Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Василий КНЯЗЕВ: «Во всём всегда виноват дирижёр!»

10:05
3724

Уже почти три года минуло с того дня, как от нас ушел Евгений МОРОЗОВ – отец-основатель Камчатской хоровой капеллы. Найти замену человеку, руководившему хором без малого полвека, – сложнейшая задача. Бывает, что после таких горьких потерь творческие коллективы и вовсе прекращают существование. Однако Камчатка, безусловно, не могла себе позволить потерять свой главный хор, ставший визитной карточкой края. На смену легендарному МОРОЗОВУ из столицы приехал молодой дирижер Василий КНЯЗЕВ. Вот уже более двух с половиной лет он руководит капеллой, а с начала этой осени – еще и всей Камчатской филармонией.

– Василий Юрьевич, вы заняли должность худрука капеллы, когда вам было 28 лет. Обычно такими коллективами руководят люди несколько старше?

– Вы имеете в виду известную фразу о том, что дирижер – это профессия второй половины жизни? Да, так и есть. В большинстве случаев. Но так получилось, что я в этом правиле – исключение. Несмотря на молодость, у меня было много практики. Я довольно рано начал руководить и дирижировать – лет с 17, на втором курсе колледжа. Это были и детские хоры, и оркестры, у себя на родине, в Кирове, я создал хор студентов и выпускников российских музыкальных вузов, мы готовили целые концертные программы.

– Но здесь уже не студенческий хор, а прославленный коллектив с огромной историей. Неужели мандража совсем не было?

– Абсолютно никакого мандража. Он, наверное, имел бы место, не будь за моими плечами Московской консерватории. Мы ведь с Морозовым окончили один вуз. С разницей в 50 лет, правда. Евгения Ивановича хорошо помнят в стенах консерватории. Моими педагогами были его однокурсники. У нас с ним одна школа. И с первой же репетиции мы с артистами капеллы поняли друг друга, как будто до этого проработали вместе лет 10. У меня не было в голове революционного настроя, наоборот, я хотел и хочу максимально сохранить то лучшее, что было при Морозове. Но и, конечно, стоять на месте не собираемся: вводим новые произведения, делаем интересные программы.

– Сильно ли с вашим приходом изменился состав капеллы?

За эти 2,5 года состав капеллы очень омолодился. Но мы ни в коем случае не потеряли в уровне, местами даже его подняли. Мы стали богаче на нескольких теноров, а эти голоса всегда и везде в дефиците. Это приобретение позволило нам браться за те произведения, которые раньше были не по плечу. Конечно, нам все еще не хватает голосов, однако в тех случаях, когда мы беремся за какие-то глобальные проекты, удается договориться с директором о привлечении дополнительного состава. Как это было, например, когда мы замахнулись на «Всенощное бдение» Рахманинова. Это – шедевр русской духовной музыки, это целая симфония для хора. Я считаю, что капелла с ним справилась. До идеала его доводить можно сколько угодно долго, можно десятками лет его исполнять и только на 25-й год спеть как надо. А вообще, я убежден, не бывает так, что коллектив плохо спел, бывает, что дирижер плохо работает. То есть, во всем всегда виноват дирижер! Кому-то много доверил, кому-то, наоборот, мало доверил. Я могу ругаться иногда на артистов, но всегда беру ответственность на себя. А вы ведь еще не забывайте, что в капелле почти нет профессиональных певцов. Я имею в виду, что они не имеют профессионального вокального образования. У кого-то диплом учителя, у кого-то юриста… Однако при этом им удается петь так, что публика и не подумает, что перед ней непрофессионалы. В этом уникальность Камчатской хоровой капеллы.

В прошлом году мы выезжали с коллективом в Москву и Санкт-Петербург. А первый концерт той гастрольной программы провели в Выборге. Там без какой-либо рекламы нам удалось собрать полный зал. После выступления ко мне подходили люди и говорили: «Спасибо, вы значительно подняли уровень музыкальной культуры». А ведь Выборг находится совсем недалеко от Петербурга – нашей культурной столицы. Такие слова, конечно, дорого стоят.

Мне нравится, что наши артисты готовы работать и расти в профессии. Есть даже те, кто поступает и уже учится в музыкальных вузах. А еще у нас очень талантливые солисты. Сирана Мирзоян – перспективная певица, стараемся давать ей разнообразный материал, чтобы она оттачивала грани своего таланта. Совсем недавно у них сложился блестящий дуэт с другим нашим солистом – Иваном Раком. Ребята исполнили последнюю сцену из «Евгения Онегина», какие страсти кипели на сцене! Иван недавно вернулся из Москвы, где учился пению, а вообще, он – местный, камчатский. Иван Рак – универсальный артист, прекрасно исполняет и классику, и оперу, и поп-репертуар, и мюзиклы. Он сотрудничал с известной международной корпорацией «Stage Entertainment» и принимал участие в таких мировых мюзикловых хитах, как «Призрак оперы», «Красавица и чудовище» и др. 30 ноября у него, кстати, состоится сольный концерт, там он будет исполнять популярную музыку. Конечно, для нас возвращение Ивана Рака на Камчатку и его приход к нам в капеллу – большая радость. Хотелось бы, чтобы он здесь задержался.

– А вы сами на Камчатке собираетесь задерживаться? Какие у вас о нашем крае сложились впечатления после пары лет личного знакомства?

– Я ехал сюда подготовленный моим другом пианистом Алексеем Бобельнюком. Он сам с Камчатки. Когда учились в консерватории, были с ним соседями по общежитию, и он мне немало рассказал о вашем крае. Здесь все оказалось примерно так, как я себе представлял. Пурги – сильные, цены – большие, природа – завораживающая! Но для меня главное – заниматься музыкой, а где я буду это делать – уже не так важно. То, что я имею возможность здесь иногда выбираться в какие-то красивые уголки – на океан, на источники и вулканы, – приятный бонус. Уже дважды я был частью концертов на вулкане Горелом. Один раз мы пели с вокальным квартетом в пещере, а в этом году выступали с капеллой в кальдере вулкана. Акустика там своенравная, но опыт очень интересный. Сколько я задержусь на Камчатке? Я не знаю. Так надолго не загадываю. Я мыслю сезонами. Много разных задумок и планов.

– Чем собираетесь удивлять камчатскую публику?

Мы работаем над проектами, в которых хотим объединить два наших филармонических коллектива – Камчатскую хоровую капеллу им. Е. Морозова и камерный оркестр им. Г. Аввакумова. Первый такой «дуэт» планируем презентовать совсем скоро – 14 декабря на концерте, посвященном 90-летию А. Пахмутовой. Второе совместное выступление наметили на следующую весну, когда весь мир, и Камчатка в том числе, будет отмечать юбилей Бетховена. Эту традицию, возможно, продолжим и на мероприятиях, посвященных юбилею Чайковского. Весной же мы ожидаем приезд Юрия Башмета. В этот раз мы будем готовиться к его визиту особенно, поскольку наша капелла имеет амбициозные планы выступить вместе с ним. Он очень заинтересовался нашим предложением, надеюсь, этому суждено будет воплотиться в жизнь. В апреле мы будем принимать «Квартет российских саксофонистов» – профессиональный коллектив молодых виртуозов. Кстати, очень приятно, что создатель и руководитель этого квартета Владимир Кознов тоже родом с Камчатки.

Совсем скоро к нам приедет вокальный квартет «Cool & Jazzy». Это очень опытный московский коллектив, который поет широкий репертуар а капелла, но делают это они настолько мастерски, как будто им аккомпанирует целый оркестр. В декабре почитателей народного жанра ждет встреча с квартетом «Expromt».

А у Камчатской хоровой капеллы есть планы и на эстрадный репертуар. Вместе с президентом Духового общества Камчатки Марсэлем Юрьевичем мы вынашиваем идею концерта капеллы с эстрадным ансамблем. Надеюсь, что нам удастся представить публике не только джазовый стандарт, но и, возможно, мы коснемся мюзиклов и даже песен группы «Queen». Это я вам лишь о некоторых наших планах рассказал. Сезон будет нескучным, это – точно!


Беседовала Яна ЩЕГОЛИХИНА

Фото Вадима ЖУКА и Виктора ГУМЕНЮКА



Неслучайная случайность

Кто дирижирует нашей жизнью? Судьба? Бог? Мы сами? Иногда кажется, что многие вещи с нами происходят случайно. Именно случаю благодарен Василий Князев за любимую профессию. Он родился в семье, где музыку воспринимали как хобби. В «музыкалку» ходить? Так уж и быть, ходи. В рок-группе бренчать? Тоже не возбраняется. Но когда речь зашла о будущей специальности, тут родители настоятельно рекомендовали выбирать что-то посерьезнее. Мама работала в детском доме, отец – на железной дороге. И Василий по окончании музыкальной школы и 9 классов общеобразовательной собрался учиться нормальной земной профессии. Поехал в Киров поступать на электрика. Князевы жили в поселке, город мальчик знал плохо. Прохожие подсказали, что до училища, где учат на электриков, можно доехать на «тройке». Но не уточнили, что «тройка» – это троллейбус. Поэтому Василий сел на автобус номер 3, который, как оказалось, тоже ехал до училища, но только до музыкального.

«Надо зайти посмотреть, раз уж такой случай», – подумал абитуриент Князев. Зашел. Посмотрел. И поступил.

По окончании музыкального училища Василий поступил в Московскую консерваторию. Уже неслучайно.

Там же прошел профессиональную переподготовку на факультете повышения квалификации по специальности «художественное руководство оперно-симфоническим оркестром». С 2016 г. проходит ассистентуру-стажировку в РАМ им. Гнесиных. Выступал в различных ансамблях духовной, барочной и современной музыки в качестве хорового и камерного певца, дирижера хора и камерного оркестра; сотрудничал с театром им. Н.И. Сац и Вятским камерным оркестром под управлением К. Маслюка. Василий – дважды лауреат Всероссийского конкурса хоровых дирижеров в Нижнем Новгороде, победитель общероссийского конкурса «Молодые дарования России» в номинации «Музыкальное искусство», в 2011–13 гг. – художественный руководитель и дирижер Кировского хора студентов и выпускников российских музыкальных вузов. С 2017 г. – художественный руководитель и дирижер Камчатской хоровой капеллы.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.