Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Александра КОРОТКОВА: Образование сегодня нацелено на личный успех каждого ребенка

09:45
4429

Образование – та отрасль, где рождается наш завтрашний день. И сегодня каждому российскому ребенку, где бы он ни жил, мы, взрослые, должны обеспечить достойные условия для обучения, развития, творчества. По самым высоким, современным стандартам.

Для этого в Российской Федерации запущен национальный проект «Образование», реализация которого в этом году стартовала в регионах страны.

Какие неотложные задачи сегодня необходимо решить в сфере образования Камчатского края, какими успехами можно гордиться – об этом наш разговор с министром образования региона Александрой КОРОТКОВОЙ.

– Александра Юрьевна, среди множества задач что предстоит решать в первую очередь?

– Перед образованием края стоит много актуальных задач. В числе главных – продолжение работы по сохранению 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Успех достигнут: сегодня в крае такая доступность обеспечена, но ее нужно сохранить. И полностью решить вопрос с детскими садиками для малышей, от 2 месяцев до 3 лет. Эта работа ведется в рамках национального проекта «Демография».

Важная задача – увеличение охвата детей дополнительным образованием. Здесь важно обновление содержания и методов обучения, подготовки педагогов, работающих в этой сфере.

Еще один из приоритетов – привлечение в систему образования молодых педагогов и их поддержка, развитие кадрового потенциала.

Важным для нашего региона и его дальнейшего социально-экономического развития, на мой взгляд, является и работа по повышению привлекательности целевой подготовки кадров.

Ну и, конечно, всегда актуальным остается развитие инфраструктуры системы образования. Это и капитальный ремонт учреждений, и обновление их материально-технической базы, и строительство новых объектов.

– Какие задачи поставил национальный проект «Образование» перед нашим регионом?

– Национальный проект в сфере образования нацелен на достижение двух ключевых задач. Это обеспечение глобальной конкурентоспособности отечественного образования и вхождение России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая задача – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций. Достигнув этих достойных, высоких целей, мы по-настоящему изменим нашу страну к лучшему.

Для реализации нацпроекта в крае были утверждены региональные проекты, в их рамках выполняются конкретные задачи и мероприятия.

«Современная школа» – в рамках этого регионального проекта мы сегодня воплощаем масштабный проект «Точки роста», создаем центры современного образования в школах камчатских сел и малых городов. Новые образовательные стандарты в них будут реализованы в полной мере, прежде всего – по предметам естественнонаучного и технологического циклов, а также цифрового и гуманитарного профилей. Школьники из соседних школ смогут приходить туда, где создана такая «Точка роста» и углубленно изучать предметы. В 2019 году в 7 школах Елизовского, Мильковского, Быстринского, Усть-Камчатского и Усть-Большерецкого районов «Точки роста» созданы. Их количество будет расти.

В трех школах Петропавловска-Камчатского с января 2020 года дети будут изучать предмет «Технология», в том числе на базе детского технопарка «Кванториум». Будет продолжено обновление материально-технической базы для различных профилей обучения в сельских школах края.

В рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» ведется формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи. Мы должны помочь им самоопределиться и выбрать будущую профессию.

Сегодня в краевой столице успешно работает детский технопарк «Кванториум-Камчатка», открытый в 2018 году благодаря федеральной поддержке. До 2024 года по результатам конкурса в крае будут созданы мобильные технопарки «Кванториум» в крупных муниципалитетах.

Региональный проект «Успех каждого ребенка» предусматривает обновление материально-технической базы для занятий физкультурой и спортом в школах сел и малых городов. Не первый год у нас ремонтируются спортзалы, обустраиваются открытые спортплощадки и стадионы, создаются спортивные клубы. Проект предусматривает создание и внедрение общедоступного регионального навигатора по дополнительным общеобразовательным программам.

Еще один проект – «Поддержка семей, имеющих детей», поможет созданию условий для раннего развития детей до трех лет, реализации программ психолого-педагогической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.

В рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда» планируется создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. К концу 2024 года будет внедрена общероссийская целевая модель цифровой образовательной среды. Все образовательные организации будут обеспечены высокоскоростным интернетом.

– Камчатка сегодня строит для детей новые детсады и школы. Каковы успехи в этом направлении и планы на будущее?

– Начну с дошкольного образования. С 2013 года в регионе построены и приняли воспитанников 5 детских садов. Благодаря проекту «Билдинг-сад» в Петропавловске открыты 6 групп в центре образования «Эврика», в Елизовском районе – две дополнительные дошкольные группы на 50 человек. За счет использования внутренних резервов в детсадах краевого центра открыты 10 новых групп. Эти меры и позволили уже с 2016 года обеспечить полную доступность дошкольного образования в крае для детей 3–7 лет.

В планах на 2019–2021 годы – построить 10 дошкольных образовательных организаций, в том числе 3 детсада в Петропавловске, 2 – в Елизовском районе, а также в Вилючинске, с. Соболево, п. Ключи Усть-Камчатского района, с. Тиличики Олюторского района, п. Оссора Карагинского района. Будем также выкупать помещения в Елизовском районе для организации детсадов. В итоге к концу 2021 года планируем открыть 103 дополнительные группы, для малышей до 3 лет будут созданы 1 976 мест.

Сегодня ведется строительство детского сада на 170 мест по ул. Арсеньева в Петропавловске-Камчатском, детских садов в Ключах и Тиличиках.

– Когда в наших школах удастся уйти от второй смены?

– Постепенная ликвидация второй смены в школах и замена ветхих зданий на современные – особенно важные направления работы министерства. Проблема второй смены актуальна для двух густонаселенных муниципалитетов края – Елизовского района и Петропавловска-Камчатского. А в отдаленных районах остро стоит проблема износа школьных зданий.

С 2013 года в крае построены четыре школы, в том числе в 2016 году – учебный комплекс в селе Усть-Хайрюзово Тигильского района, где учтена специфика труднодоступной территории. А в 2019 году приняла детей новая школа на 990 мест в Елизове, что как раз позволило значительно сократить в районе число обучающихся во вторую смену.

Понимая, что возведение новых объектов – затратное мероприятие, мы активно участвуем в конкурсах и отборах, в которых предполагается выделение федеральной поддержки на строительство. И две наши заявки Министерством просвещения поддержаны. Строительство школы в селе Средние Пахачи начнется в 2022 году. А в 2021 году будет выделена федеральная субсидия на строительство учебного корпуса для школы в столице края.

– В последние годы в крае активно развивают и технически перевооружают учреждения среднего профессионального образования. Какие задачи еще нужно решить?

– Действительно, многое уже удалось. Правительством края утвержден план социального развития центров экономического роста региона на период до 2025 года, и модернизация материально-технической базы системы среднего профессионального образования включена в него как одно из значимых мероприятий.

Только за последние два года приобретено оборудование для практических занятий по сестринскому делу, дошкольному воспитанию; закуплены лаборатории «Автоматизированный тепловой пункт», «Учебная гостиница», «Системное администрирование», «Гидравлика и гидротехника», «Слесарная мастерская» и другие. Обновлен учебный автопарк – грейдер, трактор, кормоуборочный комбайн, грузовые и легковые автомобили.

Современное оборудование позволяет вести качественную подготовку кадров для транспортно-логистической, аграрной, туристической, строительной, социальной сфер, что соответствует плану развития ТОР «Камчатка».

В 2019 году мы продолжаем эту работу. Для наших техникумов и колледжей приобретены самосвал КамАЗ, комплекты электронных плакатов «Гидравлический привод», «Пневматические приводы и средства», лабораторные стенды, легковые автомобили. Ожидается поставка компьютерной техники, оборудования для лаборатории электросварки и др. Это то, что необходимо для эффективной подготовки судовых электриков, мастеров по ремонту и обслуживанию автомобилей, сварщиков, трактористов.

К 2024 году планируем создать на базе наших образовательных организаций 50 современных мастерских, оснащенных оборудованием с учетом стандартов «Ворлдскиллс».

Наши педагоги и мастера профобразования ежегодно проходят обучение по дополнительным профессиональным программам при участии Академии союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» по актуальным компетенциям.

– Удается ли сегодня учитывать потребности региона при подготовке специалистов?

– Ежегодно наше министерство выделяет около 1 500 бесплатных мест для обучения по программам среднего профессионального образования, которое финансируется за счет средств краевого бюджета. Обучение профессиям и специальностям, менее востребованным экономикой региона, ведется за счет средств физических и юридических лиц.

Перечень образовательных программ СПО, которые реализуются за счет бюджета края, утверждается с учетом потребности региона в квалифицированных кадрах, а также с учетом инвестиционной деятельности в рамках проекта ТОР «Камчатка». Такие же подходы мы используем при согласовании контрольных цифр приема в вузы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Сегодня в крае реализуются новые образовательные программы, входящие в топ-50: специалист по поварскому и кондитерскому делу, специалист по гостеприимству, парикмахер-модельер, техник по управлению качеством продукции, техник по защите информации, техник – механик в сельском хозяйстве и т. д.

С учетом специфики региона утвержден перечень профессий и специальностей среднего профобразования, пользующихся спросом на рынке труда Камчатки, – «Топ-Регион». В него входят 20 профессий – судовой механик, механизатор сельского хозяйства, специалист холодильных систем, менеджер гостинично-туристической индустрии и другие.

В 2018–2019 учебном году по программам «Топ-50» и «Топ-Регион» обучались 380 человек, в 2019–2020 – 409 человек.

Особое внимание сегодня уделяется популяризации среднего профессионального образования. Это конкурсы профессионального мастерства, профориентация школьников.

С 2016 года Камчатский край является ассоциированным партнером (членом) движения «Ворлдскиллс Россия». За это время проведены 3 региональных чемпионата «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». В 2016 году мы начинали с 5 компетенций, а в 2019 их было уже 13.

Выросло с 1 до 5 и число участников финала национального чемпионата «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». Впервые в 2019 году в финале принял участие школьник по юниорской компетенции «Промышленная автоматика», который был удостоен чести представлять Камчатский край в составе национальной сборной на международном чемпионате в Казани.

Чемпионаты «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» в крае набирают популярность у школьников и студентов и их родителей, за эти годы конкурсы посетили более 5 000 зрителей. Проведение IV Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» запланировано на февраль 2020 года.

В регионе активно ведется и работа по профессиональной ориентации. В октябре 2018 года 37 предприятий и организаций в Петропавловске-Камчатском, Елизовском, Усть-Большерецком, Карагинском, Олюторском районах в рамках всероссийской акции «Неделя без турникетов» помогали школьникам определиться в выборе профессии. Также мастер-классы, экскурсии на предприятия, профтестирование, индивидуальные консультации школьников и их родителей проводили Дворец молодежи, центр профориентации «Планирование карьеры».

Министерством образования края подготовлен комплексный план мероприятий по профориентационной навигации учащихся общеобразовательных организаций края на 2019–2020 годы.

Также минобром края разработан информационный буклет для школьников «ПрофНавигатор 2019, 2020. Учись и работай в Камчатском крае».

– Дополнительное образование в регионе на высоте. Что нового сегодня предлагается детям?

– В последние годы система дополнительного образования оказалась в фокусе особого интереса как со стороны государства, так и бизнеса и активных общественных групп.

Новый вектор развития системы задан региональным проектом «Успех каждого ребенка», который и нацелен на личный успех каждого. Он предлагает ребенку во взаимодействии со взрослым профессионалом пробовать, выбирать, осваивать профессиональные области и достигать в них своего результата.

Современное дополнительное образование реализуется в учреждениях дополнительного образования детей, школах, детских садах, в государственных и негосударственных образовательных организациях и охватывает различные сферы деятельности – образование, культуру, искусство, физическую культуру и спорт.

С декабря 2018 года работает детский технопарк «Кванториум-Камчатка» по 6 образовательным направлениям: «IT-квантум» (информационные технологии), «Промробоквантум» (робототехника), «Геоквантум» (геоинформатика), «Аэроквантум» (сборка, программирование и управление беспилотными летательными аппаратами), «Hi-tech» (электротехника, работа с 3D-принтерами и сканерами), «Промышленный дизайн» (разработка дизайна различных объектов и товаров), «Энерджиквантум» (изучение основных направлений альтернативной энергетики).

«Кванториум» стремится дать возможность любому школьнику попробовать себя в техническом творчестве и изобретательстве, поработать на современном оборудовании. В текущем году количество «кванторианцев» уже превысило 800 человек, и подавляющее большинство из них планируют продолжать обучение в детском технопарке.

В планах – ежегодно проводить профильные лагерные смены на базе детского технопарка «Кванториум-Камчатка». В июне этого года уже успешно состоялся проект «Инженерные каникулы», который объединил в себе преимущества профильной лагерной смены и новые формы образовательной деятельности, например педагогическое сценирование, игры на командообразование и многое другое. Результатом «Инженерных каникул» для ребят стала защита подготовленных в командах проектов.

Уже сейчас наши школьники участвуют в профориентационных онлайн-мероприятиях проекта «ПроеКТОриЯ», где они знакомятся с ключевыми отраслями экономики, получают представление о профессиях и возможности решать реальные практические задачи отрасли. На осознанный выбор профессии ориентирован и проект «Билет в будущее», который реализуется на базе школ и детского технопарка «Кванториум».

В планах до 2024 года – приобретение мобильного технопарка «Кванториум» для детей, живущих в сельской местности, создание «IT-куба» и регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, созданный с учетом опыта образовательного фонда «Талант и успех».

– Александра Юрьевна, как вы оцениваете уровень знаний, которые наши дети получают в школе? Достойно ли сдают ЕГЭ?

– Единый государственный экзамен считается признанным инструментом объективной оценки качества подготовки выпускников школ. Но сегодня мы не сравниваем школы по результатам итоговой аттестации их выпускников. Скорее это личные достижения каждого учащегося, позволяющие ему проектировать дальнейшую перспективу в выборе профессии и получении образования.

Отмечу, что, как и ежегодно, в этом учебном году ЕГЭ в нашем крае прошел на хорошем организационно-технологическом уровне, без срывов и нарушений. Кроме того, мы отмечаем положительную динамику по определенным параметрам. Например, в крае снизилось количество не сдавших ЕГЭ по истории, информатике и ИКТ, химии, литературе. Увеличился средний балл ЕГЭ по математике профильного уровня, информатике и ИКТ, химии, английскому языку, литературе. Увеличилось количество участников ЕГЭ, получивших результат от 81 до 100 баллов по математике профильного уровня, информатике и ИКТ, химии, биологии, английскому языку, литературе. Есть в этом году у нас и стобалльники. Двое выпускников получили 100 баллов по русскому языку (школы Вилючинска и Елизова), 1 выпускник набрал 100 баллов на ЕГЭ по физике (СОШ № 42 Петропавловска-Камчатского).

В октябре на традиционном всероссийском совещании по итогам проведения ГИА Рособрнадзором был представлен рейтинг регионов по критериям эффективности качества и объективности проведения основного периода ЕГЭ, ГИА-9 и иных оценочных процедур в 2019 году. По качеству проведения ЕГЭ и ГИА-9 Камчатский край находится в «зеленой зоне». Это хороший результат, который был достигнут благодаря совместной работе региональной власти, муниципальных органов управления образованием и всех педагогов края.

Согласно информации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в 2019 году более 60 процентов камчатских выпускников поступили в организации высшего образования.


Беседовала Елена ИВАНОВА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.