Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Икорный авиатрафик: сколько вешать в килограммах?

09:30
2920

История с перевозками лососевой икры в авиабагаже наконец отозвалась на самом высоком уровне власти. Перевозить или нет, а главное – сколько килограммов разрешить везти, обсуждали накануне в Москве на заседании Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. В нем принимал участие вице-губернатор Камчатского края Дмитрий ЛАТЫШЕВ.

Сам по себе вынос икорно-багажного вопроса на обсуждение именно этой комиссией уже говорит о том, что перевозки икры неизвестного происхождения в багажных отделениях авиалайнеров считаются не совсем законными. Тем более что все прекрасно понимают: перевозимая ведрами икра предназначается вовсе не на бутерброды материковским родственникам, а поступает в торговый оборот. Очень даже может быть, что продается она на материке через легальные торговые точки (магазинчики с названием типа «Лучшие деликатесы Камчатки» или «Дальневосточные лакомства» есть почти в каждом городе России). Вполне может быть, что и документы на икру в этих магазинчиках предъявить могут, и производителя назвать. А вот будет ли эта информация соответствовать действительности – вопрос отдельный.


Росрыболовство ставит на десятку

Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции пришла к общему мнению о том, что количество перевозимой авиапассажирами лососевой икры должно быть ограничено. Росрыболовство объявило, что считает целесообразным установить норму провоза в 10 килограммов. Озвучил это глава ведомства Илья Шестаков. По его словам, в настоящее время в Дальневосточном федеральном округе сложилась практика перевозки физическими лицами в багаже по сути коммерческих партий лососевой икры, которые предназначены, прежде всего, для дальнейшей перепродажи. Эти партии не проходят ветеринарный контроль и зачастую не имеют документов производителя. Как правило, это продукция собственного либо стороннего кустарного производства, не отвечающая санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, без промышленной маркировки и необходимых ветеринарных документов, подтверждающих ее качество и безопасность. Более того, в ходе транспортировки качество икры значительно ухудшается, и дальнейшее ее употребление может представлять реальную угрозу здоровью людей. «Эта возможность позволяет нарушителям реализовывать браконьерскую продукцию. По различным оценкам, объем таких перевозок составляет более 200 тонн за сезон», – уточнил Илья Шестаков.

У правительства Камчатского края есть другое предложение по разрешенным к перевозке объемам. Ранее этот вопрос активно обсуждался на территории края с привлечением рыбацкой общественности, профильного министерства, Россельхознадзора и органов рыбоохраны.

«Ограничение объема разрешенной к авиаперевозке лососевой икры может стать очень действенной мерой, в этом ни у кого нет сомнений. Илья Шестаков обозначил норму в 10 килограммов, мы предлагаем ее увеличить до 32 килограммов включительно без сопроводительных документов. Но для установления любых ограничительных норм необходимо, прежде всего, определить на федеральном уровне критерии, по которым икорная партия будет отнесена к личному потреблению. Кроме того, важно понять, в чьи полномочия будет входить проверка багажа на предмет наличия икры, а также весовой контроль», – прокомментировал ситуацию вице-губернатор края Дмитрий Латышев.

Какая норма будет установлена, пока говорить рано. Комиссией принято решение о необходимости разработки проектов нормативных актов, предусматривающих ограничение объема транспортировки воздушным транспортом икры лососевых видов рыб для личного потребления. К разработке привлекут Минтранс и авиакомпании.


В краю непуганых перевозчиков

Интересно, что пока дальневосточная общественность по большей части обсуждает именно объем разрешенного вывоза. Мало кто говорит о подтверждении легального происхождения икры, будь то пара килограммов или десяток-другой пластиковых ведер. Ведь и сейчас никто из непуганых перевозчиков икры не везет в своем личном багаже сразу десять икорных мест. Берут две – три нормы багажа, а остальное «пристраивают» к добрым пассажирам без багажа. Всегда на рейсе найдется десяток командировочных, которые летят в столицу только с ручной кладью. Берет такой пассажир ведро икры, сдает в багаж, даже не превышая норму провоза, получает потом его в аэропорту прибытия и отдает встречающему. Говорят, такая услуга стоит в среднем 1 000 рублей за одно место. Если «добряк» берет два места, за сверхнормативный багаж заплатит отправляющая сторона. На первый взгляд – никакого криминала. Если, конечно, не брать во внимание то, что икра эта, скорее всего, браконьерская. Впрочем, и этот нюанс смущает далеко не каждого.

В последнее время в камчатских социальных сетях часто можно встретить объявления такого характера: «Лечу 25 …бря в Москву, могу взять пару мест багажа за вознаграждение…» Заранее понятно, что в этих двух местах в столицу не поедут теплые носки для внуков и варенье из камчатской шикши.

Странный, на наш взгляд, способ зарабатывания. И вознаграждение копеечное, и в браконьерской схеме участвуешь, и икру везешь невесть какого качества, от которой, возможно, кто-нибудь в Москве получит несварение… Почему люди делают это? Сложно сказать. Главный, ктозарабатывает на таких отправках, – это, конечно, владелец икры. Среди несущих потери – легальные производители (цена на контрафакт, естественно, демпинговая) и Камчатка в целом (имидж территории от некачественной продукции никак не повышается). А вывозится икра в авиабагаже, как уже говорилось, сотнями тонн.


Как стать икрокурьером

Причиной всех вышеперечисленных действий, конечно, являются упрощенные правила перевозки. Для личного пользования в пределах Российской Федерации можно спокойно везти рыбопродукцию без документов, подтверждающих ее легальное происхождение. Для сравнения, в том же Европейском Союзе и других государствах перевозить этот продукт можно только в заводской упаковке. Она может быть изготовлена из пластика, металла или стекла, но непременно с указанием производителя, срока годности, сертификации. Во многих странах пассажирам необходимо еще и сохранять чеки на покупку икры, которые могут попросить предъявить при досмотре.

Ссылаясь на этот опыт, и у нас многие специалисты склоняются к тому, что именно документы и заводская упаковка, доказывающие легальность продукта, должны стать во главу угла при определении правил перевозки лососевой икры. Купил ты, к примеру, легально ведро икры, везешь ее в заводском ведре с маркировкой, имеешь на руках чек на ее покупку – пожалуйста, сдавай в багаж. А количество провозимого багажа уже определяет авиаперевозчик.

Вторым критерием уже может выступать общее количество продукции. Определить объем, считающийся официально разрешенным к провозу для личного пользования, безусловно, необходимо. Здесь уже речь идет о разнице в оформлении личного багажа и партии груза. Груз и сейчас оформляется к перевозке по совершенно другим правилам. Тут уже история без ветеринарного контроля и других сопроводительных документов не пройдет, стало быть, и оформить браконьерскую икру грузом не получится.

Кроме того, неплохо было бы ввести в новые правила перевозки и норму ответственности для тех, кто соглашается перевезти чужую икру под видом своего личного багажа. Сейчас никто из этих людей не задумывается, что добровольно вовлекается в преступную браконьерскую сеть, становясь, по сути, икрокурьером. Предложи такому человеку провезти в багаже наркотики – он откажется, ведь законом это запрещено, и попасть под уголовную ответственность совершенно не хочется. Думаете, с икрой не так? Кто-то выловил рыбу незаконно, читай – украл у государства, незаконно изготовил в непонятных условиях икру, вы ее в качестве курьера перевезли и передали тому, кто ее потом незаконно продал. Вот так это выглядит на самом деле.

Именно поэтому уже не первый год на всех площадках говорится о необходимости введения ответственности и за перевозку незаконно добытой (браконьерской) рыбы, и изготовленной из нее икры. «В основном мы говорим именно о необходимости пресечения браконьерства как явления, негативным образом влияющего на состояние общества и создающего экономическую базу для преступников», – комментировал нам ситуацию ранее министр рыбного хозяйства Камчатского края Андрей Здетоветский. И это вовсе не просто «громкие слова». Пока граждане активно покупают у браконьеров продукцию, становясь скупщиками краденого, и перевозят браконьерскую икру как заправские икрокурьеры, ничего не остается, кроме как закрутить законодательные гайки. Может быть, тогда с Камчатки хотя бы в торговые сети страны будет уходить по большей части легальная красная икра.


Светлана СОЛОВЬЕВА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.