколения артистов Иваном ЕФРЕМОВЫМ (исполнителем роли Аристофана).

— Семен Семенович, расскажите про ваши гастроли 1979 года. Почему так сложилось, что нигде в архиве не сохранилось записей о гастролях Александринки на Камчатке, и официально гастроли этого года считаются первыми в жизни театра?

С.С.: Потому что это были гастроли, организованные Ленконцертом, то есть, формально они вошли в историю не под именем нашего театра. Но занята в них была Александринка, тогда еще называвшаяся Ленинградским государственным академическим театром им. А.С. Пушкина. Мы поставили спектакль «Сказки старого Арбата» по пьесе А. Арбузова, смастерили специальные легковесные декорации, которые можно было уложить в чемодан, и полетели на Камчатку. Я побывал в Петропавловске почти во всех знаменитых местах, которыми восхищаются бывалые туристы – в Паратунке, на лежбище сивучей… Но больше всего мне запомнилась наша поездка на Командорские острова. Мы давали спектакль в селе Никольское, в местном маленьком Доме культуры. Нас доставили на остров Беринга на теплоходе, а затем с помощью конструкции из сетки и подъемного крана нашу труппу переместили с судна на берег. Это был буквально экстрим!

Вообще, я очень радовался тому, что снова еду на Камчатку, всю дорогу рассказывал молодым актерам про природу и богатства этого места.

И. Е.: Да, я был заворожен рассказом Семена Семеновича в дороге, хотелось скорее на это посмотреть. К сожалению, наш гастрольный график очень плотный, к тому же дальняя дорога и смена часовых поясов дала о себе знать. Но мы нашли в себе силы, съездили на океан, погуляли по окрестностям, тут очень красивая природа. Мы смотрели на пейзажи этой дикой природы, открыв рот, фотографировались на их фоне, точно так же как смотрят гости нашего города, когда в первый раз приезжают в Петербург и поражаются красотой архитектуры.

— А каково было играть спектакль «Демагог» на большой сцене? Ведь изначально он рассчитан на маленькую зрительскую аудиторию? И вообще, как вам наш камчатский зритель?

И.Е.: Да, в нашем театре мы играем его на малой сцене, на 60-80 человек. А здесь, на удивление, на 500 человек спектакль прошел отлично, на одном дыхании. Зритель оказался очень чутким и благодарным, постоянно на себе ощущалось внимание всего зала. Это очень приятно и неожиданно, ведь когда мы его играем дома, наш искушенный зритель смотрит с меньшим восторгом. Известно, что в Петербурге и Москве проходит основной театральный процесс, все экспериментальные площадки, мастер-классы различных педагогов и режиссеров в первую очередь проводятся в столицах, у нас гораздо больше театров, поэтому нашего петербургского зрителя мало чем удивишь.

С.С.: Да, к большому сожалению, этот так. Нашего зрителя удивить трудно, а публика, живущая в отдаленных районах, видит гораздо меньше. Тут получается некоторая несправедливость. В идеале, всеми новинками в мире искусства нужно делиться, а не вариться в этом самим. И вообще, было бы здорово, если бы эта молодая энергия, несущая новые мысли в искусстве, была бы рассредоточена по стране, как это было раньше.

— Это сегодня маловероятно – вряд ли молодой режиссер захочет ехать далеко от того места, где протекают основные процессы современного искусства. Ему захочется оставаться в центре событий, среди своих...

И.Е.: Не всегда. Я могу привести пример из личного опыта: мой однокурсник — режиссер — после ВУЗа решил, что в Петербурге и без того много режиссеров таких как он, желающих экспериментировать, но места тут хватает не всем. И он попросился в магаданский театр. Это все зависит от самого человека: если у тебя есть желание заниматься искусством, то ты не будешь ждать, когда найдется подходящее место, а будешь искать для этого возможность.

С.С.: Для начала достаточно хотя бы восстановить прекрасную традицию вывозить спектакли в самые дальние уголки страны, как это было в СССР. Я вам только что рассказал как я приезжал сюда на гастроли последний раз 40 лет назад, и только сейчас этот опыт повторился. А все это время, и по сей день, разъезжали по глубинкам страны разве что антрепризы, но они к высокому искусству никакого отношения не имеют. Это развлекательные комедии, в которых обязательно задействованы медийные актерские лица, с минимумом декораций из-за местных кулис. Разумеется, такие спектакли путешествуют по стране с чисто коммерческой целью. То ли дело – привезти полноценный спектакль, со всеми декорациями, полный актерский состав, администраторов, гримера, костюмера и т.д., что без специальной государственной программы невозможно, ведь это очень дорого. Практика таких гастролей в дальние уголки нашей Родины начала возобновляться совсем недавно, остается только надеяться, что это снова станет системой.


Беседовала Полина СУВОРОВА

Фото Дарьи ФИШЕР

Семен СЫТНИКИван ЕФРЕМОВ (в центре)
Практика гастролей в дальние уголки нашей Родины начала возобновляться совсем недавно, остается только надеяться, что это снова станет системой
1452

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых